Проект "Роль дружбы в жизни человека"
проект по литературе (9 класс)

Данный проект раскрывает сущность понятия "дружбы", ее роль в разные эпохи, начиная с античности и до наших дней. Большое внимание уделяется литературному материалу, имеются собственные размыщления о роли дружбы в жизни современников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_druzhby_v_zhizni_cheloveka_proekt.docx65.28 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «СОШ с.Питерка» в п.Трудовик

                                       

ПРОЕКТ

    Роль дружбы в жизни человека

                         

Предмет : литература

Тип проекта: предметный,

социально-творческий

                                     

                                                   Автор: Смирнов Максим,

                                                   обучающийся 9класса

                                          ФМОУ «СОШ с Питерка» в п. Трудовик

                                             Руководитель: Гришкова Т.Н.,

                                              учитель русского языка и литературы

                                           

                                                 2024г

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение.Обоснование  актуальности темы проекта                    

I. Роль дружбы в жизни человека или Зачем нужна дружба?

2.Определение понятия «дружба»

3.Друг. Кого можно считать настоящим другом?

4.Как зарождается дружба?

IIОсновная часть.  Как феномен дружбы воспринимался в разные века, или Как мы учились дружить:

   а) античное понимание;                        

 б) понятие дружбы во времена Средневековья и Возрождения;

 в); Эпоха Просвещения и Новое время.

2.Как сохранить дружбу.

III.Интерпретация понятия дружбы в литературе:

  1. Гай Валерий Катулл Веронский;
  2. 2) «Вечные темы» поэзии Эпохи Возрождения;
  3. 3) «Пушкинская пора».

IV. Заключение Народная мудрость гласит.

V. Приложение

Сводная таблица результатов социального опроса

Цель  проекта: раскрыть сущность и значение дружбы в жизни каждого человека, используя литературный материал.                                                                                                                   Задачи:  расширить знания о развитии понятия дружбы в разные века; выяснить представления одноклассников о настоящей дружбе; помочь одноклассникам в выполнении задания 13.3 ОГЭ; развивать собственные аналитические навыки. 

Проблема: Мы живем в век высоких технологий и цифровизации  и не обращаем внимания порой на тех, кто рядом с нами. Много ли мы о них знаем? Кто они: друзья, приятели или случайные прохожие? Не задумываемся о том, как связана наша жизнь с ними. Став участниками проекта, я надеюсь, мы получим необходимую информацию и начнем более ответственно относиться к нашим друзьям.

Гипотеза: для каждого человека дружба необходима, потому что одиночество – это страшно.  Согласно данной гипотезе, я поставил проблемный вопрос: как относились к дружбе поэты в разное время и зачем она нужна.

Актуальность темы

 «Дружба — это самое ценное сокровище», – гласит народная мудрость. И это действительно так. Я верю в настоящую дружбу. Всегда ли понятие дружбы было одинаковым? Как она зарождается? Кого можно назвать настоящим другом? Долговечна ли дружба? Эти и другие вопросы, я думаю, оказывались в центре внимания каждого человека в разное время жизни. Об этом мы говорим  часто в школе, изучая произведения великих писателей и поэтов. Очень много произведений о дружбе написано Александром Сергеевичем Пушкиным. Они будут основной частью моей работы. Это не случайно. Ведь в этом году исполняется 225лет со дня рождения великого поэта. Поэтому, я считаю свою работу актуальной. Готовясь к основному государственному экзамену, мы встретились с заданием: «Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Это еще один аргумент в пользу актуальности темы.

В наше время понятие дружбы стало немного размытым. С бурным развитием интернета и социальных сетей появились так называемые виртуальные друзья. Можно ли их считать настоящими?- это тоже один из вопросов исследования темы дружбы

Согласно определению итальянского социолога и психолога Франческо Альберони ,

– дружба – основной элемент человеческой жизни;

– дружба – это встреча равных;

– от дружбы ожидают понимания;

– дружба даёт возможность понять, что каждый человек неповторим;

– идентификация себя с другом;

– друг беспристрастен;

– дружба основана на свободе;

друг помогает с радостью.

По результатам анкетирования, проведенного среди моих одноклассников, понятие дружбы звучит так, дружба-это отношения между людьми, основанные на доверии(3ч), общих интересах(2ч), симпатии(1ч), уважении(2ч), вкусах (1ч). то есть к моменту окончания основной школы понятие дружбы определено верно у 100% девятиклассников.

Друг — это тот, кто тебя понимает, с кем ты делишься секретами и уверен в том, что на следующий день они не станут достоянием окружения. С другом можно весело проводить время, слушать вместе музыку, ходить на дискотеку. Друг поможет, даст совет, когда это необходимо.

Говорят, что настоящий друг познаётся в беде, в испытаниях. Но не хочется верить, что только беда способна открыть истинное лицо друга. Неужели собственное сердце не подскажет, что вот он — тот человек, единственный во всём мире, который способен без лишних слов тебя понять, поддержать, защитить от неприятностей. Как же выбрать того единственного и только твоего? Думаю, что ответ кроется в простой истине. Прежде всего, надо быть самим собой — искренним, откровенным в отношениях с людьми. Только тогда ты можешь рассчитывать на то, что привлечёшь внимание человека с похожим характером, привычками, предпочтениями. Ему будет интересно с тобой, а тебе — с ним.

