Система уроков по роману "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Дарья Алексеевна Комова

В помощ педагогу при планировании уроков по роману-эпопее Л. Н. Толстого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система уроков, раскрывающих образ великого полководца Кутузова как одного из представителей екатерининской эпохи в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

 

Кутузов центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого, великий полководец, простой человек с сердцем, беззаветно любящим Россию и русский народ. Именно этот образ Кутузова необходимо донести до понимания учащихся на уроках литературы в старших классах. И ученики должны именно сами осознать всё величие этого человека.

А также, продолжая линию характеристики представителей екатерининской эпохи в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», система уроков, раскрывающих образ великого полководца Кутузова, должна логично и последовательно вписаться в данное направление, показав, что екатерининская эпоха породила и таких великих полководцев, а также замечательных людей как Михаил Илларионович.

Конечно, Кутузов, как и любой человек, не был идеален, и Лев Николаевич, полагает Курляндская Г.Б., как реалист, изобразил образ этого полководца со всеми его не только плюсами, но и минусами, ничуть его не принижая, и не вознося его до небес, что делает его человечнее и привлекательнее [1].

Учитывая все эти вышеизложенные нюансы, мы и выстраиваем систему уроков, раскрывающих образ великого полководца Кутузова как одного из представителей екатерининской эпохи в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Первый урок, посвящённый Кутузову, в целостной системе, отводится теме «Кутузов в военной кампании 1805-1807».

Кутузов - это реальное историческое лицо, и обходить этот факт мы не собирались. Ряд учащихся получили в качестве индивидуального домашнего задания – написать доклады (примерно на 2-3 минуты): «Начало военной службы Кутузова», «Участие Кутузова в русско-турецкой войне» и «Деятельность Кутузова в конце XVIII века», ограничивая время рассмотрения военной карьеры Михаила Илларионовича приходом к власти Александра I. Итак:

Тема 1-го урока по образу Кутузова – «Кутузов в военной кампании 1805-1807».

Цель: познакомиться с Кутузовым как выразителем взглядов русского народа в лице обыкновенных солдат.

Задачи:

– выявить основной прием изображения героев, идеи автора в изображении психологии человека в условиях войны на чужой территории;

– развивать умение соотносить художественные образы и события с реальными историческими событиями и образами;

– повышать интерес к предмету «Литература», к чтению классических художественных произведений;

– совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

– развивать информационную и коммуникативную компетенции;

– предоставлять возможность для раскрытия творческого потенциала учеников 10-го класса;

– формирование личности школьников с высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом;

– воспитывать уважительное отношение к иному мнению своего товарища;

– формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

– создавать психологически комфортную образовательную среду на уроке, формируя условия для успешности обучения и повышения самооценки старших школьников.

Данный урок после озвучивания его темы и определения цели и задач мы начали с защиты докладов, написанных десятиклассниками. Уяснив исторические корни появления на военном горизонте Российской империи Кутузова, мы перешли к основной части данного урока, анализируя изображение образа Кутузова в первых томах романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Вопросы для раздумья:

1.Почему автор начинает повествование с событий 1805 года, лишь косвенно касающихся России?

         2. Каковы были цели вступления России в войну с Францией на стороне Австро-Венгрии?

         Предположения, высказываемые учащимися и обобщающее слово учителя литературы.

(1.Противостояние России и Франции началось, несмотря на их косвенность, не в 1812, а в 1805 году, и необходимо эту основу понимать тоже, чтобы ясно представлять последовательный ход развития русско-французских отношений.

2. Русское правительство вступило в войну с Францией, так как опасалось, что революционные идеи могут быстро распространиться по Европе и желало воспрепятствовать захватнической политике Наполеона).

II. Смотр под Бранау. Анализ эпизода романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»:

1.Работа с текстом:

Найдите тексте подтверждение тому, что солдаты цели этой войны, в которой они должны принимать участие справедливыми, понимают ли они их? («– А что, Федешоу!.. сказывал он что ли, когда сражения начнутся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бонапарте стоит.

