Урок литературы в 9 классе.А.П.Чехов "Тоска".Особенности рассказа.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Раскрывает смысл чеховского рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чехов"Тоска"22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

         А. П. Чехов «Тоска». Особенности рассказа.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством  А .П. Чехова.
  2. Раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
  3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия.

Ход урока.

Организационный момент.

 Звучит мелодия (Г. Свиридов Романс)

 Тема «Тоски» заявлена уже в открывающем рассказ пейзаже. Описание снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в увертюре музыкального произведения, его основную тему. Ведь и далее речь пойдет о том, что должно привлечь всеобщее внимание, но никем не будет замечено. Заявленная тема проводится через различные вариации, сочетается с «обертонами», получает все более глубокое эмоциональное наполнение и в конце завершается гротескно-иронически. В дальнейшем творчестве Чехова принцип музыкальности найдет самое широкое осуществление.                           

Учитель: Историк В. О. Ключевский писал о Чехове: «Всюду под его пером проходит толкущийся на всех стыках жизни, оттиснутый в миллионах экземпляров, везде себе верный и всегда на себя похожий, выработавшийся в исторический перл создания и царящий над миром средний человек...»  Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». 

Учитель:Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?  Постараемся ответить на этот вопрос   сегодня на уроке. 

     Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Чехова «Тоска».

Произведение посвящено теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 года писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу. Это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».

 Учитель:   Что такое одиночество?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

На эти вопросы мы ответим с вами сегодня на уроке.

 

  1. Актуализация знаний умений
  2. Учитель: Вы уже дома прочитали рассказ А.П.Чехова «Тоска». Но просто прочитать   недостаточно. Чтобы понять истинный смысл   произведения, надо обращать внимание на каждую деталь.

Первичное восприятие текста. 

  1. Давайте прочитаем начало (читает ученик)   
  2. В какое время суток происходит действие? (вечернее)
  3. Имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
  4. Какое горе случилось у Иона? (умер сын)
  5. Сколько раз Иона пытается рассказать о смерти сына? (4)
  6. Кто выслушал Иону? (никто)
  7. Кому в результате Иона излил свою душу? (своей лошади)

Рассказ А.П. Чехова называется «Тоска».

Каково лексическое значение этого слова? 

Ученик: Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.

В .Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

 

Учитель:   А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Продолжим работу (по рядам) 

 Выступление  каждый группы(приводят примеры из текста).

1 группа: Роль средств художественной выразительности в рассказе.  (Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

      Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

      Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй;  сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания).

 2 группа: Психологический портрет Ионы( Извозчик Иона. Этот человек относится к такому распространенному типу литературных персонажей, как «маленькие люди». Это означает, что он имеет низкий статус в обществе, не наделен какими-то выдающимися качествами и способностями, но и не причинивший кому-то вреда. Это обычный городской извозчик, который зарабатывает себе на кусок хлеба. Желание этого человека по сюжету довольно скромное — рассказать кому-то о своем горе. Он не принес в этот мир никакого зла, но и героических качеств у него также нет. Даже на хамство людей, которых он везет, Иона не отвечает такой же грубостью, а только пытается завести приятную беседу.

Вторым главным персонажем произведения является лошадь, поскольку без нее этот рассказ не имел бы того финала, которого смог добиться Антон Павлович. Именно это обессиленное и жалкое животное является настоящим другом извозчика, в результате спасшее Иону от неизбывной грусти).

3 группа : Второстепенные герои, их роль в рассказе. (Военный. Первый клиент Ионы, просивший везти его на Выборгскую. Военный произнёс фразу, и Иона, обрадованный седоку, решил рассказать ему о сыне. Но военный не захотел поддержать беседы, может, он едет из оперы и его мысли заняты другим. Он лишь подгоняет извозчика, чтобы тот быстрее доставил его по адресу. Показывая своё нежелание разговаривать с Ионой, седок закрыл глаза, и кучер замолчал. Следующие седоки Ионы. Два пассажира высокие, а третий – маленький и горбатый. Они предлагают Ионе небольшую цену за проезд, но извозчик соглашается. После смерти сына старику всё стало безразлично. Пассажиры лезут в сани и начинают пререкаться, кто из них будет сидеть, а кто поедет стоя. После перебранки, высокие уселись, а горбуну пришлось стоять. Они так же, как и военный, с равнодушием отнеслись к попытке Ионы заговорить с ними. Седоки обсуждают свои дела, не слушая извозчика, и скоро выходят. Прохожий дворник, к которому обращается Иона, не желает поддерживать беседу,   заставляет кучера ехать дальше. Молодой извозчик — встретился главному герою в ночлежке, не желает разговаривать).

Учитель: Как вы считаете, какую проблему поднимает автор в рассказе? (маленького человека)

Учитель: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет –А выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.

(прослушивание 3 фрагмента)

Равнодушие - это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово,  улыбнулись.. В качестве эпиграфа А .П. Чехов берёт начало духовного стиха об Иосифе Прекрасном, проданном в рабство своими братьями. Этот духовный стих был распространен в репертуаре российских странников, «калик перехожих» и, разумеется, мог быть знаком Чехову из таганрогских впечатлений, а не из печатного текста. 

Кому повем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Учитель: У А. П. Чехова всегда открытый финал. Что же хотел донести до нас автор? Каково идейное содержание рассказа? 

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». 

 Учитель: Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? 

(ответы о равнодушии)

 Учитель: Какова же задача каждого из нас в повседневной жизни?

(Не быть равнодушными)

Учитель:  Критики, оценившие талант писателя, сумевшего в простом рассказе раскрыть глубокую человеческую драму, положительно приняли творение Чехова, назвав его одним из лучших рассказов того времени. Он словно обращается к нам сегодня - не будьте равнодушными, будьте человечными, деликатными по отношению к другим людям.

Рефлексия

Д. з. Сочинение в формате ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Андреев. Рассказ "Кусака". Анализ произведения.

План - конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"....

Урок литературы в 11 классе на тему "Поэтика рассказа Т.Н. Толстой "Соня". Черты постмодернизма в нем"

Урок литературы в 11 классе: «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем». Посредством приемов проблемного обучения, использования ИКТ (слайдовая презентация) «погружаю» де...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...