Дружба бывает разная… Есть те, с кем видишься каждый день в школе, университете, на работе, проводишь большую часть времени, развлекаешься и отдыхаешь. Но бывает еще другая дружба. Когда встречаешься с человеком изредка, потому что вы живете в разных городах, проводишь с ним время только тогда, когда на каникулы или в отпуск приезжаете друг к другу. Но при этом данный человек является чуть ли ни частью твоей семьи. Зачастую кажется, что он знает о тебе всё. Именно тот, кому ты можешь позвонить в слезах в любое время, и он будет тебя успокаивать, да, возможно не сможет приехать, обнять, но он будет рядом. Настоящий друг- тот, кто знает все твои привычки, странный характер, тот, кто по одному твоему сообщению может понять, что у тебя случилось, тот, с которым можно быть собой. Можно показывать свои настоящие чувства, а не скрывать их под маской улыбки, можно  предлагать фантастические  идеи, точно зная, что он их поддержит, можно плакать, смеяться, можно говорить всё, что приходит в голову, не боясь, что он подумает, что ты странный, потому что друг и так знает все твои иногда неадекватные мысли. Друг - тот, кто всегда будет с тобой, за тебя, тот, кто всегда скажет тебе правду, какой бы она ни была.  По результатам анкеты всего трое одноклассников ответили, что у них есть настоящий друг, остальные посетовали, что есть только приятели, с которыми они проводят время.

Я тоже согласен с тем, что знакомых может быть большое количество, да и друзей немало, а вот близких друзей гораздо меньше.

Как распознать настоящего друга? Его отличительной чертой является готовность защитить, заступиться за тебя, а также пожертвовать чем-либо важным. Это могут быть деньги, время, отношения с другими людьми.

По данному вопросу мнения одноклассников сошлись. Все выделили верность, отзывчивость, уважение, понимание. Жаль, конечно, что не у всех есть настоящие друзья. Ведь обычно дружба закладывается в детстве или в школе. Школьные друзья самые крепкие. Интересный факт: По мнению родителей, которые все 100% знают друзей своих детей, друзьями с раннего детства считают 6чел, а среди одноклассников только трое.Значит, у одноклассников более высокие требования к настоящему другу. Все одноклассники и родители считают дружбу необходимостью. Абсолютно каждому нужно знать, что есть тот, на кого всегда можно положиться, тот, кому можно позвонить со словами: «Поговори со мной о чем-то веселом, а то грустно на душе как-то…» Без друзей, без близких нам людей было бы сложно. Сложно быть в одиночестве, оставаться «один на один» со своими проблемами и «держать их в себе». Мне кажется, что даже если ты думаешь, что сильно занят и ничего не успеваешь, всё-таки можно найти пять минут в сутках, чтобы написать хотя бы банальное: «Привет, как ты?», а лучше позвать друга на встречу, ведь гораздо приятнее слышать его голос вживую, смотреть ему в глаза,  чувствовать его смех в воздухе.

Когда же друг становится настоящим? Иногда встречаешь человека и в первый же день знакомства понимаешь, что он тебе близок по характеру, по мыслям, представлениям о жизни, целях, мечтам. А иногда бывает так, что, увидев кого-то впервые, думаешь, что не то, чтобы общаться, даже здороваться с ним не захочешь. А через месяц, а может неделю уже изливаешь ему душу и рассказываешь о всех своих переживаниях. Чаще всего мы не замечаем, в какой момент человек, вызывающий недоверие и неприязнь становится нам «своим», родным, близким, и  мы можем назвать  его такими громкими словами, как «Настоящий друг».

 Такие люди редко встречаются в нашей жизни, и в самом начале общения у вас множество общих ценностей и мнений, тем, о которых можно говорить часами, и вам это нисколько не надоест.

По-моему, это подарок свыше, ибо мало у кого есть люди, которые не родные по крови, но настолько родные по духу, что им можно в любое время позвонить или встретиться и побеседовать, и душе становится легче, и жить хочется. Человек, который больше, чем просто друг, ближе и роднее, он — близкий по духу, он похож на вас. Возможно, он отличается более спокойным ритмом жизни, мудростью не по годам, он выслушает вас, не станет перебивать и навязывать свою точку зрения, а просто даст совет, и уже вам решать, как лучше поступить.

Можно ли назвать виртуальных друзей настоящими? На мой взгляд, нет. Хотя бы по той причине, что многие из них не являются теми, за кого себя выдают, указывая при регистрации в социальной сети недостоверные или неполные данные. Поэтому я бы не стал серьёзно воспринимать друзей по интернет-общению. Знакомый человек, которого вы знаете поверхностно, то есть, толком не зная, когда у него день рождения, какая фамилия, просто запоминая имя (и то не факт), внешность, и он обязательно присутствует в списке друзей в социальных сетях. Возможно, и знакомого вы не узнаете, встретив на улице, а если и встретите, то диалог продолжится минуту, вопросы о том, как вы, как ваша работа, девушка, жена, муж, мама, и на этом – всё. Вы прощаетесь и уходите в разные стороны и, возможно, продолжите общение в том же формате. Хотя иногда виртуальные друзья даже становятся супругами.

