Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»
методическая разработка по литературе (7, 8 класс)

Читаова Фатима Асхадовна

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»

Цель:

  1. способствовать развитию навыков грамотности, правильной устной и письменной речи;
  2. способствовать созданию условий толерантного общения и общения в классах; развитие социальных и общих компетенций.
  3. привитие любви к русскому языку, показать его изучение с занимательной точки зрения.
    воспитывать чувство коллективизма.

Задачи игры:

  1. Повторение и обобщение знаний.
  2. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  3. Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.
  4. Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Объяснительная записка.

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Найдите ошибки в речи. Запишите предложения правильно. За каждый правильный ответ-1 балл.

1. Сегодня на улице холодно, поэтому мама одела пальто. ____________________________________________________________________

2. В Корее живут корейки, а в Индии-индейки.

____________________________________________________________________

3. Нашу семью переселили в более лучшее помещение.

____________________________________________________________________

4. На кухню мы купили импортные моющие обои.

____________________________________________________________________

5. Мне не пришлось схватить ребенка обоими руками, чтобы он не упал из коляски.

«В ГОСТЯХ У ОРФОГРАФИИ»

Раскройте скобки и распределите слова на 2 столбика. Общее количество баллов - 18. За каждый правильный ответ - 1.

(Пол)яблока, (пол)Европы, (полу)сфера, (пол)лимона, (полу)шарие, (полу)кеды, (пол)огурца, (полу)годие, (пол)Москвы, (пол)день, (пол)килограмма, (пол)арбуза, (пол)сотни, (пол)ложки, (пол)часа, (пол)ночь, (пол)мира, (пол)одиннадцатого.

«ЗНАТОКИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ"

В фразах, изложенных научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Максимальное количество баллов- 5

Пословицы и поговорки.

  • Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев.
  • Семясодержащие органы растения, к которым нет доступа, обязательно приобретают сахарный вкус.
  • Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния
  • Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире.
  • В нижних конечностях истины нет
  • Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих.
  • Два рода семейства крестоцветных одинаково горькие на вкус.
  • Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения.
  • Допущенный на засаженный участок земли представитель мелкого рогатого скота гарантированно употребит в пищу овощные растения семейства крестоцветных.
  • Цена ещё ниже, чем у приготовленного на пару корнеплодного растения семейства капустных.

«ПЕРЕСТРЕЛКА» 

Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не знает ответ, ход переходит к другой команде.  За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Максимальное количество баллов- 10


1.Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
2. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
3. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
4. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
5. Обозначение звуков на письме. (
Буква)
6. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (
Алфавит)
7. Сколько гласных букв в нашем языке? (
10)
8. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Определить склонение существительного ПЛАМЯ (разносклоняемое)

«УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЕГО АВТОРА»

  • Кто автор произведений: «Дубровский», "Капитанская дочка”? (А.С. Пушкин)
  • Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
  • Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)
  • “Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы . Бешеную негу и упоенье видел он в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных”. (Андрий. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”)
  • В некоторых рассказах А.П. Чехова герои пишут письма. Назовите рассказ по отрывку из послания героя. “А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул”. (“Ванька Жуков”)
  • Кто автор произведения “Лошадиная фамилия”? (А.П.Чехов)
  • Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)
  • Назовите автора и название этого стихотворения:

“На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн;

И вдаль глядел…”. (А.С.Пушкин. “Медный всадник”)

Подведение итогов, награждение команд.

III. Основная игра.

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, иволги и вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ворон)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк)

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”. (Конь)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака).

Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.

Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3.

Ведущий: Перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина.

1) Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

1. Серебро. 2. Железо. 3. Платина. 4. Золото.

(У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том…)

2) Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1.Быть столбовой дворянкой. 3.Быть вольной царицей.
2.
Быть владычицей морской. 4. Новое корыто.

3) Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
1. Ложь. 2.Урок. 3.Намек. 
4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)

4) Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
1. Горюшко ты моё. 
3. Дурачина ты, простофиля.
2. Пустая твоя голова. 4. Ах ты, мерзкий старик.

(Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!)

Ведущий: В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Задание 4.

Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, О ком идет речь.

1. Кто сказал: “Краткость – сестра таланта”  (А. П. Чехов)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”. (Д.И.Фонвизин)

2. Определите, кто автор этих произведений?

Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)

Автор рассказов “Толстый и тонкий”. (А.П.Чехов)

3. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837 (А.С.Пушкин)

1745–1792 (Д.И.Фонвизин)

Задание 5.

