Урок литературы в 11 классе "Серебряный век"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кузьмина Наталья Анатольевна

2 урока литературы по теме "Серебряный век" представляют вступительный материал к ознакомлению с творчеством поэтов начала 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_vek.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №19» Г. УХТА

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения 11 класс

Тема: «Поэтические течения Серебряного века»

(урок-обобщение, 2 часа)

Учитель: Н.А.Кузьмина

Цель урока:

Сформировать представление учащихся об основных поэтических течениях Серебряного века, пробудить интерес к чтению стихотворений поэтов Серебряного века.

Задачи урока:

Повторить изученный материал (термины, понятия, связанные с поэзией Серебряного века).

Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы.

Проверить умение использовать полученные знания на практике.

Основные понятия:

Серебряный век, модернизм, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, эпатаж.

Подготовка к уроку:

1) ученикам заранее предлагается поделиться на три группы:

«символисты»

« акмеисты»

«футуристы»

2) создать эмблемы, сформулировать изречения - слоганы, передающие

мировоззрение поэтов того или иного направления, оформить

необходимые цитаты, подготовить реквизит.

3) подготовить выразительное чтение выбранных стихотворений.

Оборудование:

интерактивная установка для показа презентаций; распечатки материала, необходимого для подготовки сообщений в группах.

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Планируемый результат:

1. Учащиеся знают основные особенности поэтических течений, анализируют стихотворения.

2. Оценивают положительные стороны каждого течения, определяют его вклад в развитие русской поэзии, художественную ценность.

3. Умеют отбирать необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании публичного выступления и участвовать в презентации групповой работы.

4. Читают стихи наизусть.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача - в одинаковом для всех групп комплекте печатной информации найти только «свой» материал (стихи, выдержки из критических статей, цитаты и т.д.). Группа должна подготовить вопрос своим «соратникам по поэтическому цеху». Участвуют все, каждому должно найтись дело во время выступления. Не исключается театрализация и экспромты, передающие атмосферу поэтических дуэлей Серебряного века.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы обобщим знания о литературе Серебряного века, раскроем художественную ценность её новых направлений и, если получится, представим полемику поэтов, ищущих новые пути развития стихотворчества.

3. Работа в группах

Составление сценария выступления, распределения ролей. Учитель направляет и консультирует каждую из трех групп, наблюдает за правильностью выбора материала.

Работа продолжается в течение первого урока, а на втором группы представляют свои направления. Хорошо, если получится живая атмосфера, переходящая в обсуждение и полемику. Этому могут способствовать вопросы, подготовленные каждой группе и элементы театралицации.

4. Живая презентация «Поэтические течения Серебряного века».

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Материалы для работы в группах прилагаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Материал должен представлять разрозненные карточки, логическая последовательность в расположении стихов и статей отсутствует. Учащиеся должны сами создать композицию выступления, добавив информацию из различных печатных источников.)

С. Мережковский. Дети ночи.

Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Погребенных в воскресенье
И среди глубокой тьмы,
Петуха ночное пенье,
Холод утра - это мы.
Мы - над бездною ступени,
Дети мрака, солнце ждем:
Свет увидим - и, как тени,
Мы в лучах его умрем.

ПРЕДТЕЧАпредтечи, м. и ж. (книжн.устар.). Предшественник, лицо, своей деятельностью, своим явлением подготовляющее путь кому-чему-нибудь,

почву для кого-чего-нибудь.

А.Белый. Тело стихий.

В лепестке лазурево-лилейном

Мир чудесен.
Все чудесно в фейном, вейном, змейном

Мире песен.

Как над пенной бездною ручей
Мы – повисли,

Льются мысли

Блесками летающих лучей.

Андрей Белый считал, что поэт - (акмеист? символист? футурист?) – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «Органом мировой души…тайновидцем и тайнотворцем жизни». Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие представить себе иные миры.

Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах «в лепестке лазурево - лилейном”. В первой строфе автор говорит, что все вокруг чудесно и гармонично. Во второй строфе «Льются мысли» - автор рисует картину ручья, водопада, низвергающегося вниз, в пенную бездну, и от этого в разные стороны разлетаются тысячи мелких сверкающих капелек. Так льются и человеческие мысли.

Мы (?) создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил впоследствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь, по нашему мнению, – это театр, в котором каждый играет свои роли. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов шокировали всех. Нас рисовали “голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом”.

Психиатры утверждали, что новая поэзия – признак вырождения человечества, авторы с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Наверное, мы делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок.

Нам присвоили кличку «декаденты» («упадочники»). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С нашей точки зрения, этот “упадок”, значительно ценнее нормальной посредственности.

А. Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

О.Мандельштам

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, –

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

…………….. ИЗМ (высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности ………………..ЗМА.

……………. СТЫ объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей".

Главные идеи …………. ….. . ..ЗМА были изложены в программных статьях Н. Гумилева и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии».

Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от «мистического тумана», ……………………….СТЫ принимали весь мир – видимый, звучащий, слышимый. Основные принципы ………………… (назвать поэтическое течение)

- освобождение поэзии от призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определённое, точное значение;

- предметность и чёткость образов, отточенность деталей;

- обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;

- поэтизация первобытно-биологического природного начала;

- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....