«Разработка заданий по читательской грамотности».
методическая разработка по литературе (9 класс)

Жанна Викторовна Имамалыева
  1. Задания на умение интегрировать и интерпретировать информацию.
  2. Задания на умение находить и извлекать информацию
  3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имамалыева Ж.В.

Практическая работа.

«Разработка заданий по читательской грамотности».

  1. Задания на умение находить и извлекать информацию.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

 Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

А. проблема любви

Б. проблема чести, долга, милосердия

В. проблема роли народа в развитии общества

Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства

 Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»? Укажите неверное утверждение.

а) Маша – человек сильной воли. На её долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала.

б) Капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

в) Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную.

г) Маша – самый важный герой в произведении.

 Определите жанр произведения:

а) роман;  б) историческая повесть;  в) семейно-бытовая хроника;  г) мемуары

 Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке».

а) «Назвался груздем, полезай в кузов»           б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива

в) «Береги честь смолоду»                                    г) «Береги честь смолоду, а платье снову»

Какой наказ дал отец Гринёв сыну?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: определите, кто так отзывается о Пугачёве или видит его таким в повести, опишите ситуацию.

1)  «… Взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) «…Убежавший из- под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев… принял на себя имя покойного императора Петра III злодей и самозванец»._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

О ком речь? «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется»__________________________________________________

Как отреагировал Пугачев на подарок Гринева, что сказал?______________________________________________________________________________

Портретная характеристика какого персонажа повести А.С. Пушкина приведена ниже.

«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Назовите имя и фамилию этого героя._________________________________________________________________

Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция        1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка                2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

В) кульминация        3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка                4) знакомство Гринева с главной героиней повести

Угадай портрет. Ему казалось лет за семьдесят . У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём____________________________________

 «Чуть было не стряслась беда: злодей только что уселся обедать, как она, моя бедняжка, очнётся и застонет!» Чьи это слова и о ком?______________________________________________________________

 Кто так отзывается о Пугачёве? «Ты мне не государь, ты вор и самозванец!»______________________________________________________

Соотнести качества характера с персонажами повести

Честность  Смелость    Трусость  Прямота  Коварство Жестокость Чувство долга и чести   Эгоизм

                    Гринёв                                            Швабрин

 Соотнести имена и отчества  так, чтобы получились верные сочетания для персонажей повести.

                       Василиса                                        Андреевич

                       Мария                                             Кузьмич

                       Иван                                               Егоровна

                       Пётр                                                Ивановна

                      Алексей                                           Игнатьевич

                                                                               Иванович

  1. Задания на умение интегрировать и интерпретировать информацию.

        

Задание 1.  Описание степи в повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Задания к тексту:

1.        Зачем автор ввёл это описание в повесть? Чьими глазами дается это описание? Каким событиям предшествует? Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея?

2.        Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

3.        С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи?

4.        При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

5.        Теперь посмотрите, как автор описывает степь ночью, и сравните эти два описания. Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?

6.        Сопоставьте описание степи в повести Гоголя с репродукциями картин русских художников: Г. Мясоедова «Дорога во ржи», А. Куинжи «Степь (Нива)», А. Саврасова «Рожь». Определите: в чём сходство и различия.

7.        Какое настроение автора передает текст? Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

8.        Найдите в тексте эпитеты, как они выражают впечатление рассказчика о степи

9.        Найдите в тексте примеры гиперболы. Каково их назначение в тексте.

10.        Какие приемы выразительности позволяют автору передать краски и звуки степи?

Задание № 2 (сопоставление).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

  Сопоставьте двух героев (двух братьев):  Остапа и Андрия. В чем сходство и различие их характеристик. Сделайте вывод.

1. Каково первое впечатление от Остапа и Андрия?

2. Чем отличались Остап и Андрий друг от друга в бурсе?

3. Как вели себя Остап и Андрий в Запорожской Сечи и боевых походах?

4. Какова была смерть Андрия? Как погиб Остап?

Найдите описание Тараса Бульбы. При чтении выделите  ключевые  слова  и  детали, помогающие  понять  характер  героя.

  1. Поступки героя.
  2. Характер. Качества.
  3. Моя нравственная оценка героя.

Задание №3.   А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Восстановите текст:

Дописать недостающие слова 1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась

Допиши слова « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…». Что?_______________________________________

Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…». Кто? ---------

Задание с развёрнутым ответом.

Соответствует ли предложенный  эпиграф «Береги честь смолоду»                                    к  содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.

  1.  Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Задание №1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

 Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать поболее о сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже обыкновенно они несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его, Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восьмнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную; пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу. Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и где домы были выстроены с некоторою прихотливостию.

В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами; черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых. Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

— О, да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас, — ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый (враг бы не взял его) вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Задания к тексту:

  1. Оцените поведение героев этих примеров.
  2. Почему вы их так оценили?
  3. Свой ответ аргументируйте.

Задание №2. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

Романтизм в русской литературе 19 века.

