Технологическая карта интегрированного урока: Философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
методическая разработка по литературе (10 класс)

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Предмет: Интеграция урока литературы и информатики.

Тема урока: Философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 10 А

Учитель: Гайнутдинова Г.З., Синева С.Н.  

Предмет: Интеграция урока литературы и информатики.

Тема урока: Философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Личностные:

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств;

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками;

Регулятивные: - организовать работу учащихся в группах;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

Познавательные:

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

Коммуникативные: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Образовательные технологии: технология критического мышления, информационные технологии.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, приёмы технологии развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, интерактивные задания.

I этап. Организационный.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на интегрированном уроке литературы и информатики.

Чтобы вы смогли включиться в работу и избавиться от страха перед гостями, прошу вас, ребята, побывать в своеобразной комнате-квесте (сервис Joyteka.com).

Вопросы:

  1. Кто в романе является последователем теории «целого кафтана»?

А. Андрей Семенович Лебезятников;

Б. Петр Петрович Лужин;

В. Дмитрий Прокофьевич Разумихин.

2) Кто в романе мечтает о создании коммуны?

А. Андрей Семенович Лебезятников;

Б. Петр Петрович Лужин;

В. Дмитрий Прокофьевич Разумихин.

3) Кто в романе убеждён, что «надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»?

А. Софья Семёновна Мармеладова;

Б. Пульхерия Александровна Раскольникова;

В. Семен Захарович Мармеладов.

4) Какая книга помогла Раскольникову встать на путь духовного воскрешения?

А. Джек Лондон «Мартин Иден»;

Б. Евангелие;

В. Фридрих Шиллер «Удовольствие от трагического».

5) Почему Родион Раскольников совершил преступление?

А. Чтобы спасти «тысячу жизней от гниения и разложения»;

Б. Чтобы выбраться из нищеты;

В. Чтобы проверить теорию о людях «обыкновенных и необыкновенных» на практике.

II этап. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Если вы, ребята, правильно ответили на все вопросы, то вы смогли выйти из комнаты и видите перед собой карту Петербурга (сервис thinglink.com). Этот город повлиял на судьбы многих героев.

Точки на карте:

- дом купца Алонкина;

- Вознесенский мост;

- дом Сонечки Мармеладовой;

- комната Раскольникова;

- полицейская контора;

- Сенная площадь.

III этап.  

Слово учителя: В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского нашли выражения мысли писателя о состоянии цивилизации, о борьбе добра и зла в душах людей, об идеологии социалистов и идеалах христианства. Писатель разрабатывает и формирует «русскую идею», которая рождается в то время, когда Россия вступила в переходную эпоху. Начался спад общественного движения, в стране поднялась волна правительственной реакции. Было непонятно, куда идти, чего искать, каких истин придерживаться. Старые идеалы низвергались, а новые не рождались. Духовные искания молодежи происходили в атмосфере идейного бездорожья. Отображая борьбу идей современной писателю России, Достоевский стремился максимально полно запечатлеть в романе факты реальной действительности, из которых складывалась картина общественной жизни 60-х годов 19-го века.

Более того, мы слышим в романе различные теории, выдвигаемые теми или иными героями: теории социалистов, капиталистов, революционеров-демократов и т.д.. Давайте поговорим о них.

  1. Теория социалистов. Как она звучит? Кто выдвигает? Кто вступает с ней в полемику?


"... если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, выше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути! .."

Мысли Разумихина: «Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней да глупости» — и всё одною только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души!».

А что поддерживает Разумихин? Теорию «малых дел»: предполагает искоренение социального неравенства. Разумихин убежден, что большое дело надо делать потихоньку: "Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем". Он помогает всем, кому может: Дуне, Пульхерии Ивановне, Раскольникову...

  1. Теории экономистов-капиталистов. Как она звучит? Кто выдвигает?
  1. «господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия».
  2. Лужин: Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? – продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, – выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано[1]. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастью, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться…
  3. Лужин (теория о преимуществе жен, взятых из нищеты и облагодетельствованных мужьями..."): бедные и настрадавшиеся девушки считают своих мужей благодетелями и спасителям. Самая лучшая жена, по мнению Лужина, это жена бедная, но честная и благодарная. "...в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля..." "Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному..." "...беспомощное положение ее раззадорило его до крайности... такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!" 
  1. Теории революционеров-демократов. Как она звучит? Кто выдвигает?

