Сказ и его особенности. Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Шептякова Лаура Александровна

Цели данного урока: Ввести юных читателей в мир уникальных героев зна­менитого уральского мастера сказов, раскрыть образы главных героев. Донести до учащихся мысль, что почет и уважение человеку дается по труду. Про­должить работу по развитию речи учащихся - учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды. Разграничить понятия «сказ» и «сказка», реальности и фантастики в сказе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Сказ  и его особенности. Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

Шептякова Л.А., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Загатуйская СОШ»

Тип урока: обобщение.

Цели урока:    Ввести юных читателей в мир уникальных героев знаменитого уральского мастера сказов, раскрыть образы главных героев. Донести до учащихся мысль, что почет и уважение человеку дается по труду. Продолжить работу по развитию речи учащихся - учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды. Разграничить понятия «сказ» и «сказка», реальности и фантастики в сказе.

Задачи:

Обучающие:

Понимание учащимися ключевых проблем изучаемого произведения, умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, умение различать литературоведческие понятия. Обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

Формирование УУД (познавательных, личностных, регулятивных). Развитие критического мышления, внимания обучающихся. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на уже известное, на свой субъективный опыт, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания. Развитие творческих, речевых способностей учащихся, умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родной литературе, воспитание ценностного отношения к слову. Развитие коммуникативных УУД. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений. Понимание отличительных жанровых особенностей сказки и сказа, разграничение понятий реальности и фантастики в сказе. Умение составлять характеристику литературных героев.

Метапредметные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Совершенствование речевых умений путём подготовки сообщений, развитие умения высказывать своё мнение о прочитанном.  Развитие навыков групповой работы. Проведение самоконтроля и самооценки.

Личностные:

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, шкатулка с разноцветными камнями,  цветные карточки, бланки для ответов.

Предварительная работа:        Чтение сказа «Медной горы хозяйка».

Ход урока:

I.Орг.момент.  Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить с вами о сокровищах. Скажите мне, что такое сокровище? ( СОКРОВИЩЕ- то, что имеет ценность).  

А могут ли быть сокровищами душевные качества человека?  Какие?  (Могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества, которые украшают каждого из нас)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

II. Актуализация знаний

-Дома вы дочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка». Какие чувства у вас вызвал этот сказ?

Ответы учащихся.

2. Целеполагание и мотивирование

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

СЛАЙД « Сказ Бажова «Медной горы хозяйка» и его особенности

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками, называют тему урока.

- А какие цели и задачи мы поставим к нашему уроку?

1. Расширить знания о личности  …

2. Выяснить, чем  …отличается от сказки

3.Понять, чему учит ….

Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: целеполагание.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

3. Организация деятельности по восприятию сказа

-А теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку

Слайд

Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворенным трудом...

Вне труда нет и человека.

-Эти строки принадлежат самому писателю Павлу Бажову.

Рассказ учителя о сказителе Бажове

Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).

А коли речь зашла о сказах и сказочном, то и я, как в сказке, стану сейчас не учителем, а сказительницей.

Сказ о Бажове

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумёшки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести.

Так сын горного мастера, Павел Петрович Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”.

4. Работа по сказу “Медной горы Хозяйка”.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.

    У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, и в конце урока у каждого из вас  должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.

Викторина на знание текста. 

Класс делится на две команды-  «Сказители» и «Сказочники»

«Шкатулка души Степана»,  «Шкатулка души Хозяйки Медной горы»

Вопросы викторины:

«Шкатулка души Степана»

Что мы узнаем о главном герое сказа Степане, чем он занимается? (Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)

Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».) (Чего мне бояться, я в горе роблю!) Гордился своим работой

Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)

Сколько испытаний приготовила хозяйка Медной горы для Степана? Какие(Три испытания: передать приказ Хозяйки приказчику, испытание богатством, держать в секрете встречу с хозяйкой)

Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)

Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан. Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров. И он любовался ими, завидуя умельцам, сотворившим неземную красоту.

Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней?

( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.) 

А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?     (Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа.)

Как справляется Степан с третьим испытанием? (Он остается верным слову, никому не рассказал о том, что сделала для него Хозяйка Медной горы)

Нравится Хозяйке очень то, что у него золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

 Итог  разговора о Степане-     ребята надписывают на символических камушках  главных черты его характера. (Трудолюбие, честность, прямота, бескорыстие, преданность, мужественность, умение держать слово.)

«Шкатулка души Хозяйки».  Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Она – олицетворение самой природы.

Прежде чем приступить к характеристике этой героини, давайте отдохнем.

5. ФИЗМИНУТКА

Мы нашли богатый клад,

(изображают, как копают клад),

Каждый кладу очень рад,

(дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть?

(повороты головой)

Как же клад нам разделить?

(руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам

(взмахи руками и хлопки ладошками)

Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, наделена огромной чудесной силой.

 - Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать, т.е. была справедливая.)

- Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)

- Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)

- В чем сила Хозяйки? (Ей подвластно все, духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко - БЛАГОРОДСТВО).

- Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?

(Ребята не только восхищаются ее могуществом, но еще испытывают к ней жалость.)

- Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.

- Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается»?   (образ русской хозяйки, хранительницы очага)

Итак, ребята, какие лучшие качества души Хозяйки мы можем выделить?

ИТОГ- записать на сердечках (справедливость, благородство, милосердие, хозяйственность, гостеприимство.)

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Личностные: моральный выбор.

Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

6. Открытие обучающимися нового знания

1.Создание проблемной ситуации, путём постановки проблемного вопроса

Итак, ребята. Вы правы, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

А теперь разберёмся, что здесь есть сказочного и что от были.

- Ребята, к какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ? (Сказка).

Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.

- Вспомним определение сказки.

Работа с учебником- страница 64

ЧИТАЕМ: (ученик)

- Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

- А что такое сказ? Прочитайте.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

- Итак, в чем разница между сказкой и сказом? Работа в группах

Сказочники и сказители.

- Сказочники, напомните нам, как обычно начинаются сказки?

- В сказке всегда есть зачин. Зачин – начало сказки. Обычно сказка начинается так: («В некотором царстве, в некотором государстве..»,  «Жили – были…», « Давным-давно …» и т. д.)

- Сказители, прочитайте, как начинается «Медной горы Хозяйка»?

 Каков конец сказок?  (В сказках всегда есть концовка. Это последние слова, завершающие сказку. У сказок всегда счастливый конец. Заканчивается сказка примерно так: «Стали они жить поживать, да добра наживать..»,  «Тут и сказки конец…», «И жили они долго и счастливо».)

- Сказочники, как заканчивается сказ? ( «Потом уж кто –то вызнал, что это у Степана слёзы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, с ними и смерть принял. А? Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка!» - концовка тоже не радостная, (не сказочная!) а скорее всего, реалистичная, т. к . главный герой, надорвавшись от тяжёлого труда на руднике, умирает, а Хозяйка Медной горы плачет над телом Степана.

  -Сказители,  какие герои, события описываются в сказках? (выдуманные, нереальные, фантастические. Герои сказок- вымышленные персонажи, они «жители тридесятого царства, тридевятого государства». В сказке действуют фантастические персонажи: Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.)

-Кто герои сказа Бажова? Сказочники, поведайте нам  ( рабочие на рудниках)  (О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков…)

- Какие еще особенности сказки? (Троекратные повторения действий или явлений в сказке. Число «три» в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает 3 сестры, 3 брата или события повторяются 3 раза. )

- Есть ли это в нашем произведении? ( Малахитница дает 2 задания Степану. 2 задания он выполняет- передает приказчику слова Хозяйки, чтобы тот убирался и второе- никому о ней не рассказывал.

-А что есть общего в сказках и в сказе о Хозяйке медной горы? Какие волшебства, фантастические вещи происходят?

