Памятка "Средства художественной выразительности"
картотека по литературе
Памятка "Средства художественной выразительности" в виде таблицы для учащихся 5-11 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства художественной выразительности
Памятка
ТРОПЫ — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. | ||
Эпитет | яркое, образное определение предмета, явления | Золотая осень |
Метафора | слово или выражение в переносном значении | Реки слёз |
Олицетворение | наделение неодушевленных предметов, отвлеченных понятий человеческими чертами и качествами | Буря мглою небо кроет. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин) |
Сравнение | уподобление предмета, признака, состояния и т.п. другим предметам, признакам, состояниям, имеющим общую черту или черту сходства | Рябина словно костер |
Гипербола | преувеличение | Сто лет не виделись! |
Литота | преуменьшение | Мальчик-с-пальчик |
Оксюморон | соединение слов, обозначающих несовместимые понятия | Ужасная красота |
Метонимия | перенос наименования предмета по смежности | Прочитал всего Пушкина |
Синекдоха | тип метонимии: употребление части вместо целого или целого вместо части | Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин) |
Ирония | использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла | Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов) |
Перифраз/перифраза | замена слова на описательное выражение | Город на Неве |
ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЕМЫ) – стилистико-синтаксические, лексико-синтаксические конструкции, делающие речь выразительной. | ||
Анафора/единоначатие | повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. |
Эпифора | повторение слова или словосочетания в конце соседних или близких дистанционно предложений, повтор завершающих в строфе предложений с целью привлечь к ним особое внимание | Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. |
Симплока | соединение анафоры и эпифоры | Привычное к степям – глаза Привычное к слезам - глаза. (М.И. Цветаева) |
Инверсия | изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову | На, кажется, надрезанном канате Я маленький плясун. (М.И. Цветаева) |
Антитеза | сопоставление противоположного, противопоставление | Полюбил богатый — бедную, Полюбил учёный — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную. (М.И. Цветаева) |
Композиционный стык | повтор в начале высказывания того, чем оканчивается предыдущее | Дети не бывают виноваты. Виноваты взрослые. |
Градация | расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления | Я не могу без тебя ни часа, ни минуты, ни секунды |
Параллелизм/ синтаксический параллелизм/ параллельные конструкции | сходное синтаксическое оформление соседних предложений | То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Парцелляция | деление фразы на части, возможно, и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма | Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала. |
Риторический вопрос | вопрос, не требующий ответа; высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии | Когда же это все кончится? |
Риторическое обращение | форма обращения, которая не предполагает ответа от адресата | Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь) |
Эллипсис | намеренный пропуск члена предложения, который восстанавливается из контекста | Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком. (А.Т. Твардовский) |
Умолчание | внезапное прерывание мысли, сознательное авторское «недосказывание», обозначенное многоточием | Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама… Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих (А. Ахматова) |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ языковые средства выразительности | ||
Синонимы | разные слова одной части речи, имеющие сходное, близкое лексическое значение | Красивый, прекрасный |
Антонимы | это слова одной части речи, имеющие противоположное лексическое значение. Именно противоположное, а не разное. | Живой - мертвый |
Фразеологизмы | устойчивые лексические словосочетания, обороты речи, которые используются как одно значение | Держать камень за пазухой, бить баклуши |
Просторечия | слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, «сниженности», грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы | завсегда, тама, здеся |
Диалектизмы | диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка | Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает. (П.П. Бажов) |
Эмоционально-оценочные слова | Слова, выражающие субъективное отношение говорящего к предмету речи, его положительную или отрицательную эмоциональную оценку | Солнышко мое, вражина |
Индивидуально-авторскые слова/окказионализмы | авторские неологизмы, слова, придуманные или образованные автором текста | Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! (В. Хлебников) |
Лексический повтор | повтор слова | Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. (К.Г. Паустовский) |
Термины | слова, обозначающие понятия какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющие в силу этого ограниченное употребление | эпитет, перифраза, анафора, эпифора |
Пословицы | образные законченные изречения, имеющие назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. | На вкус и цвет товарищей нет. |
Синтаксические языковые средства выразительности | ||
Вопросно-ответная форма изложения | изложение в виде последовательности: вопрос-ответ | У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда. (К.И. Чуковский) |
Восклицательные предложения | предложения, выражающие экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. | Привезли пирожные! Обожаю запах свежей выпечки! |
Назывные предложения | предложения с одним главным членом – подлежащим | Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья <...> |
Неполные предложения | частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста. | Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2). Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. |
Ряды однородных членов | группа одинаковых членов предложения, которые имеют между собой сочинительную связь, выделяемую при помощи интонации или сочинительных союзов | Ветер срывал желтые, красные, рыжие листья и бросал их на землю |
Сравнительный оборот | развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, вроде | Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М.И. Цветаева) |
Цитирование | использование чужого текста в качестве цитаты | Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». |
Фонетические средства выразительности | ||
Звукопись | передача явления схожими звуками | Мышь шуршит под половицей |
Ассонанс | повторение одинаковых или похожих гласных, создающих звуковой образ | Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою! (Н.А. Некрасов) |
Аллитерация | повторение одинаковых или похожих согласных, создающих звуковой образ | Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. (С.А. Есенин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией
Личностно-ориентированный урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Средства художественной выразительности
Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....
Средства художественной выразительности.
Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина
Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

