Открытый урок по литературе 10 класс Нравственно-философская проблематика р. Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Наталья Санжеевна Мадасова

Данный урок был дан в рамках республиканского семинара

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-философская проблематика р. Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 2

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы

Слайд 3

Проблемный вопрос « Можно лишать человека жизни ради идеи?»

Слайд 4

Цели урока: 1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова; 2. Сформулировать мотивы совершения преступления; 3. Раскрыть нравственно-философскую проблематику романа , показав путь главного героя от преступления к наказанию.

Слайд 5

Образ Петербурга Петербург- «герой» романа Господин Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших", в частности из-за климата: "...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня": "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня..."

Слайд 6

Родион Романович Раскольников Бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента.

Слайд 7

Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова . . Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская , но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Слайд 8

Двойники Раскольникова " Темные" двойники Почтенный жених- Петр Петрович Лужин Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Слайд 9

Мрачный Свидригайлов Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем

Слайд 10

«Светлые двойники» Соня Мармеладова Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Именно вера в Бога дает силы жить Соне, помогает сохранить чистую душу. Какова роль Сони в жизни Раскольникова?

Слайд 11

Мудрый следователь. Друг Раскольникова. Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!» Дмитрий Разумихин Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами.

Слайд 12

Каковы причины преступления? Что способствовало ему? Нищета героев Где живут герои Достоевского? • Описание каморки Раскольникова "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко "...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца..." (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V) "... на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване..." (часть 2 глава V) • жилище Сони (ч. IV, гл. 4) "...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое..." (часть 4 глава IV)

Слайд 13

Преступление и наказание

Слайд 14

Преступление Одиночество Судьба "униженных и оскорбленных ". Страх за судьбу матери и сестры , семьи Мармеладовых Теория " Сильной личности, " Вошь я или человек?" Крайняя степень нищеты

Слайд 15

Наказание Убийство- как разрушение нравственных принципов "Я не человека убил! Я принцип убил ! Я в себе человека убил !» МУКИ СОВЕСТИ

Слайд 16

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

Слайд 17

Цитаты Зло Добро "Тварь я дрожащая или право имею?" "Это человек то вошь?" "Только тот здоров душевно, у кого больная совесть" "Ты ведь кровь пролил!- воскликнула Дуня " За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен." "Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязну землю". "Не страшно, когда некуда пойти, а страшно, когда все дозволено" "Вечная Сонечка! Пока мир стоит"

Слайд 18

Чтение и анализ 5 части, главы 4. В чем спасение Раскольникова.?

Слайд 19

Какие же нравственные уроки получает Раскольников? 1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью. 2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено. 3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми. 4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие. 5. Преступление всегда ведет к разрушению личности «переступившего»

Слайд 20

Вывод Человек по Достоевскому должен уметь прощать и сострадать. Страдание и сострадание- это основа христианского самосознания. Поэтому человек, совершив грех, способен духовно воскреснуть, если раскается и уверует в Христа, станет жить по его заповедям. В основе заповедей лежит любовь к миру, к простым людям .

Слайд 21

«Можно лишать человека жизни ради идеи ?»

Слайд 22

Домашнее задание Найти в романе символику цифр и цвета, объяснить значение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-философская проблематика р. Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 2

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы

Слайд 3

Проблемный вопрос « Можно лишать человека жизни ради идеи?»

Слайд 4

Цели урока: 1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова; 2. Сформулировать мотивы совершения преступления; 3. Раскрыть нравственно-философскую проблематику романа , показав путь главного героя от преступления к наказанию.

Слайд 5

Образ Петербурга Петербург- «герой» романа Господин Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших", в частности из-за климата: "...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня": "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня..."

Слайд 6

Родион Романович Раскольников Бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента.

Слайд 7

Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова . . Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская , но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Слайд 8

Двойники Раскольникова " Темные" двойники Почтенный жених- Петр Петрович Лужин Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Слайд 9

Мрачный Свидригайлов Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем

Слайд 10

«Светлые двойники» Соня Мармеладова Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Именно вера в Бога дает силы жить Соне, помогает сохранить чистую душу. Какова роль Сони в жизни Раскольникова?

Слайд 11

Мудрый следователь. Друг Раскольникова. Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!» Дмитрий Разумихин Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами.

Слайд 12

Каковы причины преступления? Что способствовало ему? Нищета героев Где живут герои Достоевского? • Описание каморки Раскольникова "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко "...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца..." (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V) "... на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване..." (часть 2 глава V) • жилище Сони (ч. IV, гл. 4) "...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое..." (часть 4 глава IV)

Слайд 13

Преступление и наказание

Слайд 14

Преступление Одиночество Судьба "униженных и оскорбленных ". Страх за судьбу матери и сестры , семьи Мармеладовых Теория " Сильной личности, " Вошь я или человек?" Крайняя степень нищеты

Слайд 15

Наказание Убийство- как разрушение нравственных принципов "Я не человека убил! Я принцип убил ! Я в себе человека убил !» МУКИ СОВЕСТИ

Слайд 16

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

Слайд 17

Цитаты Зло Добро "Тварь я дрожащая или право имею?" "Это человек то вошь?" "Только тот здоров душевно, у кого больная совесть" "Ты ведь кровь пролил!- воскликнула Дуня " За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен." "Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязну землю". "Не страшно, когда некуда пойти, а страшно, когда все дозволено" "Вечная Сонечка! Пока мир стоит"

Слайд 18

Чтение и анализ 5 части, главы 4. В чем спасение Раскольникова.?

Слайд 19

Какие же нравственные уроки получает Раскольников? 1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью. 2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено. 3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми. 4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие. 5. Преступление всегда ведет к разрушению личности «переступившего»

Слайд 20

Вывод Человек по Достоевскому должен уметь прощать и сострадать. Страдание и сострадание- это основа христианского самосознания. Поэтому человек, совершив грех, способен духовно воскреснуть, если раскается и уверует в Христа, станет жить по его заповедям. В основе заповедей лежит любовь к миру, к простым людям .

Слайд 21

«Можно лишать человека жизни ради идеи ?»

Слайд 22

Домашнее задание Найти в романе символику цифр и цвета, объяснить значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....