Интегрированный урок истории и литературы в 9 классе "Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг."
методическая разработка по литературе (9 класс)
Данный интегрированный урок был дан в рамках методической недели учителей гуманитарного цикла МБОУ "Самофаловская СШ" в 2025 году.
Перед учителями истории и литературы стояла цель:создать условия для постижения художественного воплощения
героизма русских воинов в период Крымской войны 1853-56г. на примере произведений А.Н.Апухтина, Л.Н.Толстого.
В ходе урока решались следующие задачи : освоение информации о причинах, участниках Крымской войны; развитие аналитических умений обучающихся; воспитание уважения к историческому прошлому страны, гордости за русского солдата.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок истории и литературы
Класс: 9
Тема: Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг.
Цель:
Создать условия для постижения художественного воплощения
Героизма русских воинов в Крымской войне 1853-56г. На примере произведений А.Н.Апухтина, Л.Н.Толстого.
Задачи.
- Освоение информации о причинах, участниках Крымской войны;
- Развитие аналитических умений обучающихся;
- Воспитание уважения к историческому прошлому страны, гордости за русского солдата.
Оборудование урока.
Тексты: «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого,
«Солдатская песня о Севастополе» А.Н.Апухтина,
Энциклопедия для детей «История России, 18-19 век» том 5,1999, «Аванта+», Москва.
Атласы, карта, портреты полководцев Нахимова, Корнилова.
Памятки.
Листы с заданиями.
Слова: амбиции, архивариус, пацифизм.
Кластер.
I. Стадия вызова
- Песня Б.Окуджавы «Если ворон в вышине».
Если ворон в вышине -
дело, стало быть, к войне,
если дать ему кружить,
если дать ему кружить,
значит, всем на фронт иттить.
Чтобы не было войны -
надо ворона убить,
чтобы ворона убить,
чтобы ворона убить,
надо ружья зарядить.
А как станем заряжать -
всем захочется стрелять,
а уж как стрельба пойдет,
а уж как стрельба пойдет,
пуля дырочку найдет.
Ей не жалко никого,
ей попасть бы хоть в кого -
хоть в чужого, хоть в свого -
лишь бы всех до одного.
Во -- и боле ничего!
Во -- и боле ничего,
во -- и боле никого,
во -- и боле никого,
кроме ворона того -
стрельнуть некому в него.
- После прослушивания песни, задание детям: нарисуйте, пожалуйста, в тетрадях образ войны (как вы его себе представляете). Посмотрите на рисунки своего соседа по парте. Обменяйтесь мнениями.
Тема нашего урока сегодня:
Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг.
Цель урока: понять, что это была за война, почему она началась и чем закончилась. Сравнить, как её изображали писатели и поэты, историки.
А назвали мы наш урок так: «Слава и горечь Севастополя».
Почему слова «слава» и «горечь» стоят рядом, вы постараетесь ответить в конце урока.
2.Стадия. Осмысление содержания.
Почти каждый солдат,
взглянув с северной стороны
на оставленный Севастополь,
с невыразимой горечью в сердце
вздыхал и грозился врагам.
- Работа с таблицей.
Вы уже слышали о Крымской войне 1853-56 годов, читали «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Вспомните и запишите в таблицу (1 столбик) то, что вы знаете об этой войне кратко, тезисно.
Заполните на своих листах в таблице первую графу «Я знаю о Крымской войне».
Я знаю | Узнал новое | Хочу узнать |
Война – это кровопролитие. Много смертей. Ужас, горе… война в Крыму; Нахимов, Корнилов, … |
- Составление кластера: Крымская война
- Учитель истории предлагает материал о причинах Крымской войны:
Прочитайте текст, сделайте пометки: +, - , !, ? ( Чтение с пометками)
Это война, в ходе которой основные боевые действия развернулись на Крымском полуострове, получила в России название «Крымской». Война великих держав за земли Османской империи (Турции). Англия и Франция стали опасными противниками для России. Солдаты царской армии были вооружены в основном старыми гладкоствольными кремневыми ружьями. Солдаты же Англии и Франции имели штуцера - укороченные ружья с винтовыми нарезами, которые отличались точностью и дальностью стрельбы. Флот России так же проигрывал в сравнении: у неё были 24 современных паровых корабля против 150 английских 108 французских. Из-за отсутствия железных дорог переброска войск в нужном направлении затягивалась на многие месяцы, подводы с боеприпасами тянулись со скоростью 3-4 км в час.
