Мастер - класс для педагогов «Интерактивная технология «Шесть шляп мышления» в организации рефлексивно - оценочной деятельности педагогов и воспитанников»
методическая разработка по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

мастер-касс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_shest_shlyap.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

«Интерактивная технология «Шесть шляп мышления» в организации рефлексивно - оценочной деятельности педагогов и воспитанников»

Разработала педагог-психолог Фомичева Е.В.

Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – это, вероятно, один из самых популярных методов, разработанных Эдвардом де Боно - британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления.

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как индивидуальную, так и коллективную.

В основе метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Личностно – ориентированный образовательный процесс предполагает его рефлексивное осмысление. Рефлексия становится источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления.

Рефлексивная деятельность является важным элементом совместной деятельности педагога и воспитанника. Рефлексивно-оценочная деятельность определяется как вид деятельности педагога по созданию необходимой благоприятной среды для самопознания и анализа воспитанниками собственных мыслей и действий. В любой системе обучения, воспитания и развития рефлексивно – оценочная деятельность обеспечивает высокую эффективность.

Цель метода: Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть методаШесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.

Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Для обсуждения группе воспитанников (начиная с младшего подросткового возраста) или коллективу педагогов (специалистов и воспитателей) предлагается проблемный вопрос или ситуация, идея, предложение и т.д.

Ведущий (в данном случае, педагог-психолог), всегда в синей шляпе и руководит процессом обсуждения, благодаря чему все действия участников направлены на достижение общей цели - принятие эффективного группового решения.

Такая форма организации рефлексивно – оценочной деятельности универсальна (подходит для любого возраста участников, начиная с младшего подросткового), позволяет избежать во время обсуждения «перехода на личности» и может быть использована в трех вариантах:

  • В одной микрогруппе из шести человек, каждым из которых выбирается шляпа определенного цвета;
  • В нескольких микрогруппах с шестью участниками (по количеству шляп) в каждой;
  • В шести микрогруппах (по количеству шляп) с равным количеством участников в каждой.

Такой вариант организации рефлексивно-оценочного взаимодействия помогает быстро снять эмоциональное напряжение у участников обсуждения и избежать ненужных негативных эмоций (например, вместо фразы «Что ты возмущаешься и все критикуешь?», услышит нейтральную, но не менее эффективную фразу «Сними свою красную шляпу и надень зеленую»).

Шляпы можно заменить другими символическими предметами: косынками, ленточками, головными уборами из цветной бумаги, цветными визитками и др.

Почему в данной технологии используются именно шляпы? Существует традиционная связь между мышлением и шляпами. Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко. Шляпы указывают на определенную роль, например социальную. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры могут носить фуражки, чтобы обозначить свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу, мы принимаем на себя определенную роль или способ мышления, которые эта шляпа символизирует.

Возможны четыре варианта использования шляп участниками:

Вариант 1. Участник может надеть шляпу. 

В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или воспитанника «надеть» шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

 “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

 “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

 “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

Вариант 2. Участник может снять шляпу. 

Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент его мышление принадлежит к определенному типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

 “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

 “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

 “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

Вариант 3. Участник может сменить шляпу. 

Ведущий может попросить участников мгновенно переключить мышление. Мы достигнем этого, предложив коллеге или воспитаннику снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на человека за высказываемые мысли, а просим об их желательном изменении.

 “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

 “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

 “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить уже известные нам факты”.

Вариант 4. Участник может обозначить цвет своего мышления.

Участник может назвать цвет шляпы, чтобы показать, какой тип мышления он собирается использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надевает черную шляпу, он получает возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

 “Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому что мы его уже уточнили”.

 “Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые учебники по математике нравятся куда меньше, чем старые”.

 “У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”

Таким образом, мы можем попросить участников надеть, снять, сменить шляпу или обозначить с ее помощью стиль своего мышления, специфику взгляда на ту или иную проблему. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и "игровой" аспект данной технологии - её наибольшие достоинства.

Символика цвета шляп и связанные с ним характеристики.

Красная Шляпа (тонко чувствующий человек) Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала или обсуждения, при этом не требуется давать им объяснение.

? - Какие у вас по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа (оптимист). Преимущества, позитивный взгляд.

Предполагает оптимистичное видение объекта обсуждения, отмечает возможную выгоду и преимущества изучения чего-либо, поиск позитивных перспектив, при этом желательно обосновать свою позицию (как и в случае с черной шляпой).

? - Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Какие положительные стороны вы видите? и т.п.

