Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.

Основное содержание темы, термины, понятия Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_aprelya_2.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс по

применению интерактивных технологий на уроке  литературы

(5 класс)

(учитель Комарова Лариса Александровна )

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом. 

Основное содержание темы, термины, понятия Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом  и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Работает с  текстом;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Технологии

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного цикла

Индивидуальная, работа в парах

  Кейс-технологии,

     рафт-технологии

Этап мотивации

Здравствуйте, ребята, здравствуйте , уважаемые гости!   Ребята. давайте по приветствуем наших гостей. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Актуализация знаний:

 Сценки  по тексту рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"  (5 минут)

 (  RAFT -технология)

Ребята, кто же эти герои, из какого произведения? Кто автор? Назовите жанр произведения ( рассказ).

Создание проблемной ситуации 

А вот на следующие вопросы мы постараемся найти ответы поработав на уроке.

Природа –друг или враг?

 Спасение Васютки–чудо или закономерность?

 Какие уроки даёт природа герою и читателю?

Сейчас я каждая пара получает свой кейс. Давайте вспомним, что же такое "кейс"?( ответы ребят)  Ученики получают  кейсы, а учитель знакомит присутствующих с  сутью технологии.

1. Кейс - технологии:

Происхождение термина: по одной версии – от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой – от латинского casus (сложный, запутанный случай). В 20-е годы его называли методом казусов.

Суть метода: учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно требуется разобраться: выявить проблему, обнаружить пути решения, выработать варианты выхода из положения.

Отличие кейсов от обычных образовательных задач: задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

  • развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение и решение проблем мышления;
  • практика поиска и выработки альтернативных решений,осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
  • способность и готовность к оценке и принятию решения;
  • гарантия более качественного усвоения знаний за счет их
    углубления и обнаружения пробелов знаний;
  • развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими).

В результате кейс-технология позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. При использовании такого рода деятельности как решение кейсов происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, формируются ключевые образовательные компетенции и новый тип мышления, отвечающий запросам времени.

Этап построения проекта

Кейс 1

1. Практическая ситуация.                               

 День 1

Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первого дня (ночи) в тайге? (работаем по тексту стр 132-135)

2. Вспомогательный теоретический материал.

Оцепенение; замер, отчаяние охватило его, и сразу не стало сил; холод; через силу улыбнулся: «Живём!»; одиночество; но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой; и всё-таки было жутко.

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения этой проблемы вы можете найти? Почему?

Кейс 2

1. Практическая ситуация.

День 2 (стр. 135-137)

А теперь найдём в тексте описание сибирской тайги.

- Как вы думаете, почему автору понадобилось так описывать тайгу?

-А как ведёт себя Васютка?

-В какой момент  он расплакался? Найдите это описание.

- Почему мальчик расплакался?

-Сравните лесное и озёрное житьё Васютки. Что ему больше нравилось и почему?

-О чём думал мальчик во вторую ночь?

-Почему он вспоминает всё это? Только ли, «чтобы отогнать худые мысли»?

2. Вспомогательный теоретический материал.

1.«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. <…>Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственничный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.  Маленьким –маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием…».

2.Автор так описывает тайгу, Чтобы показать её могущество перед человеком, её равнодушие. Человек кажется песчинкой среди огромного леса.

Всё нарастающее одиночество; тоска; отчаяние.

3..Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?»; «Васютка правильно рассудил, куда идти: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе  затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру – это еще не спасение. Поселения там очень редки. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью»;

 «с треском продирался вперёд».

4Нашёл озеро-«Губы Васютки задрожали:<Нет, неправда!>; потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

5. Мальчик расплакался потому, что  его ожидания не оправдались. Вместо Енисея он нашёл неизвестное озеро. Ему стало обидно.

4.«И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги».Тайга темная, угрюмая.

5.Мальчик думал сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

6.«Жалко ему  самого себя стало, начало донимать раскаяние»- он начинает осознавать чувство своей вины, вспоминая свои ошибки, плохое поведение. «Совсем горько стало Васютке»

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения этой проблемы вы можете найти? Почему?

Кейс 3

1. Практическая ситуация.

День 3 (стр 138)

Что происходит с мальчиком в 3-й день?

-Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь (т.е. 3-й день)?

2. Вспомогательный теоретический материал.

1.Старается не торопиться с мыслями: «Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался Енисей, Енисей, а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать». Увидел, что озеро большое, в нём полно белой рыбы, хочет выбраться, рассказать всем, подбадривает себя: «А что? И выйду!»

«Его даже лихорадить начало (озеро проточное), и радостно, и как-то боязно было верить в это».

Увидел здоровенького глухаря, но не стал больше гнаться за ним; увидел жёлтую полоску лиственного леса – волнение.

Дождь: Васютка скорчился и забылся тяжёлым сном.

2.Самым трудным был день, когда поднялся ветер, и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костёр. Силы мальчика были на исходе.