Самый известный толковый словарь русского языка, созданный в XIX веке. Его автор – талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок. Назовите имя составителя «толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал 50 лет.)

. Задание 6.

Проведи аналогию.

    1. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово.

         Пароход – пристань = поезд - ___________.

        ( депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)

         Нога – костыль = глаза -_____________.

        (зрение, очки, слезы, веки, ресницы).

         Музыка – оркестр = пение - ___________.

         (хор, солист, сцена, певец, концерт).

 Задание 7.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.

Подберите к этому хокку название из предложенных вариантов:

1. Ночная красота 2. Равенство 3. Весна пришла 4. Одиночество

(правильный ответ: “равенство”)

Задание 8.

Как правильно называют жителей города Архангельска:

1) Архангельцы 2) Архангеляне 3) Архангелогородцы 4) Архангельчане

(правильный ответ: “Архангелогородцы”)

Задание 9.

Какое из слов в этом ряду лишнее:

1) Индиго 2) Ультрамариновый 3) Кашемировый 4) Хаки

(правильный ответ: “кашемировый”)

IV. Финал.

Вопросы для финалистов (за минуту времени).

1. Назовите одним словом: ЯБЛОКО, МАНДАРИН, АПЕЛЬСИН? (фрукты)

2. Нем, как … (рыба)

3. Подберите синоним к старославянскому слову уста (губы).

4. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка).

5. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)

6. Назовите автора стихотворения « Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

7. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

8. Антоним к слову белый? (черный)

9. Жанр произведения «Илья Муромец и Микула Селянинович»? (былина)

10. Что изучается в разделе «Фонетика»? (звуки речи)

11. Что значит фразеологизм сломя голову (быстро)

12. Продолжи пословицу: не зная броду, …….. (не суйся в воду).

13. Брелок во множественном числе (брелОки)

14. В Москве живёт москвич, а в Туле.. (туляки)

15. Какая часть речи отвечает на вопрос Кто? Что? … (существительное)

16. Сколько склонений у существительных? (3)

17. В каком веке жил А.С. Пушкин? (XIX век)

18. Кто был хозяином Муму? (Герасим)

19. От чьей руки погиб А.С.Пушкин? (Дантес)

1. Назовите одним словом: СТОЛ, СТУЛ, КРОВТЬ? (мебель)

2. Голоден, как … (волк)

3. Подберите синоним к старославянскому слову очи (глаза).

4. Часть слова, стоящая после корня (суффикс).

5. Что такое монолог? (Речь одного человека)

6. Кто написал "Муму”? (Иван Сергеевич Тургенев)

7. Назовите имя и отчество Чехова. (Антон Павлович)

8. Антоним к слову холодный(горячий)

9. Жанр произведения И.С.Крылова «Свинья под Дубом»? (басня)

10. Что изучается в разделе «Лексика»? (слова)

11. Что значит фразеологизм во весь дух (быстро).

12. Продолжи пословицу: не имей сто рублей, а …. (имей сто друзей)

13. Дно во множественном числе (дОнья)

14. В Москве живёт москвич, а в Курске... (куряне)

15. Какая часть речи отвечает на вопрос Что делать? … (глагол)

16. Сколько спряжений у глагола? (2)

17. В каком веке жил М.Ю. Лермонтов? (XIX век)

18. Назовите имя Дубровского из одноименного произведения А.С.Пушкина. (Владимир)

19. С кем стрелялся на дуэли М.Ю. Лермонтов и погиб? (Мартынов)

V. Подведение итогов.

Награда победителей.







Спорные вопросы.

1. Сжуёт железо, Сталь сожрёт
И скалы в порошок сотрёт,
Мощь городов, Власть королей
Его могущества слабей. (
время)

2. Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:

- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?

- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.

- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.

- Но, сэр, я ещё не завтракал…

Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?! (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)

3. Индейцы майя называли это чикле. Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что это? (жевательная резинка)

4. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные.
Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем.
Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счёт. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать. (
Деньги).

5. Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным:
Пословица Роман Поэма Частушка Повесть

Ответ: Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс

интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.

Данную презентацию  можно использовать для проведения  внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе "Что? Где?Когда?"...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

На слайдах - задания для интеллектуальной игры по русскому языку и литературе "Заседание клуба знатоков". 9-11 класс....

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»

Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важ...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и ли...

игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс

игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс...