Методическая разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Казак" (7 класс).
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок разработан в свете новых требований ФГОС и рекомендован для внеклассного чтения в 7 классе. Работа с текстом направлена на формирование читательской грамотности обучающихся через осознанное, творческое прочтение рассказа. Урок содержит разнообразные приёмы работы с текстом (как традиционные,так и нестандартные), в том числе дифференцированное домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_a.chehova_kazak.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Генеральская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Генеральская ООШ»)

Методическая разработка

Формирование читательской грамотности

на уроке литературы в 7 классе.

Рассказ А.П.Чехова «Казак»

Учитель русского языка и литературы

Павлицкая Анна Яковлевна

17 ноября 2022 год

Работа с текстом

на уроке литературы в 7 классе

(В свете обновлённых ФГОС)

Анализ рассказа А.П.Чехова «Казак»

Цели урока:

- Способствовать развитию читательской грамотности обучающихся через осознанное, творческое прочтение рассказа А.П.Чехова «Казак».

- Формировать умение анализировать прозаическое произведение; находить антитезу и определять ее значение;

- Помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения, проблему нравственного выбора;

- Способствовать воспитанию гуманного отношения к людям, чувства сострадания, готовности помочь в трудную минуту, способствовать развитию умения в ситуации нравственного выбора принимать верное решение.

Планируемые результаты:

Личностные: неприятие нарушений моральных норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; понимание традиционных ценностей многонационального российского общества.

Метапредметные: оценивать правильность решения учебной задачи, собственные возможности её решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; навыки смыслового чтения; умение формулировать, аргументировать и отставать своё мнение; развитие мотивации к овладению активного пользования словарями.

Предметные: развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи; развитие умений адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное.

Система работы с художественным текстом на уроке.

- Вы дома прочли рассказ А.П.Чехова «Казак». Известно, что писатель тщательно подбирал названия для своих произведений. Как вы думаете, почему он решил назвать свой рассказ именно так?

- Придумайте свои варианты названий.

- Чтобы глубже проникнуть в содержание рассказа необходимо разобраться в непонятных или малопонятных словах, прочтите их толкование на стр. учебника. (Далее групповяа работа) А теперь давайте найдём значение слов в словарях на платформе Грамота. ру.

- Скажите, где значения слов даются проще: в учебнике или на платформе - и почему?

- Какова тема рассказа А.П.Чехова? Можно ли это произведение отнести к жанру пасхального рассказа? Своё мнение поясните, опираясь на учебный текст на стр. 72.

- По какому принципу и на сколько композиционных частей вы бы поделили этот рассказ?

- (Работа в парах) Составьте композиционный план рассказа.

Первый этап оценивания :

Критерии

Баллы

1

Текст правильно поделён на композиционные части, пункты плана верно озаглавлены

3

2

Текст правильно поделён на композиционные части, но допущены одна-две неточности в составлении заголовков плана.

2

3

Допущены одна-две ошибки в определении композиционных частей и 1-2 неточности в названиях пунктов плана.

1

4

Неправильно поделён текст и более двух неточностей в составлении заголовков плана.

0

- Какими видятся Торчаков и Лиза в начале рассказа?

- Проследите по тексту, как меняется душевное состояние Максима Торчакова, подтвердите цитатами текста?

- Проследите, как ведёт себя жена героя? Как её характеризуют реплики, которые она произносит. Читаем реплику и делаем вывод.

- Представьте себя в роли Торчакова. Какие аргументы вы могли бы привести, чтобы убедить Лизу помочь больному казаку?

- Почему герой не стал настаивать на своём?

- Почему герой сначала видит одного коршуна, а потом целых трёх? Символом чего является коршун в русском народном творчестве?

Второй этап оценивания:

Критерии

Баллы

1

Приведены не менее трёх доказательных аргументов в роли Торчакова и на остальные вопросы даны основательные ответы. Речь отличается связностью, точностью. Допускаются 1-2 речевые ошибки.

3

2

Приведены не менее двух доказательных аргументов в роли Торчакова и на остальные вопросы даны в основном правильные ответы. Допускаются 2-3неточности. Ответы в основном полные, точные, допускаются 3 речевые ошибки.

2

3

Приведён один доказательный аргумент, даны ответы на вопросы, допущено 4 речевые ошибки

1

4

Не приведён ни один аргумент, ответы слабые, неточные с речевыми ошибками.

0

- Смог ли Максим Торчаков разыскать больного казака и какой вывод он для себя сделал?

- Герой покаялся?

- Каков финал рассказа? Почему такой финал называется открытым?

- Какой литературный приём лежит в основе построения рассказа? Свой ответ аргументируйте опорой на текст. Как меняются главный герой, природа, жена героя. Какие они в начале и в конце рассказа?

- Перед вами Заповеди Господни, подумайте, какую из них можно взять эпиграфом к нашему уроку. Свой выбор обоснуйте.

Заповеди Господни

  • Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
  • Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
  • Не сотвори себе кумира.
  • Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
  • Чти отца твоего и матерь твою.
  • Не убий.
  • Не укради.
  • Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
  • Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.

Третий этап оценивания

Критерии

Баллы

1

Композиционный приём правильно определён, обоснован, приведены примеры. Эпиграф выбран верно, выбор обоснован.

3

2

Композиционный приём правильно определён, допущено не более 2 ошибок в обосновании и примерах. Эпиграф выбран верно, не совсем точно обоснован.

2

3

Композиционный приём правильно определён, но слабое обоснование. Эпиграф выбран верно, но без обоснований.

1

4

Композиционный приём не определён, эпиграф выбран неверно.

0

Оценки: 8-9 баллов – «5» (молодец); 6-7 баллов – «4» (есть куда расти); 4-5 баллов – «3» (надо постараться); 3 балла и ниже - «2» (будет ещё шанс)

- Ребята попарно попытайтесь составить синквейн к рассказу. Напоминаю схему: существительное, потом два прилагательных, затем три глагола, четвёртая строка – смысловая фраза по теме и вывод – существительное, часто синоним-обобщение к главному слову. Итак, первое слово Максим Торчаков.

Пример ответа:

Максим Торчаков

Слабохарактерный, несчастный

Отказывает, переживает, ищет

Возлюби ближнего твоего, как сам себя.

Покаяние

- Возможно ли перерождение оступившегося казака?

- Какие предпосылки для перерождения есть в рассказе? Как и на что намекает нам автор?

Домашнее задание: (на выбор)

(Первая группа) Рассказ заканчивается многоточием: автор предоставляет право читателю подумать, что же будет дальше. Допишите конец рассказа.

(Вторая группа) Подумайте, какой жанр русской литературы напоминает нам рассказ. Ответ обоснуйте. Что общего? И в чём различие?

(Третья группа) Напишите свой отзыв на рассказ в виде письма подруге.

(Четвёртая группа) Принимаете ли вы участие в подготовке и проведении праздника Пасхи? В чём заключается ваше участие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...