Интегрированный урок истории и литературы в 9 классе "Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг."
методическая разработка по литературе (9 класс)

Науменко Людмила Ивановна

Данный интегрированный урок был дан в рамках методической недели учителей гуманитарного цикла МБОУ "Самофаловская СШ" в 2025 году.

Перед учителями истории и литературы  стояла цель:создать условия  для постижения художественного воплощения

героизма русских воинов в период Крымской войны 1853-56г. на примере произведений А.Н.Апухтина, Л.Н.Толстого.

В ходе урока решались следующие задачи : освоение информации о причинах, участниках Крымской войны; развитие аналитических умений обучающихся; воспитание уважения к историческому прошлому  страны, гордости за русского солдата.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок истории и литературы

Класс: 9

Тема:  Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг.

Цель: 

Создать условия  для постижения художественного воплощения

Героизма русских воинов в Крымской войне 1853-56г. На примере произведений А.Н.Апухтина, Л.Н.Толстого.

Задачи.

  • Освоение информации о причинах, участниках Крымской войны;
  • Развитие аналитических умений обучающихся;
  • Воспитание уважения к историческому прошлому  страны, гордости за русского солдата.

Оборудование урока.

Тексты: «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого,

«Солдатская песня о Севастополе» А.Н.Апухтина,

Энциклопедия для детей «История России, 18-19 век» том 5,1999, «Аванта+», Москва.

Атласы, карта, портреты полководцев Нахимова, Корнилова.

Памятки.

Листы с заданиями.

Слова: амбиции, архивариус, пацифизм.

Кластер.

I. Стадия вызова

  • Песня Б.Окуджавы «Если ворон в вышине». 

Если ворон в вышине -
дело, стало быть, к войне, 
если дать ему кружить, 
если дать ему кружить, 
значит, всем на фронт иттить. 

Чтобы не было войны -
надо ворона убить, 
чтобы ворона убить, 
чтобы ворона убить, 
надо ружья зарядить. 

А как станем заряжать -
всем захочется стрелять, 
а уж как стрельба пойдет, 
а уж как стрельба пойдет, 
пуля дырочку найдет.

Ей не жалко никого,
ей попасть бы хоть в кого -
хоть в чужого, хоть в свого -
лишь бы всех до одного.
Во -- и боле ничего!

Во -- и боле ничего,
во -- и боле никого,
во -- и боле никого,
кроме ворона того -
стрельнуть некому в него
.

  • После прослушивания песни, задание детям: нарисуйте, пожалуйста, в тетрадях образ войны (как вы его себе представляете). Посмотрите на рисунки своего соседа по парте. Обменяйтесь мнениями.

Тема нашего урока сегодня:

Героизм русских воинов в Крымской войне 1853-1956 гг.

Цель урока: понять, что это была за война, почему она началась и чем закончилась. Сравнить, как её изображали писатели и поэты, историки.

 А назвали мы наш урок так: «Слава и горечь Севастополя».

Почему слова «слава» и «горечь» стоят рядом, вы постараетесь ответить в конце урока.

2.Стадия. Осмысление содержания.

Почти каждый солдат,

взглянув  с северной стороны

на оставленный Севастополь,

с невыразимой горечью в сердце

вздыхал и грозился врагам.

  • Работа с таблицей.

Вы уже слышали о Крымской войне 1853-56 годов, читали «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Вспомните и запишите в таблицу (1 столбик) то, что вы знаете об этой войне кратко, тезисно.

Заполните на своих листах в таблице первую графу «Я знаю о Крымской войне».

Я знаю

Узнал новое

Хочу узнать

Война – это кровопролитие. Много смертей. Ужас, горе…  война в Крыму; Нахимов, Корнилов, …

  • Составление кластера: Крымская война

  • Учитель истории предлагает материал о причинах Крымской войны:

Прочитайте текст, сделайте пометки: +, - ,  !,  ?      ( Чтение с пометками)

Это война, в ходе которой основные боевые действия развернулись на Крымском полуострове, получила в России название «Крымской». Война великих держав за  земли Османской империи (Турции). Англия и Франция стали опасными противниками для России. Солдаты царской армии были вооружены в основном старыми гладкоствольными кремневыми ружьями. Солдаты же Англии и Франции имели штуцера - укороченные ружья с винтовыми нарезами, которые отличались точностью и дальностью стрельбы. Флот России так же проигрывал в сравнении: у неё были 24 современных паровых корабля против 150 английских  108 французских. Из-за отсутствия железных дорог переброска войск в нужном направлении затягивалась на многие месяцы, подводы с боеприпасами тянулись со скоростью 3-4 км в час.