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения этой проблемы вы можете найти? Почему?

Кейс 4

1. Практическая ситуация.

День4 (стр 140)

-По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею?

-Почему для него было так важно выйти к сибирской реке?

-Как описывает автор встречу с Енисеем?

  -Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной?

-Как мальчик добился своего спасения?

- О чём это говорит?

2. Вспомогательный теоретический материал.

1.Сначала Васютка догадался, что озеро проточное. Если озеро проточное, значит, оно впадает в большую реку.

2.Потому что по реке проплывают лодки, пароходы, есть надежда, что его кто-нибудь увидит и спасёт.

3.«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива,так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в неё лицо…<…> От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок».

4.Последняя ночь на берегу была особенно тревожной, потому что мальчику казалось, что кто-то плывет по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов. Васютка боялся, что его не заметят.

5.Мальчик разжёг костёр, догадался, что у костра его скорей заметят. Затем вспомнил про ружьё, начал палить.

6.Всё это говорит о его стойкости, желании во что бы то ни стало спастись.

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения этой проблемы вы можете найти? Почему?

Кейс 5

1. Практическая ситуация.

День 5 (стр 149-150)

-Как Васютка ведёт себя дома?

- Почему мальчик так себя ведёт?

-Как дедушка, мать и отец встретили Васютку?

-Почему никто его не ругал?

2. Вспомогательный теоретический материал.

1.«Лежит Васютка на топчане разомлевший…»; «Робко следил за отцом».

2.Васютка наконец вернулся домой, он следит за матерью и дедушкой, ожидает того, что скажет ему отец, будет ли ругать.

3.Дедушка, мать и отец встретили Васютку радостно, неожиданно, они думали, что он не выжил.

4.Его никто не ругал, потому что родные уже не надеялись увидеть его живым. Васютка и так многого натерпелся. Главное, что он нашёлся и спас себе жизнь.

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения этой проблемы вы можете найти? Почему?

Физминутка.

Ребята, вы хорошо поработали, а теперь немного разомнемся.

Этап решения заданий творческого уровня

Садимся по своим местам и   поработаем по составлению кластеров.

«Что помогло Васютке  выжить в тайге?»(  работают 4 группы ).

Следующий этап - подготовка к сочинению  по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино  озеро"

Применяя  РАФТ - технологию давайте попытаемся составить план будущего сочинения. (Учитель рассказывает о RAFT-технологии)

2.  РАФТ - технологии:

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. 

Общее понятие RAFT-технологии

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Этап реализации построенного проекта

Подготовка к сочинению по теме  «Что помогло Васютке  выжить в тайге?»

План

1.Мальчик, детство которого прошло в тайге.

Тайга – это бескрайние леса, где водится много животных и нет человека. Трудно выжить человеку в тайге, если он не знает её законов. Васютка из рассказа Виктора Астафьева с детства воспитывался в тайге.

2.Качества Васютки:

   а) знание леса;

   б) смелость;

    в) терпение;

    г) смекалка.

         Поэтому когда он заблудился в ней, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку.

       Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.

        Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся.

         Васютка  не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда ватником защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

3.Озеро названо в честь Васютки не зря.

Одним словом, Васютка оказался сильным человеком. В честь такого не стыдно и озеро назвать.

Варианты вступлений к сочинению:

  1. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
  1. Главного героя рассказа «Васюткино озеро» зовут Васютка. Его возраст — от десяти до двенадцати лет. О его внешности автор не говорит практически ничего, однако о ней мы можем судить по другим местам текста, а также по нашим собственным суждениям.

  3. На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Рефлексия:

Ребята, давайте вспомним, какие вопросы  были поставлены в начале урока?  Попрошу троих выйти к доске и ответить на вопросы.

Ответы на проблемные вопросы.(На обратной стороне цветка написан вопрос.)

Природа –друг или враг?

 Спасение Васютки   –  чудо или закономерность?

 Какие уроки даёт природа герою и читателю?

Как бы вы поступили на месте Васютки?

Домашнее задание:

Написать сочинение- рассуждение.

  1. Как Васютка выжил в тайге?
  2.  Становление характера Васютки.

      3. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро

Литература

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. - Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
  2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С). - М., Планета. - 2011г.
  3. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/ 
  4. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/
  5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 
  6.  Общее понятие RAFT-технологии http://russkiy.ucoz.com/publ/raft_tekhnologija/1-1-0-40
  7. Процедура РАФТ http://www.dioo.ru/praktika/protsedura-raft.html
  8. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 2. В.Я.Коровина   и др.  М.: Просвещение, 2004 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по применению исследовательской технологии в образовательной деятельности. Определение порога дискриминации

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целе...

Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....

Устный счет на уроках математики в 6 классе с применением интерактивных технологий

Интерактивные упражнения для отработки навыков устного счета в 6 классе...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

мастер-класс по применению приёмов технологии критического мышления

приёмы направлены на повышение мотивации учащихся...

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...