Коррекционная работа со слабовидящими детьми на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (6, 7, 8, 9 класс)
В последние годы всё чаще встречаются дети в школах с проблемами зрения. Учителя ищут методы и приёмы, которые позволят сохранить зрение учащихся, а также заинтересуют их учебной работой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 971.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Шапошникова Г.Р.
Коррекционная работа с учащимися ОВЗ
Для того чтобы общение с людьми не было страданием
для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним…
Л.Н. Толстой
В последние годы всё больше детей приходит в школу с нарушением зрения. Основные заболевания – это астигматизм, близорукость (миопия), дальнозоркость, косоглазие. Эти проблемы со зрением негативно сказываются на развитии мыслительных процессов у учащихся, например, у ребенка может быть снижен темп учебной работы, а это приводит к отставанию в восприятии необходимой информации на уроках, к снижению успеваемости по многим предметам.
Поэтому основной задачей для меня как учителя русского языка и литературы является охрана зрения учащихся на уроках. Расскажу о некоторых методах и приёмах обучения учащихся в коррекционном классе.
На каждом уроке я провожу зарядку для глаз. Советую совмещать зарядку с музыкотерапией. Спокойная классическая музыка П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, других композиторов снимает напряжение у ребенка. Все движения нужно выполнять по нескольку раз:
- попеременный взгляд вблизи и вдаль;
- посмотреть направо до возникновения боли в глазу, потом налево;
- посмотреть на кончик носа и между бровей;
- круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
В 21 веке далеко шагнули цифровые технологии, которые позволяют в классах с охраной зрения оптимизировать учебную деятельность учащихся и развивать их творческие навыки. С этой целью я использую интеллект-карты. С помощью интеллект-карт можно структурировать учебный материал, что облегчает процесс запоминания материала. Я подготовила для учащихся интеллект-карту по теме «Сложные предложения». Этот материал использовался на уроках обобщения.
Домашнее задание по данной схеме можно предложить следующее: дополнить карту союзами и союзными словами, которые могут употребляться с разными видами придаточных, а также над каждым придаточным надписать вопрос. Но подобные схемы в основном рисуем на доске в виде кластера. Так ученикам легче запомнить изучаемый материал. Кластер остается на доске до конца урока и во время рефлексии вспоминаем изученное. Одно условие при составлении схемы или кластера: писать крупным шрифтом.
Хорошим помощником в работе с детьми с охраной зрения являются рабочие листы, распечатанные на листах формата А4. Ребёнок может выполнять задания в индивидуальном ритме, не напрягая зрение. Приведу пример рабочего листа:
При подготовке к урокам литературы создаю кроссворды по темам на сайте «Фабрика кроссвордов». Разгадывание кроссворда оживит урок и поможет проверить знание текста произведения.
Для рассказа о писателе или его героях иногда готовлю презентации или сайты на онлайн-конструкторе Tilda. Вот я подготовила рассказ-презентацию о писателе Н.М. Гарине-Михайловском и его повестях.
По программе мы должны много читать на уроках литературы. Чтобы не напрягать зрение у детей, часто я включаю актерское чтение. Детям можно предложить после прослушивания нарисовать иллюстрации, прочитать по ролям понравившиеся эпизоды или создать облако слов, по которому на следующем уроке дети легко вспомнят содержание прочитанного.
«Умей любить и чужого ребёнка. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой», - писал Януш Корчак. Действительно, мы можем применять разные методы и приёмы обучения русскому языку и литературе, но самым важным является доброе отношение к слабовидящим детям. На уроках дети должны быть спокойными и уверенными в себе, тогда и результат обучения будет выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...
работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...
- Мне нравится (1)




