Методическая разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Казак" (7 класс).
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок разработан в свете новых требований ФГОС и рекомендован для внеклассного чтения в 7 классе. Работа с текстом направлена на формирование читательской грамотности обучающихся через осознанное, творческое прочтение рассказа. Урок содержит разнообразные приёмы работы с текстом (как традиционные,так и нестандартные), в том числе дифференцированное домашнее задание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Генеральская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Генеральская ООШ»)
Методическая разработка
Формирование читательской грамотности
на уроке литературы в 7 классе.
Рассказ А.П.Чехова «Казак»
Учитель русского языка и литературы
Павлицкая Анна Яковлевна
17 ноября 2022 год
Работа с текстом
на уроке литературы в 7 классе
(В свете обновлённых ФГОС)
Анализ рассказа А.П.Чехова «Казак»
Цели урока:
- Способствовать развитию читательской грамотности обучающихся через осознанное, творческое прочтение рассказа А.П.Чехова «Казак».
- Формировать умение анализировать прозаическое произведение; находить антитезу и определять ее значение;
- Помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения, проблему нравственного выбора;
- Способствовать воспитанию гуманного отношения к людям, чувства сострадания, готовности помочь в трудную минуту, способствовать развитию умения в ситуации нравственного выбора принимать верное решение.
Планируемые результаты:
Личностные: неприятие нарушений моральных норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; понимание традиционных ценностей многонационального российского общества.
Метапредметные: оценивать правильность решения учебной задачи, собственные возможности её решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; навыки смыслового чтения; умение формулировать, аргументировать и отставать своё мнение; развитие мотивации к овладению активного пользования словарями.
Предметные: развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи; развитие умений адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное.
Система работы с художественным текстом на уроке.
- Вы дома прочли рассказ А.П.Чехова «Казак». Известно, что писатель тщательно подбирал названия для своих произведений. Как вы думаете, почему он решил назвать свой рассказ именно так?
- Придумайте свои варианты названий.
- Чтобы глубже проникнуть в содержание рассказа необходимо разобраться в непонятных или малопонятных словах, прочтите их толкование на стр. учебника. (Далее групповяа работа) А теперь давайте найдём значение слов в словарях на платформе Грамота. ру.
- Скажите, где значения слов даются проще: в учебнике или на платформе - и почему?
- Какова тема рассказа А.П.Чехова? Можно ли это произведение отнести к жанру пасхального рассказа? Своё мнение поясните, опираясь на учебный текст на стр. 72.
- По какому принципу и на сколько композиционных частей вы бы поделили этот рассказ?
- (Работа в парах) Составьте композиционный план рассказа.
Первый этап оценивания :
№ | Критерии | Баллы |
1 | Текст правильно поделён на композиционные части, пункты плана верно озаглавлены | 3 |
2 | Текст правильно поделён на композиционные части, но допущены одна-две неточности в составлении заголовков плана. | 2 |
3 | Допущены одна-две ошибки в определении композиционных частей и 1-2 неточности в названиях пунктов плана. | 1 |
4 | Неправильно поделён текст и более двух неточностей в составлении заголовков плана. | 0 |
- Какими видятся Торчаков и Лиза в начале рассказа?
- Проследите по тексту, как меняется душевное состояние Максима Торчакова, подтвердите цитатами текста?
- Проследите, как ведёт себя жена героя? Как её характеризуют реплики, которые она произносит. Читаем реплику и делаем вывод.
- Представьте себя в роли Торчакова. Какие аргументы вы могли бы привести, чтобы убедить Лизу помочь больному казаку?
- Почему герой не стал настаивать на своём?
- Почему герой сначала видит одного коршуна, а потом целых трёх? Символом чего является коршун в русском народном творчестве?
Второй этап оценивания:
№ | Критерии | Баллы |
1 | Приведены не менее трёх доказательных аргументов в роли Торчакова и на остальные вопросы даны основательные ответы. Речь отличается связностью, точностью. Допускаются 1-2 речевые ошибки. | 3 |
2 | Приведены не менее двух доказательных аргументов в роли Торчакова и на остальные вопросы даны в основном правильные ответы. Допускаются 2-3неточности. Ответы в основном полные, точные, допускаются 3 речевые ошибки. | 2 |
3 | Приведён один доказательный аргумент, даны ответы на вопросы, допущено 4 речевые ошибки | 1 |
4 | Не приведён ни один аргумент, ответы слабые, неточные с речевыми ошибками. | 0 |
- Смог ли Максим Торчаков разыскать больного казака и какой вывод он для себя сделал?
- Герой покаялся?
- Каков финал рассказа? Почему такой финал называется открытым?
- Какой литературный приём лежит в основе построения рассказа? Свой ответ аргументируйте опорой на текст. Как меняются главный герой, природа, жена героя. Какие они в начале и в конце рассказа?
- Перед вами Заповеди Господни, подумайте, какую из них можно взять эпиграфом к нашему уроку. Свой выбор обоснуйте.
Заповеди Господни
- Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
- Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
- Не сотвори себе кумира.
- Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
- Чти отца твоего и матерь твою.
- Не убий.
- Не укради.
- Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
- Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.
Третий этап оценивания
№ | Критерии | Баллы |
1 | Композиционный приём правильно определён, обоснован, приведены примеры. Эпиграф выбран верно, выбор обоснован. | 3 |
2 | Композиционный приём правильно определён, допущено не более 2 ошибок в обосновании и примерах. Эпиграф выбран верно, не совсем точно обоснован. | 2 |
3 | Композиционный приём правильно определён, но слабое обоснование. Эпиграф выбран верно, но без обоснований. | 1 |
4 | Композиционный приём не определён, эпиграф выбран неверно. | 0 |
Оценки: 8-9 баллов – «5» (молодец); 6-7 баллов – «4» (есть куда расти); 4-5 баллов – «3» (надо постараться); 3 балла и ниже - «2» (будет ещё шанс)
- Ребята попарно попытайтесь составить синквейн к рассказу. Напоминаю схему: существительное, потом два прилагательных, затем три глагола, четвёртая строка – смысловая фраза по теме и вывод – существительное, часто синоним-обобщение к главному слову. Итак, первое слово Максим Торчаков.
Пример ответа:
Максим Торчаков
Слабохарактерный, несчастный
Отказывает, переживает, ищет
Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
Покаяние
- Возможно ли перерождение оступившегося казака?
- Какие предпосылки для перерождения есть в рассказе? Как и на что намекает нам автор?
Домашнее задание: (на выбор)
(Первая группа) Рассказ заканчивается многоточием: автор предоставляет право читателю подумать, что же будет дальше. Допишите конец рассказа.
(Вторая группа) Подумайте, какой жанр русской литературы напоминает нам рассказ. Ответ обоснуйте. Что общего? И в чём различие?
(Третья группа) Напишите свой отзыв на рассказ в виде письма подруге.
(Четвёртая группа) Принимаете ли вы участие в подготовке и проведении праздника Пасхи? В чём заключается ваше участие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»Урок литературы, 9 класс...
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"
В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"
В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....
Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...