Формальным поводом к войне стал спор из-за христианских святынь. Вифлием и Иерусалим, расположенные на территории Османской империи, были священными для каждого христианина: в Вифлиеме родился Иисус Христос, в Иерусалиме он был распят и воскрес. Но христианство уже много веков не было единым. Часть ключей от храмов святой земли находилась в руках католиков, часть – в руках православных. Причина вспыхнувшего из-за ключей спора была ничтожна: обе стороны желали обладать всеми ключами. Россия и Франция боролись за влияние на Турцию, и дипломаты превратили вопрос о ключах в неразрешимую проблему.
Весной 1853 года Россия в ультимативной форме потребовала у Турции отдать предпочтение православным священникам в Вифлиеме. Турция, подстрекаемая католической Францией, Россия отказала. Дипломатические отношения с Турцией были прерваны, и в июле 1853 года русский корпус вторгся в зависимые от Турции Дунайские княжества – Молдавию и Валахию. Николай I не сомневался, что тем самым заставит турецкое правительство пойти на уступки и боевых действий удастся избежать.
После чтения заполнить 2 и 3 графу таблицы
Я знаю | Узнал новое | Хочу узнать |
Война – это кровопролитие. Много смертей. Ужас, горе… война в Крыму; Нахимов, Корнилов, … | О причинах войны; начало; об отсталости России, что послужило поводом. | Об основных событиях; Какие герои прославились? Итоги войны. |
Обмениваются мнениями в парах, обсуждают и записывают на доску.
- Рассказ учителя истории об основных событиях или просмотр диска по истории о Крымской войне, работа с кластером.
- Сообщение учеников о Нахимове, о Корнилове (портреты, иллюстрации).
- Слово учителя.
Одним из кульминационных моментов войны была оборона Севастополя. А кто может достовернее, ярче, образнее показать события?
- Конечно, участник, и не просто участник, а умный, наблюдательный, способный показать, объяснить происходящее. Таким участником был артиллерийский поручик, граф Лев Толстой (портрет).
- Он появлялся сплошь и рядом в тех местах, где вовсе не обязан был по службе находиться. Наблюдавшие его тогда люди недоумевали впоследствии, каким образом он умудрился уцелеть среди непрерывного, страшного побоища; в молодом, начинающем свою великую жизнь Льве Толстом жили тогда два человека: защитник осажденного врагами русского города и гениальный художник, всматривавшийся и вслушивавшийся во все, что вокруг него происходило.
Но было в нем тогда одно чувство, которое направляло и вдохновляло его писательский дар: чувство любви к Родине, попавшей в тяжкую беду, чувство самого горячего патриотизма, в лучшем значении этого слова.
Великий художник, описывая людей и события, ничего не приукрашивает, а дает читателю только правду – и ничего кроме правды.
Перед вами «Севастопольские рассказы», где под гениальным пером воскресает героическая оборона. Как говорят критики, это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, свидетельство проницательного и беспристрастного очевидца, драгоценное для историка показание участника.
Поэтому мы сейчас постараемся посмотреть на события тех лет глазами Толстого.
У вас есть тексты «Севастопольских рассказов», на закладках отмечены страницы, главы. Каждая группа будет работать со своим отрывком из текста и заполнять таблицу на своем листе. (Л.Толстой. Севастопольские рассказы. Ленинград.»Детская литература», 1975)
I Первая группа: «В госпитале», стр.15-17 («Севастополь в декабре месяце»)
Перечитайте отрывок, ответьте на вопросы:
Что вы узнали о положении раненых? Сформулируйте основную мысль, жизненную мудрость, выраженную в этом отрывке. Какие слова, выражения использует Толстой, чтобы показать ужас, страдания раненых? Заполните таблицу (предполагаемые записи).
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
1.Госпиталь- «Дом страданий». Госпиталь не приспособлен, не оборудован; На этой войне начали применять хлороформ; Нет нормальных человеческих условий для раненых. | Война – это кровь, страшная смерть. Увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, а увидите войну в крови, в страданиях и смерти. Сознание своего ничтожества и пойдете на бастионы | Эпитеты: белое здоровое тело; бледные угрюмые физиономии; … антитеза: отвратительным, но благодетельным делом ампутаций … |
Вторая группа «Защитники Севастополя», Стр.23
(«Севастополь в декабре месяце»)
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
Сила русского народа, непоколебимость духа русского солдата. Обращение Корнилова к солдатам. Убеждённость всех в невозможности взять Севастополь врагам. | Чувство в душе каждого русского – любовь к родине. Герой Севастополя- народ русский! Невозможно поколебать силу русского народа! | Эпитеты: великие следы, высокая побудительная причина, |
Третья группа «Ошибка дипломатов» , стр.27-28 (Севастополь в мае)
К какому выводу, решению приходит Толстой? Как Толстой относится к войне? Есть ли в ней смысл?