Черная Шляпа (Пессимист). Осторожность. Суждение. Оценка. Критика.

Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места, трудности, с которыми придется столкнуться.

? - Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? и т.п.

Зеленая Шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.

Осуществляет творческий, нестандартный взгляд на проблему, ищет, какие новые подходы или решения могут быть в той или иной ситуации.

? - Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы их альтернативы? и т.п.

Белая Шляпа (аналитик). Информация. Факты. Комментарии. Вопросы. 

Непредвзятая констатация фактов (без эмоциональной субъективной их оценки).

? - Какой мы уже обладаем информацией? Какая нам еще нужна информация? и т.п.

Синяя Шляпа (Координатор, ведущий). Организация и координация, подведение итогов. 

Чаще всего это педагог (или ведущий), если это воспитанники (как правило, учащиеся старших классов) – это координаторы каждой из микрогрупп («капитаны»). Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово в определенной последовательности, делает выводы, обобщает, подводит итоги обсуждения, определяет ряд вопросов и проблем, выдвинутых при обсуждении.

? - Чего мы в итоге достигли? Что нужно сделать дальше? и т.п.

Таким образом, применение вышеописанного метода можно предложить воспитателям в работе с группой воспитанников, учителям-предметникам и классным руководителям для работы с классом во время и после уроков. Не менее эффективным является его применение во время проведения педагогических советов и совещаний, поскольку на совещаниях обычно кто-то из педагогов отмалчивается, предложенная технология подтолкнет каждого высказать собственную позицию.

Работу в детском саду по использованию метода шести шляп лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, чёрная).

Методика критического мышления Эдварда де Боно.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

2. Желтая шляпа (оптимизм) – ищем положительные стороны явления или предмета.Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества? Что в этом хорошего?

3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.

Примеры шляпных вопросов:

«Как вам понравилось наше занятие?» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни животных весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старый кувшин в наше время?» (зеленая шляпа) и т. п. ,

Сегодня мы с вами попробуем применить на практике метод шести шляп. Этот метод можно использовать так, когда все участники одевают шляпу одного и того же цвета, затем высказав своё мнение,они все вместе одевают шляпу другого цвета и т. д.

Второй способ, когда все присутствующие делятся на шесть групп и каждая группа одевает шляпу определённого цвета, тем самым беря на себя определённую роль.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.

Сказка «Репка»

Белая шляпа -только факты.

Синяя – что нового, интересного узнали из этой сказки.

Чёрная шляпа помогает выделить что в сказке неправильно, так не должно быть, почему так нельзя делать.

Жёлтая шляпа заставляет подумать, что же хорошего в сказке.

Зелёная шляпа – в ней попытайтесь найти что-то новое, придумать новое содержание сказки, как бы развернулись события, если бы герои не смогли выдернуть репку или дедка вытянул репку один, что было бы с другими героями сказки?

Красная шляпа – что мы переживали по этому поводу, какие эмоции испытывали и т. д.

Работа в подгруппах

Группа разбивается на две подгруппы. У каждой подгруппы есть свои 6 «думательных» шляп. Выберите, пожалуйста, каждый ту шляпу, которая вам нравится. Если кому-то понравилась шляпа одного цвета, просто объединитесь вокруг нее.

Обсуждение значения цвета, задачи шляпы.

Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.

Лида была единственной дочерью в семье. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. 

Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: «Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. 

- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.

- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. 
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! 

Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют.

Обсуждение в шляпах:

- Что произошло?

- Что больше всего пугает Лиду?

- Какие реакции могут быть у друзей девочки?

Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Делайте записи на листах.

Давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации.

1 шаг – Что надо сделать сразу, когда вы чувствуете, что вам тяжело?

(На доске: Остановись! Так ли все трагично? Дать оценку событию.)
2 шаг – Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями? 
(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)

3 шаг – Как будем действовать, что предпринимать?

(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)

4 шаг – Действуй.

Снятие роли: Я не Лида, я …

Упражнение «Совет шляпы».

А теперь давайте попробуем дать цветовой совет Лиде от каждой шляпы.

Обсуждение.

 Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа».

Цель: научиться представлять себя в роли несгибаемого, неуничтожаемого вещества, предмета, для придания себе уверенности в сложной ситуации.

Катастрофа

Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.

На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Памятка по применению технологии "Шесть шляп мышления"

Памятка по применению технологии "Шесть шляп мышления" на уроках обществознания....

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...

мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по ипользованию синельной проволоки для конструирования...