Урок закрепления знаний по рассказу Л.Н. Толстого " После бала"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок закрепления знаний.
Тема: Л. Н. Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе.
Цели урока:
Образовательные:
1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».
2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.
3. Научить видеть и понимать позицию автора.
4. Осознать пройденный материал и оценить себя.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.
2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.
2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.
Материалы к уроку.
1.Словарик.
2.Опорный конспект.
3.Мультимедийная техника.
Ход урока.
1.Вступление. Рефлексия настроения.
Слова учителя: Музыка:
Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность, отношение к человеку, а не его социальному статусу.
Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна … была дочерью воинского начальника в Казани. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Здравствуйте. Меня зовут Абдуллина Эльза Айратовна. Сегодня на уроке литературы мы с вами увидим, КАК создал свой рассказ «После бала» великий художник слова (в чём необычность построения рассказа и с помощью каких художественных средств он создан). А также попытаемся понять, ДЛЯ ЧЕГО Л. Н. Толстой создал свой рассказ, какие мысли и чувства хотел донести до нас, определим его позицию как писателя.
Тема сегодняшнего урока: Л. Н. Толстой. Приём контраста в рассказе «После бала».
2.Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного материала.
Учитель: на прошлом уроке вы познакомились с биографией Льва Николаевича Толстого. Что необычного узнали о его судьбе?
(Мать – княжна. В семье 3 старших брата и младшая сестра Мария. Начал писать поздно, в 22 года. Много трудился. Был не только писателем, но и педагогом, философом, деятельным человеком: в 50 лет научился кататься на велосипеде, в 70 лет – на коньках.
В 1862 году женился на Софье Берс, дочери своих знакомых (ей было 18, Толстому – 34 года). От этого брака родилось 13 детей, 5 умерли во младенчестве.
Организовал Яснополянскую школу, принадлежащую к числу оригинальных педагогических попыток: В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.
В 1901 году был отлучён от церкви. В 50 лет произошёл перелом в сознании: решил, что незаконно занимает своё место помещика, должен жить наравне с бедными людьми. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Перед смертью раздал всё своё имущество крестьянам, решил странствовать по миру).
Учитель: А вот ещё какой интересный факт был в биографии Л. Н. Толстого: брат Льва Толстого, Николай, (на снимке – Толстой с братом в 1851 г.) вспоминал, что в детстве писатель говорил, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа». По завещанию Л. Толстого, его там и похоронили.
- Как вы считаете символом чего выступает зелёная палочка? (человечность, гуманность).
- Что такое человечность?
Гуманность (лат. humanus — человеческий) или человечность — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человеколюбие.
- Приведите примеры гуманного отношения к людям или животным из литературных произведений.
- Какие пословицы можем подобрать?
Спасение даже одной жизни равно спасению Вселенной (еврейская)
Худо тому, кто добра не делает никому.
Афоризмы?
Гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию.
Максим Горький
Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.
Беседа по тесту.
К 1: Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?
(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму).
К 2: Какое событие описано (тема)? Запись темы в опорном конспекте. (Два события, которые приводят к потрясению героя от увиденного после бала).
В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.
3.Анализ текста.
К 3: что необычного вы увидели в построении рассказа?
1.Это рассказ в рассказе. В самом начале рассказа повествуется о нравственных ценностях человека.
Для чего Толстой вводит этот приём? (Показать сходство между прошлым и настоящим).
В чём ещё необычность построения рассказа?
2.Рассказ построен на контрасте.
Словарная работа.
Что такое контраст? (противопоставление)
Какие события построены на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние рассказчика).
Лексическая работа по тексту.
Какое незнакомое слово вам встретилось при чтении дома эпизода расправы с солдатом? Подсказка: с помощью чего совершалась экзекуция над солдатом?
Что означает это слово?
Учитель: Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан в каком году? (1903 г.)
А Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. А Л. Н. Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».
Заполнение сравнительных таблиц.
Учитель: Давайте побываем в роли исследователей и посмотрим, как и для какой цели использует приём контраста в рассказе Л. Н. Толстой. Для этого нам нужно заполнить сопоставительные таблицы, у каждого ряда своя тема исследования.
Проведём наблюдения над эпитетами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Что такое эпитеты? (яркие, образные слова и выражения).
При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.
Дети работают (5 мин).
1 ряд: Обстановка.
На балу | После бала |
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. | В весеннем мокром тумане что-то чёрное пёстрое, мокрое; солдаты в чёрных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия. |
- Что помог передать контраст?
(Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)
2 ряд: Настроение Ивана Васильевича.
На балу | После бала |
Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство. | А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил. |
(Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика).
Обыгрывание деталей.
Учитель показывает ПЕРЧАТКУ.
