Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности учащегося.
методическая разработка
Самая большая роскошь на Земле –
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент - Экзюпери
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни привели к необходимости совершенствования системы образования. В современном мире перед образованием стоит задача воспитания у учащихся ключевых компетенций, обеспечивающих гибкость и способность к адаптации в социальной сфере.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс формирования коммуникативной компетенции личности, и правильная организация этого процесса имеет огромное значение.
Основные задачи формирования коммуникативной компетенции включают формирование у учащихся функциональной грамотности, развитие продуктивных навыков и умений в различных формах устной и письменной речи, а также приобретение общей лингвистической компетенции, необходимой для успешного освоения других предметов.
Современная жизнь ставит перед подрастающим поколением новые цели: свободное владение языком, способность общаться с разными людьми в различных ситуациях, при этом ощущая комфорт и уверенность в себе.
Известный лингвист и психолог А.А. Леонтьев утверждает, что для полноценного общения человек должен обладать определенными навыками: быстро и точно ориентироваться в условиях общения, уметь планировать свою речь, выбирать подходящее содержание, находить адекватные средства выражения мыслей и обеспечивать обратную связь.
Русский язык - это не просто сбор правил, которые нужно выучить и забыть. Это инструмент, которым мы постоянно пользуемся, и важно показать детям, как использовать языковые средства для работы с различными текстами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент - Экзюпери
формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся «общелингвистической компетентности», что необходимо для успешного овладения другими предметами. Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются:
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка.
Урок, посвященный упражнениям с текстами, можно определить как «урок-коммуникация», он позволяет формировать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи.
Развитию коммуникативной компетенции также способствуют и внеурочные формы деятельности, а именно: работа кружка, элективных курсов, подготовка литературно-музыкальных композиции, творческих конкурсов и исследовательская работа.
Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь следующих результатов:
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.
Важнейшей особенностью коммуникативных упражнений является их коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Такие упражнения способствуют познавательной деятельности учащихся и формируют умение пользоваться языком как средством общения.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Загатуйская средняя общеобразовательная школа»
Региональная научно - практическая конференция
«ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ»
Доклад
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Загатуйская СОШ»
Шептякова Лаура Александровна
Иркутск, 2024 г
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Самая большая роскошь на Земле –
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент - Экзюпери
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни привели к необходимости совершенствования системы образования. В современном мире перед образованием стоит задача воспитания у учащихся ключевых компетенций, обеспечивающих гибкость и способность к адаптации в социальной сфере.
Компетентность (от лат. competens – способный) - это совокупность знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе изучения определенной дисциплины, а также способность выполнять какую-либо деятельность на основе приобретенных знаний, навыков и умений. А.Н. Хомский выделяет три взаимосвязанные компетенции: лингвистическую (или лингводидактическую), речевую и коммуникативную [1, с. 182].
Я считаю, что именно в школе начинается процесс формирования коммуникативной компетенции личности, и правильная организация этого процесса имеет огромное значение.
Основные задачи формирования коммуникативной компетенции включают формирование у учащихся функциональной грамотности, развитие продуктивных навыков и умений в различных формах устной и письменной речи, а также приобретение общей лингвистической компетенции, необходимой для успешного освоения других предметов.
Современная жизнь ставит перед подрастающим поколением новые цели: свободное владение языком, способность общаться с разными людьми в различных ситуациях, при этом ощущая комфорт и уверенность в себе.
Известный лингвист и психолог А.А. Леонтьев утверждает, что для полноценного общения человек должен обладать определенными навыками: быстро и точно ориентироваться в условиях общения, уметь планировать свою речь, выбирать подходящее содержание, находить адекватные средства выражения мыслей и обеспечивать обратную связь.
Русский язык - это не просто сбор правил, которые нужно выучить и забыть. Это инструмент, которым мы постоянно пользуемся, и важно показать детям, как использовать языковые средства для работы с различными текстами.
Целенаправленный подбор текстов и заданий, включение каждого урока в систему продуманной работы - вот условия, которые создают развивающую речевую среду, способствующую развитию и совершенствованию речи учащихся и развитию чувства языка.
Работа с текстом занимает особое место в развитии речи учащихся. В своей деятельности я использую большое количество разнообразных форм её организации, например, такие, как:
- синтаксическая пятиминутка;
- «включи воображение»;
- лингвистические «угадайки»;
- лингвистические «почемучки»;
- «напиши подобно»;
- через дополнительное задание к диктанту;
- составление таблицы;
- лексический анализ слова;
- пересказ текста;
- лингвистический анализ текста;
- комплексный анализ текста;
- создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С из заданий ЕГЭ).
Урок, посвященный упражнениям с текстами, можно назвать "уроком общения", который помогает развивать коммуникативные навыки у школьников и практиковать устную и письменную речь. На таких уроках учащиеся получают возможность:
• свободно мыслить;
• говорить естественно и эмоционально;
• внимательно читать, если хотят;
• обращать внимание на построение текстов;
• свободно и эмоционально писать.
