Памятка "Средства художественной выразительности"
картотека по литературе

Корнева Екатерина Алексеевна

Памятка "Средства художественной выразительности" в виде таблицы для учащихся 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности

Памятка

ТРОПЫ — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности.

Эпитет 

яркое, образное определение предмета, явления

Золотая осень

Метафора 

слово или выражение в переносном значении

Реки слёз

Олицетворение 

наделение неодушевленных предметов, отвлеченных понятий человеческими чертами и качествами

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин)

Сравнение 

уподобление предмета, признака, состояния и т.п. другим предметам, признакам, состояниям, имеющим общую черту или черту сходства

Рябина словно костер

Гипербола

преувеличение

Сто лет не виделись!

Литота

преуменьшение

Мальчик-с-пальчик

Оксюморон

соединение слов, обозначающих несовместимые понятия

Ужасная красота

Метонимия

перенос наименования предмета по смежности

Прочитал всего Пушкина

Синекдоха

тип метонимии: употребление части вместо целого или целого вместо части

Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин)

Ирония 

использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла

Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

Перифраз/перифраза

замена слова на описательное выражение

Город на Неве

ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЕМЫ) – стилистико-синтаксические, лексико-синтаксические конструкции, делающие речь выразительной.

Анафора/единоначатие

повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений

 Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Эпифора

повторение слова или словосочетания в конце соседних или близких дистанционно предложений, повтор завершающих в строфе предложений с целью привлечь к ним особое внимание

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Симплока

соединение анафоры и эпифоры

Привычное к степям – глаза

Привычное к слезам - глаза.

(М.И. Цветаева)

Инверсия 

изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову

На, кажется, надрезанном канате

Я маленький плясун.

(М.И. Цветаева)

Антитеза

 сопоставление противоположного, противопоставление

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

(М.И. Цветаева)

Композиционный стык

повтор в начале высказывания того, чем оканчивается предыдущее

Дети не бывают виноваты. Виноваты взрослые.

Градация

расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления

Я не могу без тебя ни часа, ни минуты, ни секунды

Параллелизм/

синтаксический параллелизм/

параллельные конструкции

сходное синтаксическое оформление соседних предложений

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.

То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Парцелляция 

деление фразы на части, возможно, и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Риторический вопрос

вопрос, не требующий ответа;  высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии

Когда же это все кончится?

Риторическое обращение

форма обращения, которая не предполагает ответа от адресата

 Скучно жить на этом свете, господа!

(Н.В. Гоголь)

Эллипсис

намеренный пропуск члена предложения, который восстанавливается из контекста

Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком.

(А.Т. Твардовский)

Умолчание

внезапное прерывание мысли, сознательное авторское «недосказывание», обозначенное многоточием

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих

(А. Ахматова)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ языковые средства выразительности

Синонимы

разные слова одной части речи, имеющие сходное, близкое лексическое значение

Красивый, прекрасный

Антонимы

это слова одной части речи, имеющие противоположное  лексическое значение. Именно противоположное, а не разное.

Живой - мертвый

Фразеологизмы

устойчивые лексические словосочетания, обороты речи, которые используются как одно значение

Держать камень за пазухой, бить баклуши

Просторечия

слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, «сниженности», грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы

завсегда, тама, здеся

Диалектизмы

диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка

Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает.

 (П.П. Бажов)

Эмоционально-оценочные слова

Слова, выражающие субъективное отношение говорящего к предмету речи, его положительную или отрицательную эмоциональную оценку

Солнышко мое, вражина

Индивидуально-авторскые слова/окказионализмы

авторские неологизмы, слова, придуманные или образованные автором текста

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

(В. Хлебников)

Лексический повтор

повтор слова

Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. (К.Г. Паустовский)

Термины

слова, обозначающие понятия  какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющие в силу этого ограниченное употребление

эпитет, перифраза, анафора, эпифора

Пословицы

образные законченные изречения, имеющие назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения.

На вкус и цвет товарищей нет.

Синтаксические языковые средства выразительности

Вопросно-ответная форма изложения

изложение в виде последовательности:

вопрос-ответ

У меня зазвонил телефон. 

– Кто говорит? 

– Слон. 

- Откуда? 

– От верблюда.

(К.И. Чуковский)

Восклицательные предложения

предложения, выражающие экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Привезли пирожные! Обожаю запах свежей выпечки!

Назывные предложения

предложения с одним главным членом – подлежащим

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья <...>
(А.А. Фет)

Неполные предложения

частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным.

Ряды однородных членов

группа одинаковых членов предложения, которые имеют между собой сочинительную связь, выделяемую при помощи интонации или сочинительных союзов

Ветер срывал желтые, красные, рыжие листья и бросал их на землю

Сравнительный оборот

развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, вроде

Как правая и левая рука,  Твоя душа моей душе близка.

(М.И. Цветаева)

Цитирование

использование чужого текста в качестве цитаты

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод».

Фонетические средства выразительности

Звукопись

передача явления схожими звуками

Мышь шуршит под половицей

Ассонанс

повторение одинаковых или похожих гласных, создающих звуковой образ

 Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою!

(Н.А. Некрасов)

Аллитерация

повторение одинаковых или похожих согласных, создающих звуковой образ

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума.

(С.А. Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...