урок по литературе для 10 класса "«Человек, который весь борьба». Биография Ф. М. Достоевского"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

урок по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского с использованием материалов РЭШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по литературе 10 класс34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 10 классе

«Человек, который весь борьба». Биография Ф. М. Достоевского.

Цель:

  • дать краткую информацию о жизни Ф. М. Достоевского и определить его роль в литературе;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать читательскую грамотность учеников.

Задачи:

  • обсудить основные события жизни писателя, его общественную деятельность;
  • рассмотреть своеобразие творческой манеры Ф. М. Достоевского;
  • определить основное направление творчества писателя;
  • определить уровень своего усвоения информации о Ф.М. Достоевском.

На доске портрет Ф.М. Достоевского, высказывание Л.Н. Толстого о Достоевском.

Ход урока:

  1. Вступление.

Ученик:

Достоевский часто сравнивал свою литературную работу с каторжным трудом: «Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней…». Однако Фёдор Михайлович сознательно предпочёл карьере чиновника неустроенную жизнь писателя: «Подал в отставку оттого, что подал… Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром… Я буду адски работать…».

Оказывается, великий писатель был сослан на каторгу! За что?

Когда писатель был сослан в Омскую крепость через Тобольск, жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие. В первые два года, которые Достоевский провёл в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключенный всё это время читал Евангелие. У писателя даже не было карандаша, и он ногтем делал пометки на полях — всего почти 1700. С этой тобольской книгой он не расставался до конца жизни.

Учитель: давайте узнаем подробнее об удивительной и трудной судьбе писателя.

  1. Просмотр видеоролика о биографии Ф.М. Достоевского, представленного РЭШ.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5807/main/

  1. Беседа по содержанию видеоролика.

Примерные вопросы:

  1. Что больше всего удивило вас в биографии Ф.М. Достоевского?
  2. Как повлияла каторга на писателя (жизненный опыт, здоровье, карьера)?
  3. Какие произведения Достоевского вам знакомы?
  1. Решение некоторых заданий тренировочного модуля, представленного на платформе РЭШ (Биография Ф. М. Достоевского: Восстановите пропущенные слова в фрагменте статьи. (Приложение 1.)

 Критика о творчестве Ф. М. Достоевского: Вставьте в текст пропущенные элементы из выпадающего списка (Приложение 1.))

  1. Определение своеобразия творческой манеры Ф. М. Достоевского и основного направления его творчества.

Учитель: Достоевского увлекает социализм как новая пропаганда лучшего будущего для человечества, равенства, критики буржуазного строя, эмансипации женщины. В конце 50-х годов он посещает разные кружки и общества, где и сам тоже выступает. Изменились ли его взгляды после каторги? Какие герои появляются в его произведениях? (униженные, оскорблённые, ищущие истину, очень разные) Каким становится основное направление его творчества? (психологизм)

Достоевский приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права человека. Спасение - только в обновлении самого себя, а смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить. А жить надо, «чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования». Любовь к ближнему, сострадание, вера спасут человека и общество.

  1. Заключение. Составление и обсуждение синквейна о Ф.М. Достоевском.
  2. Домашнее задание: знать 1-3 главы первой части романа Достоевского «Преступление и наказание»

Приложение 1.

Биография Ф. М. Достоевского

Восстановите пропущенные слова в фрагменте статьи.

Подсказка

Достоевского увлекает зарождающийся в это время  : новая  лучшего будущего для  , равенства, критики буржуазного строя,

эмансипации женщины. Но в  писатель видел истины  . В конце 50-х годов Достоевский посещает разные  и общества, где и

сам тоже выступает. Знакомится с Михаилом Петрашевским,  которого приравнивали к наследникам  , в общество которого входили люди разных

сословий, в том числе и  .

Приложение 2.

Критика о творчестве Ф. М. Достоевского

Вставьте в текст пропущенные элементы из выпадающего списка.

Подсказка

«Достоевский во всех отношениях был выше меня по развитости; его                                                  изумляла меня. То, что сообщал он о сочинениях писателей,

имя которых я никогда не слыхал, было для меня откровением… При всей теплоте, даже горячности сердца, он ещё в училище, в нашем тесном,

почти детском кружке, отличался не свойственною возрасту сосредоточенностью и                                                  , не любил особенно громких,

выразительных изъявлений чувств».

(Григорович Д. В. Из «Литературных воспоминаний»).

Основная литература по теме урока

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Глоссарий по теме

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Человек и его права" часть1 ПРАВО

приведенный фрагмент урока поможет учащимся кратко и зрительно увидеть первую тему в главе 2. Человек и его права.  ПОНЯТИЕ о праве....

Урок обществознания в 8 классе "Человек и человечность"

Урок обществознания в 8 классе по теме "Человек и человечность". Цель урока:раскрыть нравственный смысл норм морали, по которым живет человек....

Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»

Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Человек-личность" (1-й урок в теме)

Ресурс содержит большое количество иллюстративного материала, схемы и задания для развития критического мышления и умения анализировать информацию. Подходит для использования УМК Боголюбова...

урок по литературе для 11 класса на тему: "Страницы биографии И.Бродского"

Материал представляет собой урок-композицию на тему основных фактов биографии И.Бродского с испоьзованием автобиографичных статей и комментариев....

Урок по литературе 7 класс "Человек на часах"

Урок по литературе 7 класс "Человек на часах"...