- А кто сможет вспомнить, как эта деталь помогает передать контраст в рассказе?
(Белая замшевая перчатка, которую полковник одевает на балу перед танцем с дочерью: «Надо всё по закону». ---- Своей рукой в этой же замшевой перчатке он бьёт испуганного, слабосильного солдата за то, что тот недостаточно сильно ударил наказуемого).
Правильно, молодцы, догадались!
3 ряд: Портретная характеристика героев.
полковник | наказываемый |
Высокий военный в шинели и фуражке | Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое… |
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами | Сморщенное от страдания лицо |
Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой | Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали… |
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура | Идёт, спотыкаясь и корчась от боли |
Учитель: Сравним изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. Он такой же или изменился?
(Полковник всё тот же, что и на балу. В противопоставлении его солдату его красота выглядит, страшно, ужасно). Я говорю: есть такое слово: кощунственно.
Творческая работа.
Учитель: Предлагаю на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих?
Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам.
Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?
(Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения).
Учитель: Вот простой пример акростиха:
Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас».
О чём в нём говорится? (Луна).
СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде).
Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: с.81-82
С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо
О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу
Л – лепечущий
Д – душевно ранен, дёргается от удара
А – атакован офицерами
Т – тяжело идти, татарин
Учитель: Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник» (с.78 -бал, 82 -после).
П – прекрасно сложенный
О – очень красивый, отлично танцевал
Л – любезный на балу, лицо румяное
К – красавец
О – обижал слабого
В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный
Н – николаевского времени, начальник
И – испугал солдата, избил солдата
К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно
Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось.
4. Эвристическая беседа.
Повторение: Мы рассмотрели много разных видов контрастов, даже составили сами с помощью акростиха. Так что же такое контраст? Для чего он нужен в произведении? Что помогает передать?
Все записывают вывод по таблице. (Контраст позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть противоречия русской действительности).
Мы с вами выявили понятие антитезы. Что это такое?
(Это изобразительно-выразительное средство в произведении, содержащее приём контраста).
Учитель: Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?
(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
К 4:
Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:
(Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».
Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков).
К 5: -Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
(Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло)
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
(«Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).
5. Домашнее задание.
Над этими вопросами предлагаю поразмышлять дома: напишите небольшое (1-1,5 стр) сочинение-рассуждение по теме:
«Нравственный выбор Ивана Васильевича» или
«Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?» Задание выполним в рабочих тетрадях по литературе и сдадим вместе с опорными конспектами.
Учитель: Обратите внимание, домашнее задание записано у вас в опорных конспектах.
6. Подведение итогов урока.
Итак, давайте вместе сделаем выводы по уроку:
- Какой приём положен в основу рассказа? (контраст)
- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)
-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом (идея)?
(Об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро).
Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придёт время, что дурно, что нет.
7. Оценивание деятельности учеников.
Итоговая рефлексия.
Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.
А сейчас напишите, пожалуйста, что вы вынесли из этого урока для себя, оцените свою деятельность на уроке. Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране.
Оценка урока (на слайде):
сегодня я узнал… я приобрёл…
было интересно… я научился…
было трудно… у меня получилось…
я выполнял задания… я смог…
я понял, что… я попробую…
теперь я могу… меня удивило…
я почувствовал, что… мне захотелось…
Словарь.
АНТИТЕЗА – (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение). Художественное средство, основанное на приёме контраста.
АКРОСТИХ – (греч. — ακσοε крайний, ςτιγοε — стих). Крайние — начальные — буквы каждого стиха (строки) при чтении сверху вниз составляют слово, а иногда и целую фразу.
ГИПЕРБОЛА – художественный приём преувеличения признаков, свойств событий или действий героев.
ИДЕЯ – смысл произведения; то, о чём нам хотел сказать автор.
КОНТРАСТ – (франц. contraste - резкое различие, противоположность). Художественный приём, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – художественный приём, содержащий перенос признаков и свойств живого существа на неживое.
РАССКАЗ – небольшое по объёму эпическое произведение, основу которого составляет чаще всего одно событие.
ТЕМА – содержание произведения; то, о чём нам рассказал автор.
ЭПИТЕТ – художественный приём, яркое, образное слово, характеризующее свойство предмета.
Л. Н. Толстой. Приём контраста в рассказе «После бала».
Тема –
Идея –
Обстановка.
На балу | После бала |
Вывод:
Акростих.
П -
О -
Л -
К -
О -
В -
Н -
И -
К -
Домашнее задание:
сочинение-рассуждение по теме: «Нравственный выбор Ивана Васильевича» или «Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока по литературе «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...

Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика"....

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала".
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": особенности композиции и поэтика"....