Формальным поводом к войне стал спор из-за христианских святынь. Вифлием  и Иерусалим, расположенные на территории Османской империи, были священными для каждого христианина: в Вифлиеме родился Иисус Христос, в Иерусалиме он был распят и воскрес. Но христианство уже много веков не было единым.  Часть  ключей от храмов святой земли находилась в руках католиков, часть – в руках православных. Причина вспыхнувшего  из-за ключей спора была ничтожна: обе  стороны желали обладать всеми ключами. Россия и Франция боролись за влияние на Турцию,  и дипломаты  превратили вопрос о ключах в неразрешимую проблему.

Весной 1853 года Россия в ультимативной форме потребовала у Турции отдать предпочтение православным священникам в Вифлиеме. Турция, подстрекаемая католической Францией, Россия отказала.  Дипломатические отношения с Турцией были прерваны, и в июле 1853 года русский корпус вторгся в зависимые от Турции Дунайские княжества – Молдавию и Валахию. Николай I не сомневался, что тем самым заставит турецкое правительство пойти на уступки и боевых действий удастся избежать.

После чтения заполнить 2 и 3 графу таблицы

Я знаю

Узнал новое

Хочу узнать

Война – это кровопролитие. Много смертей. Ужас, горе…  война в Крыму; Нахимов, Корнилов, …

 О причинах войны; начало; об отсталости России, что послужило поводом.

Об основных событиях;

 Какие герои прославились?

Итоги войны.

Обмениваются  мнениями в парах, обсуждают и записывают на доску.

  • Рассказ учителя истории об основных событиях  или просмотр диска по истории о Крымской войне, работа с кластером.

  • Сообщение учеников  о Нахимове,  о Корнилове  (портреты,  иллюстрации).
  • Слово учителя.

Одним из кульминационных моментов войны была оборона Севастополя. А кто может достовернее, ярче, образнее показать события?

        - Конечно, участник, и не просто участник, а умный, наблюдательный, способный показать, объяснить происходящее. Таким участником был артиллерийский поручик, граф Лев Толстой (портрет).

        - Он появлялся сплошь и рядом в тех местах, где вовсе не обязан был по службе находиться. Наблюдавшие его тогда люди недоумевали впоследствии, каким образом он умудрился уцелеть среди непрерывного, страшного побоища; в молодом, начинающем свою великую жизнь Льве Толстом жили тогда два человека: защитник осажденного врагами русского города  и гениальный художник, всматривавшийся и вслушивавшийся во все, что вокруг него происходило.

        Но было в нем тогда одно чувство, которое направляло и вдохновляло его писательский дар: чувство любви к Родине, попавшей в тяжкую беду, чувство самого горячего патриотизма, в лучшем значении этого слова.

        Великий художник, описывая людей и события, ничего не приукрашивает, а дает читателю только  правду – и ничего кроме правды.

        Перед вами «Севастопольские рассказы», где под гениальным пером воскресает героическая оборона. Как говорят критики, это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, свидетельство проницательного и беспристрастного очевидца, драгоценное для историка показание участника.

        Поэтому мы сейчас постараемся посмотреть на события тех лет глазами Толстого.

        У вас есть тексты «Севастопольских рассказов», на закладках отмечены страницы, главы. Каждая группа будет работать со своим отрывком из текста и заполнять таблицу на своем листе.  (Л.Толстой. Севастопольские рассказы. Ленинград.»Детская литература», 1975)

I Первая группа: «В госпитале»,    стр.15-17     («Севастополь в декабре месяце»)

Перечитайте отрывок, ответьте на вопросы:

Что вы узнали о положении раненых? Сформулируйте  основную мысль, жизненную мудрость, выраженную в этом отрывке. Какие слова, выражения использует Толстой, чтобы показать ужас, страдания раненых? Заполните таблицу  (предполагаемые записи).

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

1.Госпиталь- «Дом страданий».

 Госпиталь не приспособлен, не оборудован;

На этой войне начали применять хлороформ;

Нет нормальных человеческих условий для раненых.

Война – это кровь, страшная смерть.

Увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, а увидите  войну в крови, в страданиях и смерти.

Сознание своего ничтожества и пойдете на бастионы

Эпитеты: белое здоровое тело;

бледные угрюмые физиономии;

 антитеза: отвратительным, но благодетельным делом ампутаций

Вторая  группа  «Защитники  Севастополя»,          Стр.23

(«Севастополь в декабре месяце»)

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

Сила русского народа, непоколебимость духа русского солдата.