  1. Лебезятников: Отрицает нравственные и государственные нормы С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” сожалеет о смерти своих родителей. Ведь если бы они были живы, он бы их своим протестом «огрел»: «Я бы их удивил!»
    Лебезятников неуважительно относится к деятельности поэтов и художников, считая, что чистка помойных ям полезнее для общества, чем занятия поэзией и живописью.
    Смеется над русскими традициями и церковными принципами.
    Некоторые высказанные им мысли нелогичны, он совершает противоположные им поступки, однако все равно пытается жить в соответствии с теми принципами, которые пропагандирует.
  2. Свидригайлов: зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Фактически это теория Раскольникова, воплощенная в реальную жизнь.
  3. Раскольников: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частью они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее».

Слово учителя: Такие страшные, противоречащие основным нравственным постулатам теории звучат в романе Ф М Достоевского. Остановимся на теории Раскольникова.

-Как и почему созрела эта теория?

- Почему совершено страшное преступление Раскольникова? Какова цель?

- Докажите, что преступление совершено не из желания помочь «униженным и оскорбленным» и не из жажды наживы: 1) разговор с Соней: «Убил, двух убил, по теории», «я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно..», «если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!», «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь?», «Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина! мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»;

                        2) отношение к деньгам.

IV этап.  Работа в тестовом формате с QR кодами-карточками (сервис peickers.com).

- Какое наказание страшнее для Раскольникова: нравственное или физическое?

- Признаваясь в конторе в убийстве, Раскольников раскаивается? (да или нет)

- Как к Раскольникову относятся каторжники? (равнодушно, с пониманием, с презрением).

- Когда приходит раскаяние и понимание чудовищности теории? (во время следствия, в первые дни пребывания на каторге, через полтора года после преступления)

- Когда приходит «просветление», избавление от идей страшной теории? Расскажите о сне о «моровой язве». Каков смысл этого сна? Каким Раскольников проснулся после этого сна?

- Как Ф.М. Достоевский подготовил нас к тому, что воскрешение Раскольникова возможно? (притча о Лазаре).

- Что противопоставляет Ф.М. Достоевский всем этим теориям? Что значит «правда Сони»? (вера в Бога, в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир).

- Можно вспомнить и шиллеровские идеи, популярные в обществе в 40-е годы, о которых говорит Порфирий Петрович. Но он обесценились для поколения 60-х, отсюда скепсис и ирония, которые сопровождают упоминание имени поэта в романе. Они могли указать путь, но не помогли спасению Свидригайлова, Раскольникова.

- Каков философский смысл романа? (Достоевский, анализируя распространившийся в 1860-е годы среди радикально настроенных молодых людей философский нигилизм, показывает, к чему приводят утрата веры в Бога и отказ от нравственной «почвы». Идеи христианского учения были для писателя единственно правильными, только они могли помочь человеку избавиться от обаяния бесчеловечных теорий, распространенных в русском обществе в то время. Путь к исцелению общества лежит через христианское учение. Исцеление возможно только путем приобщения через страдания к учению Христа). 

V этап. Этап обобщения и рефлексии. Работа в группах с сервисом «Облако слов» (wordcloud.online).

Задание: Участники группы №1 и 2 записывают не менее пяти определений страшным теориям, звучащим в романе.

Участники группы №3 и 4 записывают не менее пяти определений «правде» Сони.

VI этап. Подведение итогов. 

Как вы думаете, есть ли связь между теорией Раскольникова и фашизмом? Что роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы? Сегодня мы, к сожалению, вновь слышим о расцвете фашизма в некоторых странах. Гениальное пророчество-предупреждение Достоевского напоминает, к чему могут привести такие идеи.

Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Опасные теории нашего времени»

Подошёл к концу наш душевный разговор. Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Опрорные схемы-конспекты в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 10  классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).            Курс построен с опорой на текстуальное изучени...

Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя".

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя...