конспект урока по литературе в 5 классе "И.А. Бунин «Косцы""
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок ориентирован на новые образовательные стандарты.
Вся деятельность нацелена на формирование УУД.
Содержание урока соответствует возрастным особенностям и требованиям программы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92.5 КБ | |
| 312.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе
Тема урока: И.А. Бунин «Косцы».
Тип урока: комбинированный, урок анализа прочитанного дома произведения.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска; задания для выполнения на уроке; дополнительное освещение на каждом месте ученика.
Учитель: Колмакова Л. М., учитель высшей квалификационной категории, ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида».
Категория: обучающиеся 5 класса.
УМК: предметная линия под ред. В. Я. Коровиной. Литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (укрупнённый и Брайлевский шрифты) - М.: Просвещение, 2019.
Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода.
Цели по содержанию:
Образовательная – продолжить знакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина; продолжить работу по обучению анализу и составлению аналитического комментария художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, развивать навыки индивидуальной работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, любви к Родине.
Коррекционные:
-совершенствовать точность восприятия;
-развивать последовательность мышления;
-формирование коммуникативных функций речи.
Структура и ход урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД | |
Этап урока «Организационный момент», 1 мин. | |||||
Создать благопри-ятный психоло-гический настрой на работу. | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вот и снова звонок Нас позвал на урок. Ручки и тетрадки – Все у вас в порядке. Друг другу улыбнёмся И делом сразу же займёмся. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. | ||
Этап урока «Вызов», 7 мин. (постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности учащихся, подготовка к активной основной познавательной деятельности) | |||||
Актуализация субъект-ного опыта опорных знаний и способов действий. Обеспече-ние мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учитель организует погружение в проблему. Учитель: - На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте родной природы, необъятных просторах Родины, воссоздании её образов писателями и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях. Ребята, а какие произведения вы можете назвать? /учащиеся называют запомнившиеся произведения/ Учитель: - Перед вами стихотворение (Слайд 1). Вчитайтесь и вслушайтесь в его строки. /чтение стихотворения учителем/ - О чём стихотворение? - Как поэт выражает свои чувства? /ответы учащихся/ - Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке. Реализация домашнего задания. Учитель: - Какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку? /Д/з: прочитать статью учебника о Бунине./ - В своих парах посоветуйтесь, составьте и запишите вопросы к тексту. (Примерные вопросы: К какому роду принадлежал И.А. Бунин? Где прошло детство писателя? Какое образование получил И.А. Бунин? Когда вышла первая книга стихов поэта? и др.) Вопросы представителями пар вывешиваются на отдельных листах на доске. Учитель: - Я предлагаю вам самим ответить на поставленные вопросы. Учитель: также к уроку нужно было прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы». | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Работают в парах , обсуждают предлагаемые варианты, защищают свой вариант вопроса. Анализируют варианты, предложенные другими парами. Принимают и сохраняют учебные цель и задачу. | Познавательные: структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осуществление целеполагания. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности. | ||
Этап урока «Осмысление», 15мин. (работа с новой информацией, совместное исследование проблематики рассказа» | |||||
Поиск решения учебной задачи | Учитель организует работу над анализом произведения. Учитель: Эпиграф «Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души» (И.А. Бунин) Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость). История создания рассказа. Ученик читает на стр.10 учебника. В написанных заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес». Учитель: «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце. Учитель: Ребята, а какие микротемы мы можем выделить в рассказе? О чём это произведение? Составление кластера. Работа с микротемами по группам. Природа - Какой же предстает перед нами природа? Зачитаем отрывок со слов «Кругом нас были поля…» Записываем в тетради комментарии к микротеме. «…берёзовый лес…звучно откликался им», «старая дорога, заросшая кудрявой муравой…», «…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…». «…небо уже золотилось…», «…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране». Косцы и их труд Учитель: А теперь поговорим о самих косцах и их труде. - Обратимся к иллюстрациям. - Что можем сказать о косцах? (Слайд 7) - Анализ картины Г. Мясоедова «Косцы» -Кто изображён на картине? - Чем картина близка рассказу? - А вообще, легко косить? - Почему же такие светлые картины? - Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения). -Понаблюдаем, как трудятся косцы в рассказе (Отрывок «…»Неделю тому назад…» -Запишем ключевые фразы. «они были «дальние», рязанские», «беззаботны, дружны», «…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости», «…косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли…вольной, ровной чередой…», «…передвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы…», «… делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…», « и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой были те чувства, что раскрывали они своими вздохами». - В этой микротеме встречаются непонятные слова. Мы не можем не обратить внимание на них. Толкование слов мы можем найти в словаре. Словарная работа. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. Колея - канавка, углубление от колёс на дороге. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Жбан – кувшин с крышкой. Подпасок- подросток, помогающий пастуху. Портки – штаны. Батрак - наемный сельскохозяйственный работник. - Какие из этих слов уже не встречаются в нашей речи? Учитель включает запись песни «Уж ты поле, моё поле……» - Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню? -Как вы думаете, почему я включила эту запись? Народная песня – третья микротема рассказа. - Какое слово повторяется многократно в описании песни? (Прелесть) - Что оно означает? (Пока учащиеся дают свое толкование слова, двое учащихся ищут значение этого слова в словаре С.И. Ожегова) Словарь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления. - А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова). Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор. В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. Учитель: Найдем в отрывке «Прелесть её была в откликах….» и выпишем в дневник ключевые фразы. «…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…», «…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…», «…кровное родство…», «…мы были дети своей родины…», «…только её душа могла петь так…», «…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…» - Зачитаем слова песни. - Настроение какое? - Почему появляется настроение безнадёжности? Учитель: Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены? Родина – четвёртая микротема рассказа. - Как называет рассказчик Родину? «…родимая сторонушка…», «…Эта родина, этот наш общий дом - Россия», «…беспредельная родная Русь…», «…кровно близок он с этой глушью…», «… нет подлинной разлуки с нею…», «… куда бы ни забросила доля, будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь», «…бесконечно счастливы мы были в те дни…» - Послушаем последний абзац. - Какое здесь настроение? Учитель: Жизнь И.А. Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А. Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А. Бунин свою Родину? (Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину). “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я - очень русский человек. Это с годами не пропадает”. | Составляют кластер: все ответы детей в два-три слова записываются на доске гроздью. Начинают ведение дневника в тетрадях. Осуществляют анализ прозаического произведения Работают в парах Участвуют в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме Работают в тетрадях Осуществляют анализ предложенных вариантов ответов, выбирают верный. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста рассказа Продолжают работать в парах Учатся работать со словарем. Продолжают работать в парах Развивают приемы выразительного чтения. Строят речевое высказывание в устной форме с обоснованием своего мнения. На основе записей учащиеся, обобщая, представляют монологический ответ. | Познавательные: выделять существенную информацию из текста рассказа; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать детали текста в зависимости от поставленной цели. Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач; уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
Этап урока «Физкультминутка», 2мин. | |||||
Смена деятель-ности. | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся и восстанавливает зрительное восприятие. Игра «Косить траву» Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное с закрытыми глазами (Выполнять в среднем темпе 10-15 раз). | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |||
Этап урока « Закрепление изученного», 10мин. | |||||
Самостоя-тельная познава-тельная деятель-ность обучаю-щихся Создание условий для развития личност-но-смыслово-го отноше-ния к теме | Тест по рассказу И.А. Бунина «Косцы» -А сейчас проверим насколько качественно вы поработали на уроке. Решаем тесты. | Анализируют поставленную задачу. Работают индивидуально над поставленными задачами. Систематизируют и обобщают материал урока | Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач; уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
Этап урока «Информация о домашнем задании», 2мин. | |||||
Обеспече-ние понима-ния детьми содержа-ния и способов выполне-ния домашне-го задания | Домашнее задание: 1-я группа: письменно, используя материалы кластера и таблицы с микротемами, ответить на вопрос : “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А. Бунина “Косцы” 2-я группа: Ответить на вопрос созданием своей картины с помощью кисти и красок. | Учащиеся записывают в дневники задание Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | ||
Этап урока «Рефлексия», 2мин. Выявление восприятия прочитанного стихотворения | |||||
Развитие у обучаю-щихся рефлексив-ной культуры. | Учитель: -Заканчивая разговор о рассказе И.А.Бунина «Косцы», я предлагаю вам написать синквейны и передать в них то, что показалось на уроке особенно ярким и важным. | Написание синквейна | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формирование выстраивания системы личностных отношений. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный результат. | ||
Этап урока «Итоги урока», 1мин. | |||||
Осуществле-ние самооценки и самокоррек-ции учебной деятельности | Учитель: -Так нужен ли был нам урок – разговор по творчеству И. А. Бунина? Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся отвечают на заключительный вопрос урока | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | ||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. И. А. Бунин
И. А. Бунин в 1933 году был награждён Нобелевской премией «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» . В своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России.
“ Я пишу о красоте... всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”
Рассказ «Косцы» В заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах» : «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес» .
Природа «…берёзовый лес…звучно откликался им», «старая дорога, заросшая кудрявой муравой…», «…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…». «…небо уже золотилось…», «…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране».
Косцы и их труд «они были «дальние», рязанские», «беззаботны, дружны», «…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости», «…косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли…вольной, ровной чередой…», «…передвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы…», «… делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…», « и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой были те чувства, что раскрывали они своими вздохами».
Заглянем в словарь Колея - - канавка, углубление от колёс на дороге. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего под мышкой. Подпасок - подросток, помогающий пастуху. Жбан - кувшин с крышкой. Дебри - место, заросшее непроходимым лесом. Батрак - наемный сельскохозяйственный работник.
Народная песня «…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…», «…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…», «…кровное родство…», «…мы были дети своей родины…», «…только её душа могла петь так…», «…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…»
Родина «…родимая сторонушка…», «…Эта родина, этот наш общий дом - Россия», «…беспредельная родная Русь…», «…кровно близок он с этой глушью…», «… нет подлинной разлуки с нею…», «… куда бы ни забросила доля, будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь», «…бесконечно счастливы мы были в те дни…»
Г. Мясоедов «Косцы»
Где И.А. Бунин написал рассказ «Косцы»? а) в Берлине б) в Париже в) в Казани дальше
С каким чувством автор вспоминает времена, описанные в рассказе «Косцы»? а ) с ностальгией б) с разочарованием в) с юмором дальше
В каком лесу косили и пели « дальние» косцы? а) в молодом еловом лесу б) в молодом березовом ле су в) в молодом дубовом лес у дальше
Когда косили и пели «дальние» косцы? а ) в августе б) в июле в) в июне дальше
Из каких мест были косцы? а ) из орловских в) из рязанских б) из курских дальше
Строки песни «Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось !» посвящены …. а) матери б) родной стороне в) любимой дальше
В рассказе есть предложение: « В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности?» Что означает слово «неизбывный»? а) неиспытанная б) устойчивая в) непроходящая дальше
“Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я - очень русский человек. Это с годами не пропадает”.
Просмотр клипа на песню А. Бандеры «Поля России»
Использованные ресурсы 1. http://www.nastol.com.ua/pic/201105/1600x1200/nastol.com.ua-1699.jpg 2. http://ffre.ru/yfsbewbewmerbewbew.html 3. http://www.syl.ru/misc/i/ai/184472/759013.jpg
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...