– Бонапарте стоит! ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бонапартом война откроется. А то, говорят, в Брунове Бонапарте стоит! То-то и видно, что дурак. Ты слушай больше» [ч. II, гл. II]).

2.Пересказ эпизода «Подготовка к смотру и приказ Кутузова, поменявшего весь ход приготовлений как к парадной церемонии».

3.Комментированное выразительное смысловое чтение по ролям от слов от «Кутузов прошёл по рядам…».

4.Опирясь на заготовки домашнего задания (часть класса получила такое индивидуальное дифференцированное задание), цитатно подтвердите цели Кутузова по проведению смотра русской армии в присутствии австрийских генералов. Обобщение после всех ответов учащихся о данной цели преподавателя литературы (Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить тех в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака, как это предписывало ей союзническое командование. Кутузов не считал, для русской армии выгодно данное соединение, и в числе прочих доказательств он особо акцентировал внимание вал печальном положении солдат с обувью. После тысячевёрстных переходов из России она у них была изношена, а союзническое ведомство не позаботилось о том, чтобы отпустить новую для солдат. «Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо» [2]. И для Кутузова эта война не являлась священным и необходимым делом. Поэтому его основной целью было – удержать армию от вступления в бой с французскими войсками).

5. Вторая часть класса должна была наглядно и доказательно представить черты характера Кутузова, раскрывшиеся во время проведения смотра под Бранау. Для тех, кто слушал ответы своих товарищей, было дано задание, уточняющий смысл понимание высказываний их одноклассников: «Выйдя к доске, напишите одно качество Кутузова, проявленное им во время смотра в Бранау».

6.Итоги смотра. Запись в тетрадь по литературе. (Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся данная война, не представляют, кто враг и кто союзник – таковы итоги смотра в Бранау).

III. Кутузов во время Шенграбенского сражения.

  1. Историческая справка о Шенграбенском Аустерлицком сражении, которая была подготовлена как домашнее индивидуальное задание.
  2. Репродуктивные вопросы. Объясните, почему Кутузов принял решение о перемирии. Правильно ли оно? 5. Какую военную задачу Кутузов поставил перед отрядом Багратиона? Почему, как вы полагаете, операция по ее осуществлению оказалась успешной?
  3. Пересказ эпизода Шенграбенской баталии и проблемные вопросы-раздумья в качестве подсказки к приготовлению пересказа: «Какой план разработал Кутузов? Какую роль в данном плане была отведена отряду Багратиона? В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене? Какие качества Кутузова раскрылись в данном сражении?»

III.Кутузов и Аустерлицкое сражение.

1.Историческая справка об Аустерлицком сражении, которая была подготовлена одним из учащихся как домашнее индивидуальное задание.

2. Проблемные вопросы для анализа и размышлений. Что думал Кутузов об исходе Аустерлицкого сражения еще до его начала? Чем вы можете это объяснить? Как вы расцениваете заключительную фразу Кутузова на военном совете: «...диспозиция на завтра... не может быть изменена. Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее... как выспаться хорошенько» [2].

3.Практикум. Задание: «Для выполнения практического задания нам предстоит разделиться на 3 группы, и каждая из них в течение 5-6 минут проведёт собственное небольшое исследование по предложенным вопросам и внесёт их результаты в тетради и вынесет их на всеобщее рассуждение.

I группа – Почему Кутузов спал на военном совете перед Аустерлицом?

II группа – Как ведёт себя М.И. Кутузов в сцене с Александром I (гл. XV)? За что не любит государь полководца?

III группа – Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца перед Аустерлицким сражением и во время него?

V. Итог урока. Вывод с записью в тетрадь: «Один Кутузов понимает весь трагизм предстоящего сражения и знает, что оно будет проиграно, и просит передать об этом государю. Но кто будет слушать старого главнокомандующего, повторяющего неприятные речи?! Кому интересен этот старик, когда во главе войска стоит сам обожаемый молодой император? Одни мечтают «умереть за него», другие хотят отличиться, третьи – выдвинуться, получив награду, четвертые – просто надеются на победу, потому что необходимо же на что-то надеяться, а час Аустерлица приближается, он неминуем. Это – война, какой считал её Толстой, с кровью, грязью, с болью и страданиями: война без прикрас».