Как же зарождается дружба? Как хорошо было в детстве играть с друзьями в песочнице, лепить куличики, строить гаражи, замки… И тогда все тебе друзья, все помогают, делятся совочком, дают покатать машинку или прокатиться на велосипеде. Но в какой-то момент ты вдруг замечаешь, что у Вани машинка самая быстрая и самая маневренная, а у Ромы — ещё и с пультом управления. А у Кати кукла самая дорогая. Именно тогда и делается первый шаг в выборе друга; все хотят дружить с тем, у кого лучшие игрушки. И уже в детстве ты слышишь от родителей наставления: «Не играй с Машей, потому что она…». Это так родители заботятся о нашем будущем, помогают решить проблему выбора друга. В школе, опять же, друг тот, кто даёт списать, кто помогает с подготовкой к контрольной работе по химии, кто даёт тебе запасную ручку, делится печеньем.

В большинстве случаев более сильные по духу дети начинают знакомиться с более слабыми, создавая некий союз, сидят за одной партой, помогают с домашними работами и контрольными. Друзья вместе ходят в столовую, вместе выходят из школы, при этом ждут товарища, если у того остались кое-какие дела в школе, и в итоге уходят по домам. И так продолжается все 11 лет, проведённых в школе. Совместное времяпрепровождение способствует укреплению дружбы, да и доверие растёт значительно быстрее. Дружба в школе чаще всего кратковременна, заканчивается всё это на последнем звонке. Что ждёт каждого из нас дальше, никто не знает, может, если вместе поступим в одно и то же учебное заведение, тогда дружба продолжится, в противном случае связь может и оборваться .Хотя есть случаи и очень крепкой дружбы одноклассников на всю жизнь. И это здорово!

 Для большинства молодёжи, я имею ввиду студенчество, дружба является неотъемлемой частью жизни и ценится довольно высоко. Молодые люди готовы помогать своим друзьям, защищать их, радоваться их успехам. И хотя сегодня считается, что в общении молодёжи телефон заменяет личные контакты, а телевизор – живой обмен мнениями, исследование показывает, что это далеко не так.. По результатам опроса студентов СГУ,   почти половина студентов (42 %) полагают, что друзьям необходимо доверять, именно доверие – основа взаимоотношений между людьми. В то же время   47 %  студентов часть информации утаивают от своих друзей.

Для большинства молодежи (85 %) важна душевная близость с человеком, они не будут искать выгоду от дружбы. Большая часть молодых людей (60 %) безусловно порадуются за успехи своего друга, а 37 % – только в том случае, если это не задевает их самооценку.

87 % студентов будут защищать своего друга, если услышат о нем нелестные отзывы. Однако найдутся и такие «друзья», которые промолчат или останутся равнодушными (13 %).

Только 35 % студентов проявят терпение при общении с неприятными для них знакомыми и родственниками друга. Большинство же (65 %) напрямую выскажут свое неприятие.

67 % молодых людей сами предложат помощь своему другу в трудной жизненной ситуации. Тем не менее, третья часть студентов считают, что в жизни надо полагаться только на себя. Результаты исследования показали, что 30 % опрошенных имеют много друзей, 55 % считают, что настоящая дружба – явление редкое.

Ну а как дружат взрослые? Согласно анкетам родителей, во взрослой жизни на это часто нет времени, и о встречах приходится договариваться за недели. Почему так?

Чтобы ответить на этот вопрос, я изучил, как феномен дружбы воспринимался в разные века. Для меня это было достаточно интересно.

О дружбе писали Платон и Аристотель, Феофраст и Эпикур, Цицерон и Сенека, И. Кант и Г.В. Гегель,  А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский, Пушкин, Лермонтов, Высоцкий.

 «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага», — писал Аристотель, выделяя три вида дружбы. Одна основана на приятном, когда людям просто нравится проводить время друг с другом. Другая — на взаимной пользе друг для друга. Аристотель считал, что такие дружеские связи, конечно, замечательны, но «расторгаются, как только люди меняются: их перестают любить, когда они более не приятны и не полезны». А потому выше их всех — третий тип дружбы, объединяющий людей на основании их добродетели: тем более, замечал он, хорошие люди друг другу и приятны, и полезны.

Еще больше ценил такие взаимоотношения Эпикур. Он считал, что для счастливой жизни не нужны неисчислимые богатства, зато без дружбы не обойтись — причем самым важным он считал не саму дружескую помощь, а уверенность, что в трудную минуту мы можем на нее рассчитывать.

Интересно, что Аристотель считал, что дружба не существовала сама по себе, а была неразрывно связана с политикой, замечая, что «Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость». При тираническом правлении дружбе нет места, а вот при демократии люди, «будучи равными, имеют много общих интересов».

Тут, правда, стоит помнить о том, кто именно мог называться гражданином. В Афинах, скажем, это был мужчина, оба родителя которого родились в Афинах. Так что дружба по Аристотелю была делом чисто мужским: женщинам тут не место. Что говорил Аристотель про дружбу?

Аристотель говорит о Величавом как о прямом в дружбе: прямота заключается в отсутствии лжи и всего, что является результатом избирания в себе не себя, а обстоятельств, мнений

Средневековье и Возрождение

Если античное понимание дружбы определялось в первую очередь философами, то средневековое основывалось на христианском учении о любви к ближнему и братстве во Христе. Друзья могли быть духовными наставниками, покровителями или союзниками. Порой — невиданная прогрессивность! — друзьями могли стать даже мужчины и женщины.

