Технологическая карта урока литературы. П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Цели урока

а) обучающие: расширить представление о П. П. Бажове как о сказителе и человеке; научиться отличать сказку от сказа; развести понятие реальности и фантастики в сказе.

б) воспитывающие: воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

в) развивающие: совершенствование умения выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат.

Основные термины и понятия

Сказ.

Образовательные ресурсы

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / автор – составитель. В. Я. Коровина [и др.]. – 8-е издание. – М. : Просвещение, 2023. – 303с.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Умение отвечать на вопросы, вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • Умение работать с текстом художественного произведения;
  • Владение элементами литературоведческих терминов.

Личностные результаты

  • Воспитание любви к русской литературе и культуре;
  • Обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять учебные задачи;
  • Умение организовывать собственную деятельность и оценивать её.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1. Этап организации урока (3минуты)

Приветствие учителя.

- Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, встаньте, пожалуйста.

Ф.

Приветствие учителя.

Психологический и эмоциональный настрой на урок.

Умение организовывать собственную деятельность (Р.).

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала.

Просмотр мультфильма П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Сообщение темы урока.

Сформулировать учебные задачи, какие вы ставите для себя на данном уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с талантливым обработчиком народных преданий, легенд, уральских сказов. С замечательным русским сказителем П. П. Бажовым.

Слово учителя о писателе.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в городе Сысерти недалеко от Екатеринбурга, в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова и искусной кружевницы – Агафьи Стефановны.

С самого раннего детства Павел Петрович видел тяжелейший труд взрослых, он постигал те нормы жизни, которые были свойственны настоящим рабочим людям. По вечерам, отдыхая от тяжёлой работы, взрослые рассказывали народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых “тайной силой” - Малахитницей. В Сысерти были хорошие рассказчики. Среди них – старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе», о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Слушал и запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”.

Окончив духовную семинарию, Бажов стал учителем русского языка и литературы в школе. Каждый год во время каникул он путешествовал по Уралу, записывал пословицы, поговорки.

Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было почти 60 лет.

Над сборником сказов “Малахитовая шкатулка” он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом.

С какими произведениями П. П. Бажова вы знакомы?

Обратите внимание на выставку книг П. П. Бажова. Самые известные его произведения: "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Серебряное копытце", "Синюшкин колодец" и другие. Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

Презентация.

Ф.

Слушают, записывают тему урока.

Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

1. Познакомиться с биографией писателя.

2. Познакомиться со сказом П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

3. Познакомиться с особенностями жанра сказа.

Дети называют произведения, с которыми они познакомились в начальной школе или в детстве.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (Р.).

Умение слушать (Л.).

Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.).

Этап 3. Чтение и анализ художественного произведения.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказом П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Обратите внимание на жанр этого произведения.

В начале урока мы сказали, что познакомимся со сказителем П. П. Бажовым.

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель.

- Действительно они похожи.

- Ребята, а что такое сказка?

Действительно, сказ и сказка, очень близкие слова. Но есть между ними и разница.

И сейчас мы убедимся в этом.

Заполнение таблицы по ходу чтения художественного произведения.

Сравнительная характеристика сказа и сказки.

(1 колонка - параметры сравнения, 2 колонка – сказка, 3 колонка – сказ).

1. Место действия.

Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия?

Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.

2. Время действия.

В сказках время точно не указывается, оно абстрактно.

Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими.

3. Герои.

4. Автор.

5. Композиция

Сказка:

#1055;рисказка.

2. Зачин.

3. Концовка.

Сказ:

1. Завязка – начала действия.

2. Развитие действия: реальные события перемежаются с фантастическими.

3. Развязка – конец действия, не всегда счастливый.

6. Язык.

7. Финал.

Сказка:

Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло.

Сказ:

Финал часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует.

Словарная работа:

В сказе вы встретили много слов и выражений, значение которых вам пока незнакомо. Давайте запишем эти слова и выражения в тетрадь, и, пользуясь литературоведческим словарём, найдем и запишем их определения.

Назовите фантастическое и реальное в сказе?

Сказка.

Сказка – это эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Дети открывают тетради и чертят таблицу.

1. Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далёком от реальности месте.

Сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «За морями, за горами…» и другие.

Сказ:

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть.

А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

Действие происходит на Урале.

3. Вымышленные герои. Герои делятся на положительных и отрицательных. Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости.

В сказе преобладают реальные люди. Героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты.

4. Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов.

Повествование в сказе ведётся от лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий.

6. Сказка:

1. Наличие в них устойчивых, повторяющихся фраз.

2. В сказках используют и другие устойчивые сочетания:

А) Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»).

Б) Повторы («жили-жили», «шли-шли» и т. д.).

3. Постоянные эпитеты («добрый молодец», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения, например: «быстрее молнии», «две пары железных сапог протёр»).

Сказ:

Первым и главным источником языка сказов Бажова был русский литературный язык.

Сам Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: обробеть, зазорно, своротить.

Работа с литературоведческим словарём.

Реальность:

1. Реальное имя – Степан Петрович.

2. Описание домашнего хозяйства горняков.

3. Тяжёлые условия работы горняков.

4. Девушка Степана – Настенька.

5. Смерть Степана.

6. Плакала ящерица настоящими слезами, как человек.

7. Руки у хозяйки были горячие, как у живой.

Фантастика:

1. Встреча с Хозяйкой Медной горы.

2. Волшебные ящерки.

3. Хозяйка превращается в ящерицу.

4. Три испытания.

5. Волшебное путешествие в глубь пещеры.

6. Помощь Степанушке волшебных ящерок.

Умение выразительно читать текст (Л.).

Развитие интереса к художественному слову как средству создания образа (Л.)

Умение пользоваться аппаратом учебника (Л.).

Владение навыками нахождения главного в тексте (Л.).

Умение работать с литературоведческим словарём (Л.).

Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.).

Этап 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали на уроке?

Добились ли мы целей, поставленных на уроке?

Ф.

Ответы учеников.

Осознание личностного смысла учения (Л.).

Осуществить самооценку работы, соотносить результаты работы с задачами (Р.).

Этап 5. Домашнее задание

Дочитать сказ П. П. Бажова «Медный горы хозяйка» до конца. Нарисовать запомнившийся эпизод. Пересказа эпизода «Степан в гостях у Малахит-

ницы».

И.

Ф.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Фантастика и реальность в сказе П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Данная публикация содержит материал для проведения урока, презентацию. Урок построен с учётом требований ФГОСТ....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка как жанр УНТ"

Технологическая карта урока по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....