Урок литературы в 10 классе по теме: В чем смысл жизни героя в рассказе "Ионыч" А.П.Чехова?
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Открытый урок литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 588.25 КБ | |
| 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Тема урока: в чем смысл жизни героя в рассказе « Ионыч » А.П.Чехова?
Элегия Когда , душа, просилась ты Погибнуть иль любить, Когда желанья и мечты К тебе теснились жить, Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, – Зачем тогда в венке из роз, К теням не отбыл я! Зачем вы начертались так На памяти моей, Единый молодости знак, Вы, песни прошлых дней! Я горько долы и леса И милый взгляд забыл – Зачем же ваши голоса Мне слух мой сохранил! Не возвратите счастья мне, Хоть дышит в вас оно! С ним в промелькнувшей старине Простился я давно Не нарушайте ж, я молю, Вы сна души моей И слова страшного: люблю Не повторяйте ей! (1821-1822) Антон А нтонович Дельвиг (1798-1831)
Групповая работа: Д айте название главе Выделите в ней главную мысль Подберите к главе эпиграф из текста этой главы Кратко поясните, какова его жизнь, как к нему относятся жители города С? Начертите ступень: и подпишите путь героя
Домашнее задание: 1 . Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе « Ионыч »? 2. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева . На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии. (на выбор).
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по литературе
Класс: 10
Тема урока: в чем смысл жизни героя в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова?
Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе
Планируемые результаты:
Предметные: определить непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно-будничного существования человека;
Метапредметные: развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор; способствовать развитию мышления и воображения;
Личностные: способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, воспитывать любовь к произведениям русской литературы.
Методы обучения: поисковый, исследовательский
Формы обучения: групповая, индивидуальная
Виды деятельности учащихся: работа с содержанием рассказа, составление схемы, ответы на вопросы, оценивание работы групп
Тип урока: открытие нового
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями
Ход урока
1.Вводно-мотивационный этап.
Приветствие (записи в тетради- дата, кл.работа)
Прочитаем эпиграфы к сегодняшнему уроку: (слайд 1)
«Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик».
Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.
Как вы думаете, кто автор этих высказываний?
Да, Антон Павлович Чехов — русский писатель, врач, общественный деятель в сфере благотворительности, талантливый прозаик, гениальный драматург и публицист. С его творчеством мы продолжаем знакомиться и в 10 классе. Им создано более пятисот различных произведений, среди которых пьесы, повести и короткие юмористические рассказы. Многие из них стали не просто популярными и актуальными, но были признаны классикой мировой литературы. На протяжении более ста лет произведения Антона Павловича Чехова ставятся во многих театрах мира и переведены более, чем на сто языков. Большинство фраз и высказываний Чехова и героев из его произведений остаются актуальными в настоящее время.
2. Операционно-содержательный этап:
Эти высказывания подобраны не просто так, а с определенной целью, как вам кажется с какой? (цитаты связаны с жизнью героя произведения Ионыча).
Тема урока: в чем смысл жизни героя в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова?
Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.
Да, сегодня мы будем говорить о жизни героя произведения «Ионыч»- Старицына Дмитрия Ионыча, который все время напевал в 1 главе следующие строки: Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –
(слайд 2) портрет А.А.Дельвига
ЭЛЕ́ГИЯ (греч. elegia, elegos — жалобная песня) — лирический жанр, стихотворение, основное настроение в котором — настроение печали, задумчивой грусти.
Стихи Антон Антонович Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены Яковлевым. Полный текст романса следующий (раздаю группам):
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей
И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!
Попробуем определить ключевые слова из стихотворения А.А.Дельвига для понимания образа Старцева.
Идейно-художественный анализ новеллы. Работа учащихся в группах.
Композиция произведения состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и предстоит выяснить.
События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.
Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя.
(Слайд 3)
Задание группам (их создаётся 5 – по числу глав произведения):
- дайте название главе
- выделите в ней главную мысль
- подберите к главе эпиграф из текста этой главы
- кратко поясните, какова его жизнь, как к нему относятся жители города С?
- Начертите ступень: и подпишите путь героя
В качестве вывода каждая группа рисует соответствующую ступеньку воображаемой лестницы, наверху которой пишут название главы, а под ступенькой материальное положение героя.
I группа
Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни”. Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “…помогать страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь… Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.
Герой напевает романс “Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…” Чехов использует прием умолчания или недосказанности.
Читателей того времени, у которых романс был на слуху, настораживали следующие слова романса, которые были “за кадром”…
Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик. Старцеву очень хорошо, и даже пошлые, приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе. У него всё впереди – это поистине весна жизни человека.
(Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой материальное положение героя.)
II группа
“Любовь” – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…”
Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.
“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко, пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст. Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.
Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.
Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева, которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.
III группа
Третью главу можно озаглавить “Крах”, а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой своей любви…”
Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”
Старцев вступил в новую фазу своей жизни.
IV группа
“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас…”
Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”
Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу…
Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде…”
“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.
V группа
“Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”
Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом пятая глава.
В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”. Прием градации, используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности, к духовной деградации.
Вывод.
– Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?
Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.
Вернемся к романсу, вчитаемся еще раз в слова и выясним, каковы ключевые слова для понимания образа Старцева…
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей
И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!
Ключевыми словами для понимания образа Старцева, по-видимому, следует считать слова:
“Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…
Оле́г Евге́ньевич Погу́дин — российский певец, актер, режиссер . Народный артист Российской Федерации (романс)
3. Рефлексивно-оценочный этап:
- Как нужно прожить жизнь?
- Какие слова вам приходят на ум из прочитанных произведений, мб пословицы…
Слайд 4
Домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
2. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии. (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).
Личностно-ориентированный урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина)....

Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...