Но настоящий прорыв случился с наступлением Возрождения, когда христианская мысль перестала противопоставляться античной, а стала сочетаться с ней. Мыслители-гуманисты вроде Леонардо Бруни и Петрарки считали, что христиане могут и должны вдохновляться достижениями античной философии.  

Если для средневековых философов дружба была лишь одной из форм братства во Христе, то в Возрождение дружба как интенсивная связь между людьми, основанная на общих интересах и ценностях, снова становилась ценной сама по себе.

Все поменялось: объединяясь не вокруг общей христианской этики, а вокруг более личных ценностей и интересов, друзья — художники, философы, писатели — вдохновляли друг друга, делились знаниями, помогали друг другу в разных ситуациях.

Просвещение и Новое время

На смену Ренессансу пришла эпоха Просвещения, когда власть религии в Европе стала уступать культу разума. Научная революция и религиозная реформация радикально изменили интеллектуальную жизнь европейцев и повлияли на их понимание дружбы. В эпоху Просвещения она стала выражением чувственности, индивидуальности и свободы выбора. Друзья не только помогали друг другу в трудностях, но и делились своими мыслями, опытом и творчеством.

 Новое понимание дружбы — более индивидуалистское, воспринимаемое как взаимоотношения отдельных свободных людей, — помогало реформам двигаться все быстрее. Изменилась вся светская общественная жизнь. В Европе появлялись салоны, клубы, кафе , куда люди приходят добровольно и проводят время в беседах. Именно в этих относительно демократичных заведениях европейские интеллектуалы Просвещения собирались, обменивались идеями, заводили знакомства — и дружили.

© Национальная портретная галерея, Лондон

«Дружба, как правило, искренна в самом начале и длится до тех пор, покуда есть, чем ее поддержать; писала феминистка Мэри Уолстонкрафт. Она критиковала современников (особенно доставалось Жан-Жаку Руссо), продолжавших считать истинную дружбу чисто мужской прерогативой, и замечала, что «девочки и мальчики могут прекрасно играть вместе, если ощущение разности полов не настигнет их раньше времени».

Наши дни

Мир продолжал меняться, и вместе с ним продолжало усложняться наше понимание дружбы. Друзьям и прежде необязательно было регулярно видеться, но появление сперва телеграфа, а после и телефона позволило людям в разных точках страны и даже мира поддерживать глубокие близкие отношения.

Фактически в XIX и XX веке дружба не преображалась радикально.Если прежде друзья-художники помогали друг другу и вдохновляли друг друга, то в XX веке тут и там начали появляться художественные союзы, основанные на неформальных связях и ставившие целью перевернуть мир. Прежде мыслительницы и мыслители начинали дружить на почве общих ценностей и интересов, теперь на этой почве вырастали целые гражданские движения и революционные ячейки.

Если вновь пользоваться аристотелевской классификацией, XX век стал веком дружбы на основании обоюдной пользы.

Интересны размышления Дейла Карнеги. В своем бестселлере “Как завоевывать друзей» он аккумулировал мудрость веков, не забывая все время призывать читателей к искренности. Однако  понимание  дружбы на западе к тому времени изменилось. Теперь это была не связь, зарождавшаяся между двумя людьми, которые могут что-то дать друг другу, а наоборот: успешный человек заводил дружбу, чтобы достигать своих целей и распространять влияние.

Но вряд ли стоит сваливать на Карнеги всю вину за то, что в течение последнего столетия отношение к дружбе становилось все более циничным. Тем более что в начале XXI века нам пришлось пересмотреть само понимание слова «друг», когда появление социальных сетей стало, пожалуй, самым революционным изменением социальной структуры общества, которое мы до сих пор пытаемся осмыслить. Facebook* предлагает добавить человека в друзья или даже убрать из друзей. Причем это действие относится к самому факту наличия связи между двумя людьми, а не к ее характеру или глубине. Русскому языку тут даже немного повезло: слово «друг» сохранило свое прежнее значение, а для понятия «человек, которого я добавил в сети» появилось словечко «френд».

  1. Снова Аристотель

Что же сейчас происходит с нашим пониманием дружбы? Как нередко бывает, история сделала полный круг. На протяжении тысячелетий люди рассматривали этот тип человеческих отношений с разных сторон. Аристотель и его античные коллеги создали фундамент, на котором возводились постройки, развивавшие эти идеи. И когда к началу XXI века здание оказалось слишком уж  противоречивым, то люди опять потянулись к основам.

Сделаем вывод.Как понимали дружбу в разные времена?

Античные философы возносили дружбу превыше всех добродетелей и проводили массу времени в прогулках с друзьями. «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага», — писал Аристотель. «Самое трудное — сохранить дружбу до последнего дня жизни», — замечает Цицерон, ведь часто у одних людей меняются интересы или мнения о положении в государстве, а у других с годами портится характер.

Если в Средневековье дружбу понимали как одну из форм любви к ближнему и братства во Христе, то мыслители-гуманисты эпохи Возрождения охарактеризовали ценность дружбы в понимании, близком к современному: это крепкая связь между людьми, основанная на общих интересах и ценностях.