VI.Мини-сочинение «Почему 1805г. стал эпохой срама и неудач для России и как в эту эпоху раскрывается образ Кутузова? «

V. Домашнее задание. Индивидуальные тестовые задания по карточкам.

Тема 2-го урока по образу Кутузова – «Великий национальный полководец».

I. Проблемный вопрос как мост для перехода к основной теме данного урока: «В чём Толстой усматривал существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов? «: сравнительный анализ (На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как писал Лермонтова, «и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». В заграничном же походе ситуация складывалась совершенно иная).

II. Выборка. Накануне Бородинского сражения.        

Поведение Кутузова накануне Бородинского сражения (накануне данного сражения Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему» [2]).

III. Проблемный вопрос для размышлений: « Как поведение Кутузова накануне и во время Бородинского сражения раскрывает толстовскую историко-философскую концепцию?

IV. Комментированное чтение и анализ эпизода « Совет в Филях».

1. Как писатель сумел показать правильность решения Кутузова

2. Споставительный анализ. Поведение Кутузова на совете в Филях. Вспомните его на военном совете перед Аустерлицем. Проведите сравнение и дайте объяснение.

V. Выборка. Подчеркните, выбрав, в тексте этого произведения цитаты, которые указывают на внутреннее состояние Кутузова, решающего оставить Москву

Найдите, какими словами Кутузов аргументирует своё решение? («Спасение Росcии в армии; потеряем армию – потеряем Россию. А Москва – ещё не вся Россия» [2]).

VI. Дискуссия «Ваше мнение: прав ли был Кутузов, оставляя Москву?»

V. Домашнее задание: Написать стихотворение или эссе «За что мне симпатичен Кутузов?».

Тема 3-го урока по образу Кутузова – «Кутузов-победитель» (4 ч.)

Обучающая цель: сформировать критерии противопоставления образов Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и представит Кутузова как спасателя России и русского народа.

Развивающая цель: развивать умение анализировать художественный текст, умение обобщать сказанное по теме, умение сопоставлять эпизоды и образы, совершенствовать навык работы с текстом художественного произведения.

Воспитывающая цель: воспитывать активную жизненную позицию, патриотизм, прививать интерес к русской литературе.

Методическая цель: продемонстрировать использование приемов современной образовательной технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» для изучения текста художественного произведения и формирования и оценивания универсальных учебных действий (компетентностный подход).

I. Стадия вызова

1. Определение контекста понимания проблемы. Построение гипотезы своего понимания. На экране портреты Кутузова и Наполеона (Слайд 1).

2. Вступительное слово учителя:

         Сегодня мы продолжаем изучать роман-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Вы не раз слышали о том, что в основу композиционного построения шедевра писателя положен такой прием как антитеза. Это противопоставление звучит уже в названии произведения: война – мир. Кутузова и Наполеона автор также противопоставляет друг другу. Один возглавляет русскую армию, другой командует французской. Но это лишь внешнее, поверхностное объяснение. Эти два герой данного творения, эти две реальные исторические личности, проходят через весь роман Л.Н. Толстого. Нам требуется на сегодняшнем уроке понять, по каким критериям противопоставлены эти два героя, а главное – зачем.

3. Работа с гипертекстом, найденным и предложенным учениками, о

Кутузове во время Бородинского сражения.

Групповая работа над вопросами к тексту:

а) группе подготовить по 3 своих вопроса;

б) обменяться вопросами с другой группой, которой предлагается на них ответить:

I группа – от «Это был Кутузов, объезжавший позицию…» до «…полезли солдаты и ополченцы».

II группа – от «Кутузов сидел, понурив седую голову» до «…посмотри, нельзя ли что сделать».

III группа – «Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска» до «каждого русского человека».

в) заключительно корректируются ответы сначала теми, кто их составлял, а итоговая коррекция осуществляется с со стороны учителя литературы.