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
Ошибка дипломатов не может быть решена порохом и кровью. | Или Война есть сумасшествие, или люди совсем не разумные создания. | Метафоры: тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, надуться… Сколько звёздочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров… Олицетворение: сердито торчат чугунные пушки; |
Четвертая группа «Перемирие», стр.63,65-66 (Севастополь в мае)
Зачем на войне устраивали перемирия? Чему удивляется Толстой?
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
Перемирие: выставлены белые флаги. Люди (толпы народа) стремятся друг к другу! Просят огня закурить трубку! Все хороши и все дурны. | Почему люди – христиане –не улыбнутся, не обнимутся, как братья? Герой же моей повести-правда! | Эпитеты: изуродованные трупы; тяжелое раздумье; с жадным и благосклонны любопытством… Метафора: выпуская весь заряд знаний языка; рассыпается французским жаргоном… |
Пятая группа «Сдача Севастополя», стр. 122-124
(Севастополь в августе 1855 года)
Какова позиция автора к этой войне? Как отнеслись враги к сдаче города? Почему? Какое чувство испытывали русские солдаты, покидая Севастополь?
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
Сдача Севастополя. Всё было мертво, дико, ужасно… Что-то непонятное творилось в грозном Севастополе… Мертвое молчание в Севастополе заставляло содрогаться врагов… они не смели верить, что исчез их непоколебимый враг. Второе чувство- страх преследования. Люди чувствовали себя беззащитными, как только оставили места, на которых привыкли драться. | Непонятно было для каждого русского солдата оставить город без боя! Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам. | Сравнения: севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь; Эпитеты: молчаливые трупы, грозный Севастополь… Метафора: бастионы, кипевшие энергичной жизнью; |
- Спустя 15 лет другой автор напишет «Солдатскую песню о Севастополе». Это А.Н.Апухтин.
- Выразительное чтение стихотворения.
Продолжим заполнение таблицы.
Исторические факты | Главная жизненная мудрость | Художественные средства |
Оборона Севастополя. Героическая оборона. Герой – русский народ. Появились первые сестры милосердия. Русский народ- это крестьяне и помещики. | Я спою, как росла богатырская рать, шли бойцы из железа и стали… Чудотворная крепость… | Эпитеты: могучая песня победы, с кислым лицом, с дерзким вопросам, грозной тенью… Метафора: шли бойцы из железа и стали; А и так победили, что с кислым лицом и с разбитым отчалили носом… |
3. Стадия. Рефлексия.
- Самоанализ.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
В каких словах особенно ярко выразилось восхищение поэта сынами России?
Как передается трудность обороны?
Как охарактеризованы враги?
В «Севастопольских рассказах» звучит мысль, что герой этой обороны – народ. Как это показано в стихотворении?
Почему Апухтин обращается к жанру песни?
Чем созвучны «Севастопольские рассказы» и стихотворение Апухтина?
Наша работа подходит к завершению. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему урок был назван «Слава и горечь Севастополя»?
- Самооценка. Закончите предложения (на выбор)
Сегодня на уроке мне удалось…
Самое интересное было…
Мне больше всего понравилось…
На уроке вызвало трудности…
На мой взгляд, Крымская война – это…
У меня всё время вертелось в голове…
Почему слова «слава» и «горечь» Севастополя стоят рядом
Домашнее задание «Архивариус»: написать вывод, мнение с позиции одного из лиц:
Николая I, Льва Толстого, раненого солдата, офицера, жены солдата, жителя города, солдата французской армии, своё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: "Русская культура XIV - XVIIвв."
Мультимедийная презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Русская культура XIV-XVII вв." позволяет в более интересной форме показать учащимся культуру нашей страны этого пе...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»
Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»
Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы....
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»
Цели урока:- образовательная - систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать развитию у учащихся логическ...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...