В эпоху Просвещения произошел настоящий переворот в светской жизни: в Европе стали появляться салоны, клубы и кафе 

А на рубеже XIX–XX веков на почве таких дружеских встреч зарождались новые художественные течения. В петербургской квартире Вячеслава Иванова, которую называли «Башней», по средам собирались и засиживались до утра художники, поэты, артисты — самые яркие представители богемы.

В то же время на дружбу влияли технологии. Благодаря почте, а впоследствии телеграфу и телефону друзья могли оставаться на связи, даже находясь за километры друг от друга.

В отличие от романтических отношений, для поддержания дружбы не обязательно регулярно видеться — а в наши дни, особенно после пандемии, видеозвонки стали альтернативой встречам в офлайне.

Появление обмена геолокацией — еще один новый инструмент в дружбе: чтобы договориться о встрече, бывает достаточно скинуть другу локацию — или даже поделиться местоположением в реальном времени, чтобы пересечься по пути.

А если вы пользуетесь 2ГИС и добавили избранные контакты в список друзей, то достаточно взглянуть на карту — может быть, кто-то из друзей сейчас рядом.

Потребовались годы, в течение которых ученые наблюдали за жизнью десятков тысяч людей, чтобы понять, что дружба и долголетие идут рука об руку, а вот одиночество не менее опасно, чем ожирение и вредные привычки.

Ученые утверждают, что общительные и дружелюбные люди дольше живут: риск ранней смерти на 50% выше среди одиноких людей, чем среди тех, кто окружен друзьями и близкими. Другое исследование показало, что даже один разговор с другом в течение дня может улучшить самочувствие и снизить уровень стресса.

«Потребность в дружбе зашита в нас эволюцией: Homo sapiens выжили благодаря тому, что научились создавать социальные связи и договариваться. Поэтому мы стремимся принадлежать к коллективу и боимся не понравиться группе. Мало какой человек совсем не участвует в социальной жизни: даже те, кого мы называем интровертами, могут избегать шумных тусовок, но состоять в книжных клубах и игровых сообществах.

Если у вас нет друга, то как его найти и потом сохранить друга?

 В последние годы из-за перехода на удаленку и волны переездов обострился запрос „где найти друзей. В более юном возрасте легче дружить — в школе и университете жизнь сама нас сталкивает с другими людьми. Со временем старые социальные связи слабеют, а заводить новые уже не так просто. По статистике, в возрасте старше 60 лет где-то 12–20% людей могут вообще не иметь друзей». Соцсети создают иллюзию популярности: там у нас могут быть сотни, даже тысячи «френдов». Но это не то же, что настоящая дружба. Социологи подсчитали, что людям нужно проговорить друг с другом не меньше 50 часов, чтобы стать приятелями, и 200 часов — чтобы близко подружиться.

 Во-первых, стоит присмотреться к уже существующим социальным контактам. Иногда люди не замечают, как другие к ним тянутся, — возможно, среди ваших знакомых есть кто-то, кто потенциально может стать другом. Даже спустя десять лет можно написать человеку „Как дела?“ и предложить встретиться — это может сработать, если когда-то вы были близки и симпатичны друг другу. Во-вторых, вспомните о своих увлечениях или попробуйте что-то новое: сходите на мастер-класс по рисованию, дегустационный вечер, в клуб настольных игр — или поищите единомышленников онлайн, в каналах и чатах по интересам».

Череда случайностей может зародить дружбу. На просторах Интернета я прочитал такую историю: «Мы с подружкой познакомились, когда нам было по 15 лет. Отдыхали в Турции семьями в номерах напротив. Подростков в отеле было мало, и мы сразу заметили друг дружку, но сначала совсем не понравились — а потом, как бывает, близко подружились. Оказалось, что мы обе из Нижнего Новгорода. На следующий год, не сговариваясь, мы поехали в летний лагерь на одну и ту же смену, попали в один отряд и жили в одной комнате. Но самое примечательное, что с этой же девушкой мы поступили в один университет на смежные направления, тоже не договариваясь. Узнали друг друга на встрече первокурсников. Мы давно не общались, но сейчас я написала общей подруге, чтобы восстановить связь».

