урок по литературе для 10 класса "«Человек, который весь борьба». Биография Ф. М. Достоевского"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
урок по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского с использованием материалов РЭШ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 10 классе
«Человек, который весь борьба». Биография Ф. М. Достоевского.
Цель:
- дать краткую информацию о жизни Ф. М. Достоевского и определить его роль в литературе;
- развивать критическое мышление;
- развивать читательскую грамотность учеников.
Задачи:
- обсудить основные события жизни писателя, его общественную деятельность;
- рассмотреть своеобразие творческой манеры Ф. М. Достоевского;
- определить основное направление творчества писателя;
- определить уровень своего усвоения информации о Ф.М. Достоевском.
На доске портрет Ф.М. Достоевского, высказывание Л.Н. Толстого о Достоевском.
Ход урока:
- Вступление.
Ученик:
Достоевский часто сравнивал свою литературную работу с каторжным трудом: «Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней…». Однако Фёдор Михайлович сознательно предпочёл карьере чиновника неустроенную жизнь писателя: «Подал в отставку оттого, что подал… Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром… Я буду адски работать…».
Оказывается, великий писатель был сослан на каторгу! За что?
Когда писатель был сослан в Омскую крепость через Тобольск, жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие. В первые два года, которые Достоевский провёл в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключенный всё это время читал Евангелие. У писателя даже не было карандаша, и он ногтем делал пометки на полях — всего почти 1700. С этой тобольской книгой он не расставался до конца жизни.
Учитель: давайте узнаем подробнее об удивительной и трудной судьбе писателя.
- Просмотр видеоролика о биографии Ф.М. Достоевского, представленного РЭШ.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5807/main/
- Беседа по содержанию видеоролика.
Примерные вопросы:
- Что больше всего удивило вас в биографии Ф.М. Достоевского?
- Как повлияла каторга на писателя (жизненный опыт, здоровье, карьера)?
- Какие произведения Достоевского вам знакомы?
- Решение некоторых заданий тренировочного модуля, представленного на платформе РЭШ (Биография Ф. М. Достоевского: Восстановите пропущенные слова в фрагменте статьи. (Приложение 1.)
Критика о творчестве Ф. М. Достоевского: Вставьте в текст пропущенные элементы из выпадающего списка (Приложение 1.))
- Определение своеобразия творческой манеры Ф. М. Достоевского и основного направления его творчества.
Учитель: Достоевского увлекает социализм как новая пропаганда лучшего будущего для человечества, равенства, критики буржуазного строя, эмансипации женщины. В конце 50-х годов он посещает разные кружки и общества, где и сам тоже выступает. Изменились ли его взгляды после каторги? Какие герои появляются в его произведениях? (униженные, оскорблённые, ищущие истину, очень разные) Каким становится основное направление его творчества? (психологизм)
Достоевский приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права человека. Спасение - только в обновлении самого себя, а смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить. А жить надо, «чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования». Любовь к ближнему, сострадание, вера спасут человека и общество.
- Заключение. Составление и обсуждение синквейна о Ф.М. Достоевском.
- Домашнее задание: знать 1-3 главы первой части романа Достоевского «Преступление и наказание»
Приложение 1.
Биография Ф. М. Достоевского
Восстановите пропущенные слова в фрагменте статьи.
Подсказка
Достоевского увлекает зарождающийся в это время : новая лучшего будущего для , равенства, критики буржуазного строя,
эмансипации женщины. Но в писатель видел истины . В конце 50-х годов Достоевский посещает разные и общества, где и
сам тоже выступает. Знакомится с Михаилом Петрашевским, которого приравнивали к наследникам , в общество которого входили люди разных
сословий, в том числе и .
Приложение 2.
Критика о творчестве Ф. М. Достоевского
Вставьте в текст пропущенные элементы из выпадающего списка.
Подсказка
«Достоевский во всех отношениях был выше меня по развитости; его изумляла меня. То, что сообщал он о сочинениях писателей,
имя которых я никогда не слыхал, было для меня откровением… При всей теплоте, даже горячности сердца, он ещё в училище, в нашем тесном,
почти детском кружке, отличался не свойственною возрасту сосредоточенностью и , не любил особенно громких,
выразительных изъявлений чувств».
(Григорович Д. В. Из «Литературных воспоминаний»).
Основная литература по теме урока
- Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература по теме урока
1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.
Глоссарий по теме
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Человек и его права" часть1 ПРАВО
приведенный фрагмент урока поможет учащимся кратко и зрительно увидеть первую тему в главе 2. Человек и его права. ПОНЯТИЕ о праве....
Урок обществознания в 8 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 8 классе по теме "Человек и человечность". Цель урока:раскрыть нравственный смысл норм морали, по которым живет человек....

Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»
Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Человек-личность" (1-й урок в теме)
Ресурс содержит большое количество иллюстративного материала, схемы и задания для развития критического мышления и умения анализировать информацию. Подходит для использования УМК Боголюбова...
урок по литературе для 11 класса на тему: "Страницы биографии И.Бродского"
Материал представляет собой урок-композицию на тему основных фактов биографии И.Бродского с испоьзованием автобиографичных статей и комментариев....