II. Составление сравнительной таблицы «Кутузов и Наполеон». Как было сказано выше все лучшие качества русского полководца высвечиваются, если провести его сравнение с французским императором. Сначала десятиклассники путём коллективного обсуждения выбрали аспекты для проведения сравнения. А потом, опираясь на выбранные ими аспекты, составили таблицу:

Аспекты

Кутузов

Наполеон

Отношение к людям

Внешность

Манера поведения

Отношение к битве

Руководство сражением

Я – реализация

Мотив деятельности

Качества личности

Отношение автора

Моё отношение

Вывод: В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух персонажей. «Поединок» Кутузова и Наполеона трактуется писателем как противоборство двух мировоззрений, рассматривается в аспекте истинного и мнимого величия личности в истории.

III. Просмотр 2-х документальных фильмов о Кутузове и Наполеоне, «модель лекции», анализ документальных фактов.

IV.  Проблемные вопросы для размышлений:

1.  Как относились к Кутузову в верхах и при дворе? Как характеризует это высший свет?

2. Почему Кутузов-победитель после низвержения Наполеона умирает?»

V. Творческие задания

А) Составление синквейна к образу «Кутузова».

Чтение вслух синквейнов, составленных учениками.

Например:

Патриотизм

Дальновидный, опытный.

Думает, решает, заботится.

Близок по духу простому народу.

Душевность.

Б) Интервью с М. И. Кутузовым о роли Бородинского сражения корреспондента школьной газеты.

Ш. – Во время Бородинского сражения вы заведомо изрекали ложь, уверяя армию, что французы отбиты везде, почему?

К. – Вы представляете, что такое паника? Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, распространяя вести о неблагоприятном исходя, мы предрекаем поражение.

Ш. – Надеялись ли Вы разбить Наполеона?

К. – «Разбить – нет, а обмануть – надеялся».

Ш. – Каким образом?

К. – Чем дольше пробудет Наполеоновская армия в Москве, грабя её и превращаясь из дисциплинированной армии в кучку мародёров, тем вернее победа Российской державы.

Ш. – Какую роль вы отводили Тарутинскому маневру?

К. – Он – отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.

Ш. – В чем вы усматривали спасение России после Бородинского сражения?

К. – На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение – отступление. Настоятельно требовалось сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага.

Ш. – Вы после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за трудную и верную службу, и пожалели французов?

К. – Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».

Ш. – И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»

К. – Нет, я выполнил свой долг – прогнал Наполеона с земли русской, а дальше – не мое дело.

VI. Сопоставление и размышление. Сейчас ваши товарищи познакомят вас со стихотворениями В. Брюсова и А. Пушкина о Наполеоне и Кутузове (см. прил. 2), прочитав их выразительно. Задача учащихся – ответить на вопрос: «Совпадает ли авторское отношение к полководцам в стихотворениях с точкой зрения Л. Н. Толстого?»

VII.Заключительное слово учителя (Слайд 2):

Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы произведения Толстого «Война и мир». Но на русской земле удача перестала сопутствовать императору. Его фантастический мир вечного успеха разрушил «сильнейший духом» противник.

Образ Кутузова писателем нарисован с почтением и любовью. Только он мужественно забыть о себе, на первое место ставя русский народ. Он один берет на себя ответственность за отступление от Москвы. Только этот великий человек считает правильным ждать, пока разложившаяся в Москве французская армия сама покинет город. Полководец заботится не о себе, а о своей армии, о своей стране. Это подлинно народный герой, мудрый исторический деятель.

VIII. Домашнее задание. Разбившись на группы, создать проект «Мой Кутузов».

4– итоговое внеклассное занятие по образу Кутузова.

Цель мероприятия: закрепить интерес к личности М. И. Кутузова; актуализировать сведения о роли и влиянии неординарных личностей на исторические события; раскрывать творческий потенциал учащихся; воспитывать патриотические чувства.

Презентация подготовленных проектов «Мой Кутузов», их защита и оценка.

Итак, система уроков, раскрывающих образ великого полководца Кутузова как одного из представителей екатерининской эпохи в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» даёт образное и полное представление об этом поистине русском человеке, впитавшем лучшие качества того периода, который его сформировал как личность.

Список использованной литературы

  1. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М.: Вече, 2018. – 359 с.
  2. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М.: Эксмо, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...