Как сохранить дружбу: 8 советов психолога

  1. Принять тот факт, что другой человек вам ничего не должен, ваши пути могут разойтись, а отношения прерваться или закончиться, и это нормально, их можно как поставить на паузу и даже  восстановить, даже через многие годы.
  2. Проговорить взаимные ожидания. Нигде не написано, как правильно дружить — что с другом нужно делиться тайнами или проводить много времени вместе. Все по-разному понимают дружбу — и важно помнить, что у вас с другом могут быть разные ожидания от этих отношений. Вы можете спросить у друга, как ему хотелось бы проводить время вместе, как вообще он понимает дружбу. Разговор о взаимных ожиданиях укрепляет любые отношения.
  3. Рассказать о сложных чувствах, если в дружеском контакте вам что-то не нравится. Это лучше, чем замалчивать и копить обиды.
  4. Искренне интересоваться жизнью другого человека. Когда вы общаетесь, старайтесь давать обратную связь на реплики собеседника — задавайте уточняющие вопросы, интересуйтесь его делами и планами.
  5. Проводить время вместе так, как нравится вам обоим. Это особенно важно в условиях дефицита времени. Вы можете разделять свои интересы с разными людьми: с одной компанией ходить по новым заведениям, с другим человеком — кататься на коньках. Главное — проводить время с удовольствием, без принуждения.
  6. Планировать встречи и видеозвонки. «Дружить в свободное время» — это зачастую провальная идея. Желательно дружеские встречи планировать, а если не получается встретиться вживую — устраивать видеосозвоны.
  7. Не растворяться в онлайн-переписке и аудио. С новыми технологиями изменилась и дружба, потому что со многими людьми мы теперь на связи 24/7 — можем обмениваться мемчиками и переписываться о насущном, но при этом не видеться. С точки зрения нейробиологии, чтобы удовлетворить потребность в эмоциональной близости, нам очень важно видеть мимику, жесты, поведение другого человека. С близкими друзьями переписку и аудио желательно дополнять видеозвонками и по возможности реальными встречами.
  8. Уважать личные границы друзей. Часть современного этикета — перед тем как выкладывать фотографии с друзьями или делать трансляцию с кем-то, уточнить у присутствующих, всем ли это понравится. Важно соблюдать личные границы человека не только в реальности, но и в интернет-пространстве. Мы все имеем право на приватность.

А теперь обратимся к интерпретации понятия дружбы и ее роли в литературе

Катулл о дружбе

Творческое наследие Катулла невелико по объему —всего три тысячи стихов, сто шестнадцать стихотворений,— но многообразно и замечательно по силе эмоционального воздействия.
Великий знаток и собиратель древностей Авл Геллий (середина II в.) называет Катулла «изящнейшим из поэтов»,
В новое время Катулла переводил Э. Ростан, высоко ценил А. С. Пушкин, читал и интерпретировал Л. А. Блок.

Катулл о дружбеПеревод С. В. Шервинского.
Гай Валерий Катулл Веронский

9
Ты, Вераний, из всех мне близких первый
Друг, имей я друзей хоть триста тысяч,
Ты ль вернулся домой к своим пенатам,
Братьям дружным и матери старушке?
5 Да, вернулся. Счастливое известье!
Видя целым тебя, вновь буду слушать
Об иберских краях, делах, народах
Твой подробный рассказ: обняв за шею,
Зацелую тебя в глаза и в губы.

77
Руф, кого я считал бескорыстным и преданным другом
(Так ли? Доверье мое дорого мне обошлось!), —
Ловко ко мне ты подполз и нутро мне пламенем выжег.
Как у несчастного смог все ты похитить добро?
Все же похитил, увы, ты, всей моей жизни отрава,
Жестокосердный, увы, ты, нашей дружбы чума!

Плохо стало Катуллу, Корнифиций,
Плохо, небом клянусь, и тяжко стало.
Что ни день, что ни час, все хуже, хуже.
Но утешил ли ты его хоть словом?
А ведь это легко и так немного!
Я сержусь на тебя — ну где же дружба?
Но я все-таки жду двух-трех словечек,
Пусть
печальнее плачей Симонида.

Дружба Катула носит адресный характер, подчеркивает индивидуальности друзей(Вераний, Руф, Корнифиций) Автор радуется встречи с другом, гордится его боевыми подвигами, готов слушать его бесконечно. Во втором-досада и разочарование.»Ловко ко мне ты подполз  и нутро мне пламенем выжег».Яркие эпитеты отображают отношение к бывшему другу: жестокосердный, нашей дружбы чума. Обращаясь к Корнифицию, он просит помощи, хотя бы двух-трех утешительных словечек больному человеку.

Но средневековая поэзия в принципе не исповедальна. Не случайно, что о жизни и личности средневековых поэтов нам так мало известно, хотя существовало много списков их сочинений,, т. е. их слушали и читали. Поэты именовались то прозвищем, то по роду занятий , то по месту рождения. И это связано с тем, что для средневекового поэта произведение было важно прежде всего как одна из форм воплощения общего идеального канона, у которого и не должно быть имени

Идея высокой значимости поэта, провозглашенная в Возрождении, вызвала появление автобиографий и жизнеописаний поэтами великих соотечественников (Петрарка создает автобиографические письма, Боккаччо пишет биографию Данте.) Каждый поэт прославляет не только свою страну, но и край, где он родился. Воспевая любовь, поэты Возрождения называют своих возлюбленных — Беатриче, Лаура, Кассандра, Мария, и это уже истинные их имена, ибо каждый поэт в любовной лирике хочет лучами своей славы озарить на века свою любовь и свою избранницу. . Конкретны друзья и противники, к которым обращены стихи поэтов Возрождения. Литературная жизнь тем самым тоже приобретает более наглядный вид. Мы знаем, что на исходе Возрождения в каждой стране поэты ощутят разрыв между горделивыми идеалами духовного и социального переустройства мира Слагаются трагически-умудренные стихи, терцины или четверостишия, как Микеланджело:

Молчи, прошу не смей меня будить,
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать — удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Перевод Ф. Тютчева)

Но требование, предъявленное поэзии гениями Возрождения,— чтобы она заставляла «негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть, любоваться, удивляться» (Дю Белле), т. е. охватывала бы все сферы человеческих эмоций, было ими в полной мере выполнено: по сути дела, они создали поэтический «лексикон» всех «вечных тем» поэзии, в том числе поэзии дружбы

Есть в истории культуры эпохи, как бы изначально предрасположенные к тому, чтобы поэзия стала в них вершиной и мерой всего словесного искусства. Такими были классический период в литературах греческой и римской античности, европейский романтизм, «пушкинская пора» и «серебряный век» в русской поэзии.

