Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е. И. Носова «Кукла».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Колмакова Людмила Михайловна

Урок – размышления, закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Уро по литературе направлен воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Тема урока: Евгений Иванович Носов «Кукла».

Тип урока: урок – размышления, закрепления знаний и совершенствования умений и навыков.

Цели урока:

образовательные:

  • выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;
  • показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
  • формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
  • воспитывать  чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

развивающие:

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Методические приемы: словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы, толковый словарь Даля.

Ход урока.

Организационный момент. (слайд 1)

1. Определение темы урока с опорой на прошлый урок, 1.2 слайды

        -Эпиграфом к уроку послужат слова: «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек…»

- откуда эти слова, как назовём тему урока? Каких целей будем достигать?

2. Проверка Д/з, 3 слайд: 

-сейчас обратимся к биографии писателя, кто что может сказать?

- Какой темой пронизаны его произведения?

-Предлагаю вам послушать стихотворение  К. Случевского «Кукла» и подумать над вопросом: Что общего между стихотворением Случевского и произведением Носова «Кукла»? (выразительное чтение стихотворения учениками – брайлистами, другая группа ребят должна была выполнить задание на Учи.ру

(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

3. Работа над темой урока.  4, 5 слайды

-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?

- ПОСЛУШАЕМ ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКЛЫ НА РУСИ

-Кто герой рассказа ? (Акимыч, рассказчик), слайд 6

-Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

-Сегодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.

4. Осмысление новой информации.

-С чего начинается рассказ? (слайд 7)

(с описания природы)

- Почему автор начинает рассказ с описания природы?

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

-Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос:

Что и чему противопоставлено в этих отрывках? Слайд 8

Вывод.

-Такое начало неслучайно. Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и сравнение это не в пользу настоящего, небрежного отношения к природе. Оно задаёт тревожный настрой повествования, подготавливает нас к восприятию дальнейших событий. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

- О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой, об издевательстве)

-Зачитайте описание куклы. (слайд 9)

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

-С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто? Слайд 11

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего...Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

-Что могут вынести дети из этих картин жизни? Слайд 12

(равнодушие и безразличие)

-Закончите предложение: Я понял(а), что…   слайд 13

Вывод,  слайд 14

-В подтверждение ваших слов мне хочется, чтобы вы сделали вывод из нашего урока.

 «Если ты слеп, если душа твоя глуха, то какой же ты человек…»

Домашнее задание

  • Прочитать рассказ

  Е.И. Носова «Живое пламя»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» Е.И.Носов «Кукла». Учитель: Колмакова Л. М.

Слайд 2

Цели урока выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру; формировать понимание поступков, мотивов поведения людей; воспитывать чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Слайд 3

Евгений Иванович Носов Главная тема произведений Е.И. Носова – жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд. Проверка д/з: учи.ру, аудио

Слайд 4

Из истории создания куклы Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. С.И. Ожегов По-японски кукла Куклы появились задолго до письменности и живописи. Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическими узорами, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Многие из них не имели ног : в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина. В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Для мальчиков кукла была без украшений, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Куклы для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл.

Слайд 5

Из истории… Первые куклы, изготовленные мастерами на Руси, появились в подмосковном Сергиевом Посаде в ХІ V в. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский. В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушек. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими. Русские куклы ХІХ века Матрешка – символ России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из Дерева и содержал в себе целое семейство. Изображал он божество счастья и долголетия. Эту японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин. Он набросал русский вариант фигурки. Токарь В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. И получилась настоящая Матрена!

Слайд 6

« … бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило ». Кто герой рассказа ?

Слайд 7

(«Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).

Слайд 8

Что и чему противопоставлено в этих отрывках? Такое начало неслучайно. Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и сравнение это не в пользу настоящего, небрежного отношения к природе. Оно задаёт тревожный настрой повествования, подготавливает нас к восприятию дальнейших событий. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Слайд 9

Ребята, берегите зрение!

Слайд 10

(«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

Слайд 11

Мимо проходящие… Акимыч Рассказчик Кукла Неизвестный, растерзавший куклу Дети – ученики Влюбленные Мамаши с колясками Учителя

Слайд 12

Пороки человеческой личности: Равнодушие Жестокость Безответственность И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: - Всего не закопать...

Слайд 13

Закончите предложение: Я понял(а), что…

Слайд 14

Вывод: «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»

Слайд 15

Главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости

Слайд 16

Домашнее задание: Прочитать рассказ Е.И. Носова «Живое пламя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...