Взаимодействие между учеником и преподавателем становится неотъемлемой частью образовательного процесса, при этом используются технологии проблемного обучения, интегрированного и дифференцированного обучения, коммуникационных и информационных технологий, технологий развития критического мышления. Тем не менее, урок остается основной формой организации обучения.
Развитию коммуникативной компетентности также способствуют внеклассные занятия, такие как работа в кружке, курсы по выбору, подготовка литературных и музыкальных композиций, творческие конкурсы и проведение исследовательской работы.
Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь следующих результатов:
• большинство учащихся формирует положительную мотивацию к изучению русского языка;
• развивается языковое чутье и формируется лингвистическая зоркость, что расширяет коммуникационный фон (общий фонд культурно-исторических знаний); развиваются аналитические и творческие способности;
• эффективное развитие интеллектуальных умений и навыков позволяет учащимся достигать успехов в учебе, а также в различных конкурсах и предметных олимпиадах.
Хотелось бы подробнее остановиться на нескольких формах работы с текстом, которые используются на уроках русского языка.
1. Одна из форм работы - использование лингвистических игр типа "угадайка" в уроках русского языка для 5-7 классов. Решение заданий такого типа связано с выявлением языковых явлений учащимися, которые должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по его отдельным деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (интерпретации). Выполнение таких заданий напоминает логическую игру "кроссворд".
Таким образом, учащиеся обогащают свой словарный запас за счет распознавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов. Также развивается грамматическая структура речи при попытках выразить свои мысли, используя грамматические конструкции определенного стиля речи. Ученики улучшают свое чувство языка, способность воспринимать визуальные и выразительные возможности языковых единиц. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, часто вызывая желание создавать собственные произведения в виде сказок, загадок, кроссвордов.
2. Лингвистическое "почему". Основная цель ЕГЭ заключается в стимулировании мыслительной активности учащихся. Путем ответов на вопросы и собственных открытий в области лингвистики, школьники приходят к осознанию практической ценности знания русского языка. Этот предмет раскрывается новым образом перед ними, несмотря на видимую простоту вопросов, имеется важное лингвистическое содержание: учащимся необходимо объяснить лингвистические факты "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий основное значение придается не открытию лингвистических фактов, а их объяснению, что формирует навыки и умения структурировать связное высказывание в научном стиле.
3. Глубокий анализ текста способствует пониманию языка как целостной функциональной единицы. В процессе работы над анализом текста школьники выполняют не просто репродуктивную, а исследовательскую работу, требующую от них не только теоретических знаний, но и развитие лингвистического инстинкта. Всесторонний анализ текста может проводиться как устно, так и письменно, однако необходимо соблюдать три основные линии заданий для текста: знание языковой системы, правописание и речевая деятельность.
Таким образом, ЕГЭ по русскому языку активизирует учеников, помогает им осознать практическую значимость знания русского языка и развивает навыки анализа текста на основе лингвистических фактов.
Многоплановая работа с текстом позволила мне добиться результатов:
• у большинства учащихся появляется положительная мотивация к изучению русского языка и литературы;
• интеллектуальные навыки учащихся развиваются более эффективно, формируется способность творческого подхода к решению учебных задач, улучшается речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет ученикам добиваться реальных успехов в учебе, в различных конкурсах, олимпиадах;
• повышается уровень коммуникативной компетентности:
Задачей работы с текстом является развитие коммуникативной компетенции и подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Это помогает учащемуся не только успешно справиться с экзаменом, но и развить языковую личность в целом. Школа, в свою очередь, стремится развить у ученика способность к адаптации к новым социально-экономическим условиям, а также умение общаться и сотрудничать с другими. Для этого важно овладеть культурой речи и развить устную и письменную речь в различных областях применения языка.
Коммуникативные упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности - говорение, аудирование, письмо и чтение. Они позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе и использовать язык как средство общения. Это особенно важно, так как коммуникация играет ключевую роль в общении с окружающим миром.
Таким образом, работа с текстом и коммуникативные упражнения помогают развивать у учащихся во всех аспектах использования языка и подготовить их к успешной адаптации в современном обществе.
Литература
1. Гурьянова Н. В. Понятие языка, знания языка и овладения этим знанием в концепции языка и мышления Н. Хомского // Учён. зап. Ульянов. гос. ун-та. — (Серия: Образование). – Ульяновск, 1999. – Вып. 2. – С. 182–191.
2. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М: Высшая школа, 2001. – 192 с.
#1053;овый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"
Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...
Формирование коммуникативных компетенций учащихся с помощью ситуативных упражнений
Использование элементов психолингвистики при формировании коммуникативных компетенций, примеры ситуативных упражнений, позволяющих добиться успешных результатов....

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника
Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...
Нравственное и эстетическое воспитание детей как необходимый компонент в становлении личности.
Стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, т.к. именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям....
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...

Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА
Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Как развить в детях чувств...