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.

Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь личности, свободу и независимость.

Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.

В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.

Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью цельной, гармоничной.

В России представителем предромантизма был поэт Алексей Федорович Мерзляков – автор стихотворений, напоминающих народные песни («Среди долины ровныя», «Соловушко», «Ожидание»).

Основателем романтизма в русской литературе считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Его баллады («Светлана», «Лесной царь») и элегии («Море», «Сельское кладбище») изучаются в школе.

Основные черты романтизма в литературе, характеристика романтического героя

Для того чтобы понять, относится ли то или иное произведение к романтизму, нужно знать основные черты романтического произведения.

Не путайте понятия «романтический» (относящийся к романтизму) и «романтичный» (имеющий отношение к романтике).

Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в двух мирах.

Мистицизм. Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.

Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.

Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.

Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.

Фольклор. Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.

Природа. В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.

Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.

Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).

Высшими ценностями для писателя-романтика являлись:

любовь;

искусство;

свобода.

В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:

он противопоставлен обществу, реальному миру, вступает в конфликт с ним;

он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной, противоречивой;

нередко одинок;

зачастую исключителен, необычен, неординарен;

стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;

рассуждает о бытии, старается познать тайное, понять смысл жизни.

Если в произведении изображен исключительный герой в исключительных обстоятельствах, то оно, скорее всего, относится к романтизму.

Дополнительно нужно сказать, что романтизм, по сути, субъективен, поэтому романтические произведения часто имеют исповедальный характер, а писатели-романтики отождествляют себя со своими героями.

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

роман (в том числе исторический);

повесть (в том числе фантастическая);

новелла;

сказка;

идиллия;

баллада;

лиро-эпическая поэма;

элегия;

лирическое стихотворение.

Одной из особенностей романтизма именно в русской литературе является социальная острота конфликта героя и общества, окружающего мира.

Тема социальной несправедливости часто возникает в связи с неприятием крепостного права.

В русской литературе выделяют два основных течения романтизма:

консервативное, когда писатели и поэты черпали вдохновение в прошлом, философствовали, погружались в воспоминания или мечтания. В этом течении творили Батюшков, Баратынский, Тютчев, Жуковский;

революционное (или гражданско-героическое), когда авторы стремились к воплощению идеалов свободы и равенства. К этому течению относят творчество Рылеева, Одоевского, Вяземского, Кюхельбекера.

Отдельно иногда выделяют лермонтовское течение в русском романтизме. Из этого становится очевидно, что многие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова относятся именно к романтическому направлению. Примерами могут служить поэмы «Мцыри» и «Демон», а также стихотворения и пьесы (особенно ранние), прозаические произведения (в том числе и «Герой нашего времени»).

Раннее творчество Александра Сергеевича Пушкина тоже принадлежит к рассматриваемому нами литературному направлению. Это поэма «Цыганы», стихотворение «К морю», разбойничий роман «Дубровский», повесть «Пиковая дама».

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя тоже можно считать романтическими (точнее, романтически-юмористическими). Речь идет о сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески», «Миргород». Сюда же можно отнести и «Тараса Бульбу».

Русский романтизм имел свои особенности. В разных течениях в этом направлении творили Василий Жуковский (которого считают основоположником романтизма в русской литературе), Владимир Одоевский, Евгений Баратынский, Михаил Лермонтов. Раннее творчество Александра Пушкина и Николая Гоголя тоже относится к интересующему нас литературному направлению.

Задания к тексту:

1. Какие причины, на ваш взгляд, были предпосылками появления романтизма?

2. Дополни предложение, используя информацию текста. Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

____________________________________________________________________________

3.Дополни предложение, используя информацию текста. В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:

_____________________________________________________________________________

4. Дополни предложение, используя информацию текста. В русской литературе выделяют два основных течения романтизма.

_____________________________________________________________________________

5.Дополни предложение, используя информацию текста. Основные черты романтизма в литературе

6. Докажи, что «в начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению».

7. Как вы понимаете следующие слова: «предромантизм», «русский романтизм»?

 

8. Выберите правильный вариант ответа. Предпосылками  романтизма в русской литературе называют?  

А) Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году

Б) Англо-русскую войну

В) Польские восстания

Г) Крымскую войну

9. Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа.

Романтизм  - это______________________________________

… художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX веков.        

… литературное направление, возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.        

… художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.        

… направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Разработка заданий по читательской грамотности.

Практическая разработка может быть использована учителями русского языка и литературы....

Разработка заданий по читательской грамотности

Примеры заданий на развитие читательской грамотности...

Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».

Практическая         работа:          «Разработка заданий         по...

Разработка заданий по читательской грамотности

Разработка содержит несколько типов заданий для подготовки учащихся по развитию навыков читательской грамотности....

Практическая работа : «Разработка заданий по читательской грамотности».

Задания для формирования читательской грамотности у учащихся на уроках истории...

Разработка заданий по читательской грамотности

Представлены разработки заданий по читательской грамотности по истории...