Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ottsy_i_deti.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Базаров перед лицом смерти
Проверка домашнего задания:
Вопрос 5 учебника с. 118: В письме поэту К.К. Случевскому Тургенев писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель…» Далее Тургенев объясняет причину этой обречённости. Попробуйте сами подумать, почему жизненный путь Базарова обрывается? Что в его жизни предсказывает скорую смерть?
(Размышления учеников с опорой на материал учебника и текст романа)
Чтение письма Тургенева. «Смерть Базарова …..находят случайной».
Постановка проблемы: Согласны ли вы с мнением молодёжи эпохи Тургенева? Каким вам видится жизненный финал Базарова? Случайной или закономерной была его смерть? Это нам сегодня и предстоит выяснить на уроке.
- К какой отрасли знаний относятся категории «случайность» и «закономерность»? (Философия)
- Как вы объясните эти понятия?
Еще со времен античности закономерность (предопределенность) человеческой жизни соотносилась с порядком, с тем, что можно предсказать, а случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, погружение в хаос (из передачи
«В поисках смысла» с доктором философских наук, заведующим сектором междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимиром Ивановичем Аршиновым в прямом эфире КМ ТВ 25 марта).
(отрывок из передачи)
-Что в романе можно назвать случайным, а что закономерным?
«По цепочке» (технология организации учебных дискуссий, см. приложение)[1]
У доски два человека фиксируют кратко высказывания в две группы: случайность - закономерность
Примерные варианты ответов:
Закономерна ссора Кирсанова с Базаровым. Почему?
Закономерен разрыв с Аркадием. Почему?
Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.
Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.
Закономерна любовь родителей к своим детям…
Любовь в жизни Базарова – случайна или закономерна? (мнения могут разделиться и слово «любовь» появится в той и другой графе)
Вопросы по данной проблеме: «Почему любовь не состоялась, а люди, которые так подходили друг другу, не обрели счастья?»[2]
Почему Одинцова отвергает любовь Базарова, но приезжает к нему умирающему?
А что было случайным в жизни Базарова?
Смерть – случайна или закономерна? Мнения разделились. Выслушиваются аргументы за и против каждой версии.
- А как воспринимали смерть Базарова критики разных эпох?
Распределение на группы в зависимости от взгляда на проблему по принципу «Уголки». В правый угол отходят те, кто считает смерть случайной, в левый – кто считает смерть закономерной.
Работа с критическими статьями в группах. 10 минут на ознакомление с материалом, распределением ролей в группе для представления информации.
Защита выступлений.
Обмен мнениями. Чья позиция вам ближе?
- Как мы видим, роман И.С. Тургенева и смерть главного героя не были восприняты однозначно. Давайте ещё раз обратимся к этой сцене и попытаемся понять её истинный смысл.
Посмотрите фрагмент фильма «Отцы и дети» 1958 года. Сумели ли авторы фильма передать идею автора романа? (10 минут) (Фильм заканчивается смертью Базарова, метель, и родители у могилы Базарова)
Обмен мнениями.
Работа с текстом.
- Какова роль эпилога в романе? Какую мысль хочет донести до нас автор? Как описание природы помогает раскрыть авторскую позицию? (вопрос №3 учебника с. 118)
Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.
С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.
Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.[3]
Подведение итогов урока.
Возвращение к теме урока. Вывод, который делают дети, подтверждает превосходство закономерности над случайностью и не противоречит позиции автора.
Домашнее задание (на выбор).
1. Написать сочинение или реферат на темы №3, №5 (с.119 учебника)
2. Написать письмо Базарову
3. Написать эссе на тему «Как могла бы сложиться судьба Базарова, если бы Тургенев изменил финал романа?
[1] Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. Активные методы обучения на уроках гуманитарного цикла. Литература №5 2012 г., с.24
[2] Е.Н.Басовская «Русская литература второй половины XIX века, Олимп, Москва, 1998, с. 110
[3] Вахтурова М.Н. учитель ГОУ СОШ № 518 Слайд –фильм об «Отцах и детях» часть 2http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/2010223/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».
Знакомство с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Конспект урока по ФГОС "Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени глагола"
Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени...
Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс
Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок литературы в 6 классе...
Урок литературы "Ответственность человека перед природой"
Ответственность человека перед природой ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)Цели:-Совершенствование навыков анализа произведения;-развит...