(Встреча с Хозяйкой, превращение в ящерицу, путешествие в забое, помощь в добыче малахита)

Итак, разница между сказкой и сказом отобразим в таблице.

Сказ

Сказка

Общее: сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы), происходят необыкновенные события.

1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ.

1. Устное народное творчество.

2. События реальны (происходили когда-то давно).

2. События вымышлены.

3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика – человека из народа, со свойственной ему народной устной речью.

3. Рассказчик – народ.

4. Герои – обыкновенные люди.

4. Вымышленные, сказочные герои.

5. Место действия реальное.

5. Место действия неопределенное.

6. Печальный финал.

6. Счастливый финал.

7.  Подведение итогов.

В начале урока мы сказали, что душа человека – это шкатулка с сокровищами -лучшими качествами души. Ответьте  на вопрос: какие свойства души всегда должны лежать в такой шкатулке? Почему?

Возвращаемся к задачам урока, всё ли у нас получилось?

1.  Расширить знания о личности П.П.Бажова

2.  Выяснить, чем сказ отличается от сказки

3. Понять, чему учит сказ  П.П. Бажова  «Медной горы хозяйка»?

(Человек должен трудиться. Народ должен гордиться своими мастерами. Человек должен стремиться к знаниям. Человек должен быть добрым и бескорыстным, честным, жить своим трудом. Бережно относиться к природным богатствам.)

8. Рефлексия

1. Какое задание вызвало трудность?

2.Что понравилось?

3. Какое задание было самым лёгким?

Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Мы вместе будем раздавать оценки в виде камешек. Отличная работа на уроке – это красные камешки. хорошая работа соответствует зелёному  камню, а   кому необходимо трудиться и стараться работать дальше- синий камешек!

9. Домашнее задание: предлагаю вам задание на выбор

1. Сделать подборку  пословиц о труде.

2. Выполнить иллюстрацию к сказу.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказ Бажова Сказ «Медной горы хозяйка» и его особенности

Слайд 3

Сказ и его особенности Сказ П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Слайд 4

Задачи урока: 1. Расширить знания о личности … 2. Выяснить, чем … отличается от сказки 3. Понять, чему учит…

Слайд 5

Писатель любил повторять: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённым трудом… Вне труда нет и человека».

Слайд 6

УРАЛ – СОКРОВИЩНИЦА РОССИИ

Слайд 7

Бажов Павел Петрович (1879—1950) писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов . Родился 27 января 1879 г. На Урале в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих.

Слайд 9

На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горных дел мастера искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле.

Слайд 10

Шкатулка из малахита

Слайд 11

Викторина «Шкатулка» Команды Сказители Сказочники

Слайд 12

Шкатулка души Степана

Слайд 13

Шкатулка души Хозяйки Медной горы

Слайд 14

Так чем же отличается сказ от сказки?

Слайд 15

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Слайд 16

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Слайд 17

Сказ Сказка Общее: сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы) происходят необыкновенные события. 1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ. 1. Устное народное творчество. 2. События реальны (происходили когда-то давно. 2. События вымышлены. 3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика- человека из народа, со свойственной ему народной устной речью. 3. Рассказчик- народ. 4. Герои- обыкновенные люди. 4. Вымышленные, сказочные герои 5. Место действия реальное. 5. Место действия неопределенное. 6. Печальный финал. 6. Счастливый финал.

Слайд 18

Задачи урока: 1. Расширить знания о личности П.П.Бажова 2. Выяснить, чем сказ отличается от сказки 3. Понять, чему учит сказ П.П.Бажова «Медной горы хозяйка»

Слайд 19

Рефлексия Какое задание вызывало трудности? Что понравилось? Какое задание было самым легким?

Слайд 20

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Сказ П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка" в 5 классе

Иллюстративный и текстовой материал сопровождается проблемными вопросами, настраивающими на внимательное, вдумчивое восприятие материала....

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...