Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ottsy_i_deti.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Базаров перед лицом смерти

Проверка домашнего задания:

Вопрос 5 учебника с. 118: В письме поэту К.К. Случевскому Тургенев писал о Базарове: «Мне мечталась фигура  сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель…» Далее Тургенев объясняет причину этой обречённости. Попробуйте сами подумать, почему жизненный путь Базарова обрывается? Что в его жизни предсказывает скорую смерть?

(Размышления учеников с опорой  на материал учебника и текст романа)

Чтение письма Тургенева. «Смерть Базарова …..находят случайной».  

Постановка проблемы: Согласны ли вы с мнением молодёжи эпохи Тургенева?  Каким вам видится жизненный финал Базарова? Случайной  или закономерной была  его смерть? Это нам сегодня и предстоит выяснить на уроке.

- К какой отрасли знаний относятся категории «случайность» и «закономерность»? (Философия)

- Как вы объясните эти понятия?

Еще со времен античности закономерность (предопределенность) человеческой жизни соотносилась с порядком, с тем, что можно предсказать, а случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, погружение в хаос (из передачи

 «В поисках смысла» с доктором философских наук, заведующим сектором междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимиром Ивановичем Аршиновым в прямом эфире КМ ТВ 25 марта).

(отрывок из передачи)

-Что в романе можно назвать случайным, а что закономерным?

«По цепочке» (технология организации учебных дискуссий, см. приложение)[1]

У доски два человека фиксируют кратко высказывания в две группы: случайность - закономерность

Примерные варианты ответов:

 Закономерна ссора Кирсанова с Базаровым. Почему?

Закономерен разрыв с Аркадием. Почему?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Закономерна любовь родителей к своим детям…

Любовь в жизни Базарова – случайна или закономерна? (мнения могут разделиться и слово «любовь» появится в той и другой графе)

 Вопросы по данной проблеме: «Почему любовь не состоялась, а люди, которые так подходили друг другу, не обрели счастья?»[2]

Почему Одинцова отвергает любовь Базарова, но приезжает к нему умирающему?

А что было случайным в жизни Базарова?

Смерть – случайна или закономерна? Мнения разделились.  Выслушиваются аргументы за и против каждой версии.

  • А как воспринимали смерть Базарова критики разных эпох?

Распределение на группы в зависимости от взгляда на проблему по принципу «Уголки». В правый угол отходят те, кто считает смерть случайной, в левый – кто считает смерть закономерной.

Работа с критическими статьями в группах. 10 минут на ознакомление с материалом, распределением ролей в группе для представления информации.

Защита выступлений.

Обмен мнениями. Чья позиция вам ближе?

  • Как мы видим, роман И.С. Тургенева и смерть главного героя не были восприняты однозначно. Давайте ещё раз обратимся к этой сцене и попытаемся понять её истинный смысл.

Посмотрите фрагмент фильма «Отцы и дети» 1958 года. Сумели ли авторы фильма передать идею автора романа? (10 минут) (Фильм заканчивается смертью Базарова, метель, и родители  у могилы Базарова)

Обмен мнениями.

Работа с текстом. 

  • Какова роль эпилога в романе? Какую мысль хочет донести до нас автор? Как описание природы помогает раскрыть авторскую позицию? (вопрос №3 учебника с. 118)

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.

Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки,  но архитектуру,  в которой,  по ее словам,  она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»  Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.[3]

Подведение итогов урока.

Возвращение к теме урока. Вывод, который делают дети, подтверждает превосходство закономерности над случайностью и не противоречит позиции автора.

Домашнее задание  (на выбор).

1.        Написать сочинение или реферат на темы №3, №5 (с.119 учебника)

2.        Написать письмо Базарову

3.        Написать эссе на тему «Как могла бы сложиться судьба Базарова, если бы Тургенев изменил финал романа?


[1] Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. Активные методы обучения на уроках гуманитарного цикла. Литература №5 2012 г., с.24

[2] Е.Н.Басовская «Русская литература второй половины XIX века, Олимп, Москва, 1998, с. 110

[3] Вахтурова М.Н. учитель ГОУ СОШ № 518 Слайд –фильм об «Отцах и детях» часть 2http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/2010223/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».

Знакомство с биографией и творчеством  писателя, чтение и  анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс

Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...

План-конспект урока «У войны не детское лицо» (по повести В. Богомолова «Иван»)

Цели урока:• Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;• подвести учеников к осознанию того, что война - тяжё...