Перейдем к «пушкинской поре»

А.С.Пушкин вступил на литературное поприще в ту историческую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сентиментализм, молодые романтики завоёвывали поклонников и реализм приносил первые плоды. На глазах у поэта уходила в прошлое русская культура XVIIIвека и рождалась новая, облик которой, как мы теперь знаем, сложился благодаря его гению. Предметом поэзии всегда была для него действительная жизнь, увиденная «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

Содержание и слово пушкинской лирики несут в себе «чувства добрые», терпение, милосердие(«милость») разумное сочетание общественных и частных устремлений. Среди таких стихов почетное место занимает дружеское послание «К Чаадаеву»:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 Дружба неотделима от общего служения родине. Он разделяет убеждения своих друзей. То есть друзей объединяют общие интересы, цели, понимание сущности жизни. Большое число стихотворений о дружбе создано поэтом во время обучения в лицее. Поэзия эта прославляет наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Любимым жанром этого периода становится дружеское послание в обращении к друзьям. Это стихотворения «Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру».

 Стихотворение «Пирующие студенты» написано в 1814г в жанре послания, воспевает счастливые, но минутные вольности студентов.

Тема стихотворения- перекличка друзей, совместное веселье, проникнутое беззаботной, буйной радостью

 Композиция. Стихотворение построено на антитезе. Упорный труд противопоставлен наслаждению жизнью, трезвенность- нескончаемому веселью

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев, —
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли? — это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

1814 г.

Средства художественной выразительности.                                                                                                     Пушкин соединяет лирические и эпические мотивы; переплетаются размышления о том, что целью жизни является наслаждение с рассказом о пирушке. Лирический герой с любовью и особой нежностью говорит о своих приятелях. Это показывают эпитеты6 товарищ милый, остряк любезный. Воспевает студенческую дружбу, призывает присоединиться к общей радости-наслаждению жизнью. Тяжесть труда учебы сопоставляется с праздной жизнью                                                                                                        Послание «И.И.Пущину» передано другу, сосланному в Читу после декабристского восстания 1825г. Оно пронизано чувством благодарности за то, что друг навестил его в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни воспоминанием о лицейской дружбе, о радостной встрече друзей. Друг, по мнению Пушкина, всегда готов прийти на помощь, даже рискуя своей жизнью. Стихотворение композиционно связывает судьбу двух друзей, а грустное настроение сменяется радостной встречей                                            

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

1826 г.

Тема лицейской жизни и  дружбы звучит и в послании «19октября..» лирический герой полностью сливается с автором, поэтому можно сказать, что стихотворение автобиографическое.

Композиция. Написано в традиционной форме. Состоит из нескольких частей:                                                                                                                                - обращение ко всем друзьям-лицеистам;                                                                                                                     -обращение к самым близким друзьям-лицеистам;                                                                                                    -восхваление самого лицея и государя;                                                                                                                            - размышления о будущем друзей-лицеистов

Жанр-послание, так как лирический герой обращается к друзьям. Есть признаки оды и элегии.

 Это стихотворение центральное, в котором раскрывается вся глубина мыслей поэта о дружбе как о величайшей ценности. Само название напоминает о дате открытия лицея, она олицетворяет ежегодную встречу друзей-лицеистов. Основными символами здесь являются две музы. Поэзия соединяет души великих поэтов: Дельвига, Пушкина и Кюхельбекера. И вторая муза- дружба, союз, который «зарождался под сенью дружных муз». В начале одинокий герой на фоне осеннего пейзажа грустит о том, что не может быть из-за ссылки на встрече с друзьями. Он тепло вспоминает и случайные приезды и прошлые встречи. Поэт верит, что настанет день, когда придет на встречу один последний лицеист. Но не надо отчаиваться. Истинная дружба помогает преодолевать любые препятствия:

19 октября

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Средства художественной выразительности                                                                                                             Яркие метафоры, эпитеты, сравнения, перифразы помогают автору выражать эмоции: грусть, тревожность, гордость, дружескую любовь. Роняет лес багряный свой убор- о листопаде,метафора. Дни бегут-о быстротечности времени, Кудрявый наш певец-о Корсакове, который погиб в Италии

 Сладкоголосая гитара, пленительной привычке-эпитеты. Для всех чужой, как сирота-сравнение. Средства художественной выразительности помогают читателю сопереживать и радоваться вместе с поэтом

Стихотворение «Во глубине сибирских руд»

 Раскрывается тема памяти о тех, кто был сослан на каторгу после восстания 14декабря 1825г на Сенатской площади за свои высокие стремления. Развивается идея важности, поддержки друзей в надежде на освобождение. Поэт уверен, что надежда на то, что «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», поможет преодолеть все «каторжные норы»

Композиция .Композиционно стихотворение можно разделить на 2части: краткое описание каторжников, их помыслов и вера лирического героя в скорое освобождение друзей.