Обращение Корнилова к солдатам.

Убеждённость всех в  невозможности взять Севастополь врагам.

Чувство в душе каждого русского – любовь к родине.

Герой Севастополя- народ русский!

Невозможно поколебать силу русского народа!

Эпитеты: великие следы, высокая побудительная причина,

Третья группа   «Ошибка дипломатов» ,     стр.27-28      (Севастополь в мае)

К какому выводу, решению  приходит Толстой?      Как Толстой относится к войне?  Есть ли в ней смысл?        

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

Ошибка дипломатов  не может быть решена порохом и кровью.

Или Война есть сумасшествие, или люди совсем не разумные создания.

Метафоры: тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, надуться…

Сколько звёздочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров…

Олицетворение: сердито торчат чугунные пушки;

Четвертая группа  «Перемирие»,      стр.63,65-66            (Севастополь в мае)

Зачем на войне устраивали перемирия?  Чему удивляется Толстой?

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

Перемирие: выставлены белые флаги.

Люди (толпы народа) стремятся друг к другу! Просят огня закурить трубку!

Все хороши и все дурны.

Почему люди – христиане –не улыбнутся, не обнимутся, как братья?

Герой же моей повести-правда!

Эпитеты: изуродованные трупы; тяжелое раздумье; с жадным и благосклонны любопытством…

Метафора: выпуская весь заряд знаний языка; рассыпается французским жаргоном…

Пятая группа    «Сдача Севастополя»,  стр. 122-124

   (Севастополь в августе 1855 года)

Какова позиция автора  к этой войне? Как отнеслись враги к сдаче города? Почему? Какое чувство испытывали русские солдаты, покидая Севастополь?

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

Сдача Севастополя.

Всё было мертво, дико, ужасно…

Что-то непонятное творилось в грозном Севастополе…

Мертвое молчание в Севастополе заставляло содрогаться врагов… они не смели верить, что исчез их непоколебимый враг.

Второе чувство- страх преследования.  Люди чувствовали себя беззащитными, как только оставили места, на которых привыкли драться.

 Непонятно было для каждого русского  солдата оставить город без боя!

 Почти каждый солдат,

взглянув  с северной стороны

на оставленный Севастополь,

с невыразимой горечью в сердце

вздыхал и грозился врагам.

Сравнения: севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь;

Эпитеты: молчаливые трупы, грозный Севастополь…

Метафора: бастионы, кипевшие энергичной жизнью;

  • Спустя 15 лет другой автор напишет  «Солдатскую песню о Севастополе».  Это А.Н.Апухтин.
  • Выразительное чтение стихотворения.

Продолжим заполнение таблицы.

Исторические факты

Главная жизненная мудрость

Художественные средства

Оборона Севастополя.

Героическая оборона.

Герой – русский народ.

Появились первые сестры милосердия.

Русский народ- это крестьяне и помещики.

Я спою, как росла богатырская рать, шли бойцы из железа и стали…

Чудотворная крепость…

Эпитеты: могучая песня победы, с кислым лицом, с дерзким вопросам, грозной тенью…

 Метафора: шли бойцы из железа и стали;

А и так победили, что с кислым лицом и с разбитым отчалили носом…

3. Стадия. Рефлексия.

  • Самоанализ.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

В каких словах особенно ярко выразилось восхищение поэта сынами  России?

Как передается трудность обороны?

Как охарактеризованы враги?

В  «Севастопольских рассказах» звучит мысль, что герой этой обороны – народ. Как это показано в стихотворении?

Почему Апухтин обращается к жанру песни?

Чем созвучны «Севастопольские рассказы» и стихотворение Апухтина?

Наша работа подходит к завершению. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему урок был назван «Слава и горечь Севастополя»?

  • Самооценка. Закончите предложения (на выбор)

Сегодня на уроке мне удалось…

Самое интересное было…

Мне больше всего понравилось…

На уроке вызвало трудности…

На мой взгляд, Крымская война – это…

У меня всё время вертелось в голове…

Почему слова «слава» и «горечь» Севастополя стоят рядом

Домашнее задание  «Архивариус»: написать вывод, мнение с позиции одного из лиц:

Николая I,  Льва Толстого,  раненого солдата, офицера, жены солдата, жителя города, солдата французской армии, своё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: "Русская культура XIV - XVIIвв."

Мультимедийная презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Русская культура XIV-XVII вв." позволяет в более интересной форме показать учащимся культуру нашей страны этого пе...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»

Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»

Цели урока:- образовательная -  систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать  развитию у учащихся логическ...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...