Жанр. Стихотворение построено как обращение-призыв не отчаиваться, оставаться верными своим мыслям

Средства художественной выразительности.  Стиль послания- высокий. Особую торжественность придают записанные с большой буквы слова Надежда, Любовь, Свобода. Выразительные эпитеты :скорбный, каторжные, мрачные отражают печаль и боль лирического героя за своих друзей, передают героизм и мужество автора. Не случайно поэт Александр Одоевский ответил на это послание строчками, ставшими девизом всех революционеров XXвека: «Из искры возгорится пламя!»

Таким образом, Пушкина можно назвать счастливым человеком. Он познал истинную сущность и важность дружбы и сумел передать её роль в жизни человека нам, потомкам.

Подводя итоги сказанному, сделаем вывод о том, что в дружбе очень важно понимать и поддерживать друг друга, не нужно относиться эгоистично к человеку, который дорожит вашей дружбой. Несмотря на разные взгляды и интересы, люди могут дополнять друг друга, а это немаловажно в дружбе. Но а если, по словам Владимира Высоцкого,

 

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а - так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

 

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой -

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах - не ах,

Если сразу раскис и - вниз,

Шаг ступил на ледник и - сник,

Оступился - и в крик.

 

Значит, рядом с тобой - чужой,

Ты его не брани - гони:

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но - шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но - держал.

 

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Народная мудрость гласит:

.Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя".Цицерон

  •  "Истинный друг познается в несчастье". Эзоп ...
  • Дружба кончается там, где начинается недоверие". Сенека ...
  • 5. "Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы".Белинский В. Г.
  • 6. "У друзей все общее, и дружба есть равенство".Пифагор
  • 7. "Кто всякому друг, того я другом не считаю".Мольер
  • 8. "Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов".Конфуций
  • 9. "Дружба кончается там, где начинается недоверие".Сенека
  • 10. "Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже".Сократ
  • 11 "Настоящая дружба правдива и отважна".Байрон Д.
  • 12. "Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает".Ницше Ф.
  • 13. "Брат может не быть другом, но друг - всегда брат".Франклин Б.
  • 14. "...Остаться без друзей - самое горькое, после нищеты, несчастья".Дефо Д.
  • 15. "Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается".Лермонтов М. Ю.
  • 16. "Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском".Леонардо да Винчи
  • 17. "Будь каждый каждому такой опорой,
    чтобы, избавляя друга от обузы,
    к одной мечте идти одною волей".Микеланджело
  • 18. "Друзей не может быть слишком много".Дюма А. (отец)

Вывод.Дружба  важна для каждого из нас, так как это:.

- Эмоциональная поддержка: Друзья всегда рядом в трудные моменты и готовы выслушать и поддержать.

- Повышение самооценки: Друзья помогают нам видеть наши сильные стороны и ценить себя такими, какие мы есть. Они признают наши достижения и поддерживают нас в стремлении к саморазвитию.

- Праздники и веселье: С друзьями всегда весело и интересно проводить время. Они делают наши праздники более радостными и запоминающимися, создавая приятные воспоминания на всю жизнь.

- Обмен опытом: Друзья делятся своим опытом и знаниями, помогая нам избегать ошибок и принимать взвешенные решения.

- Развитие социальных навыков: Общение с друзьями улучшает наши социальные навыки и способности к общению с разными людьми.

 - Расширение круга общения: Друзья помогают расширить круг общения и познакомиться с новыми интересными людьми.

- Чувство принадлежности: Дружба создает ощущение принадлежности и принятия, что является важным аспектом нашего эмоционального благополучия.

- Увлечения и хобби: С друзьями мы можем разделять общие интересы, заниматься общими хобби и получать удовольствие от совместных занятий.

- Совместное решение проблем: Вместе с друзьями мы можем решать сложные задачи и преодолевать препятствия.

В итоге, дружба играет невероятно важную роль в нашей жизни. Она приносит нам радость, помощь и понимание, что делает нашу жизнь более полноценной и счастливой. Дружба строится на равноправии и уважении друг друга. Поэтому давайте ценить и беречь  наши дружеские отношения, ведь они - ценный и неоценимый дар в жизни человека

Работая над проектом, я узнал много нового для себя, проникся важностью дружеских отношений, позавидовал А.С.Пушкину в том, что он умел дружить, ценить, поддерживать своих друзей.  Я думаю, моя работа поможет и другим осознать значимость дружбы. А еще работа может помочь будущим девятиклассникам узнать историю развития понятия дружбы, написать сочинение на эту тему, даже можно составить ментальные карты по изучению лицейской лирики дружбы А.С.Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и крепить"

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ...

Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека".

Раздел 2. Я и другие. Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека"....

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Значение дружбы в жизни человека».

Тема воспитательного мероприятия: «Значение дружбы в жизни человека».Воспитательные задачи мероприятия: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; привить нравственные ...

Методическая разработка классного часа " Дружба в жизни человека"

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час прохо...

Занятие в рамках НОСЖ "Дружба и любовь в жизни человека"

Цель: помочь формированию у старшеклассников чувства ответственности при возникновении влюбленности или любви к другому человеку;познакомить учащихся с особенностями юношеской любви;предоставить учащи...