Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон". 7 класс. (ФГОС)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предлагаемый материал представляет собой разработку урока по анализу рассказа А.П. Чехова "Хамелеон" для 7 класса. Содержит подробный план урока, разбор ключевых эпизодов, характеристики персонажей и задания для самостоятельной работы. Особое внимание уделяется выявлению авторской позиции и средств художественной выразительности. Материал соответствует требованиям ФГОС и направлен на формирование у учащихся навыков анализа литературного текста, критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.71 КБ |

Предварительный просмотр:
Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон". 7 класс. (ФГОС)
Цель:
• Формирование у учащихся навыков анализа литературного текста.
• Развитие умения выявлять авторскую позицию и средства художественной выразительности.
• Совершенствование навыков критического мышления.
• Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.
Задачи:
• Проанализировать сюжет, композицию и систему образов рассказа "Хамелеон".
• Выявить основные темы и проблемы, затронутые автором.
• Определить роль детали в создании художественного образа.
• Научить учащихся аргументировать свою точку зрения на основе текста.
Тип урока: Анализ художественного произведения.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
• Текст рассказа А.П. Чехова "Хамелеон".
• Компьютер и проектор (желательно).
• Карточки с заданиями (см. Приложение 1).
• Толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 минут)
• Краткая информация о жизни и творчестве А.П. Чехова.
• Беседа о жанре рассказа.
• Вспомнить известные рассказы Чехова.
3. Введение в тему урока (7 минут)
• Постановка цели и задач урока.
• Чтение (или прослушивание) рассказа "Хамелеон".
• Первичные впечатления от прочитанного.
• Объявление темы урока: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"".
4. Анализ рассказа (25 минут)
• Этап 1. Работа с текстом (15 минут)
• Работа в группах (или фронтально).
• Каждая группа получает карточку с заданиями для анализа эпизода (см. Приложение 1).
• Примеры заданий:
* Опишите место и время действия рассказа.
* Кто является главным героем рассказа? Дайте ему характеристику.
* Как меняется поведение Очумелова в течение рассказа? Почему?
* Какова роль собаки в развитии сюжета?
* Какие детали рассказа кажутся вам наиболее важными?
• Обсуждение результатов анализа.
• Этап 2. Характеристика персонажей (5 минут)
• Составление таблицы с характеристиками главных героев (Очумелов, Хрюкин).
• Обсуждение мотивов поведения персонажей.
• Этап 3. Определение темы и идеи рассказа (5 минут)
• Выявление основных тем, затронутых автором (чинопочитание, лицемерие, зависимость от мнения окружающих).
• Формулирование главной идеи рассказа.
5. Выявление авторской позиции и средств художественной выразительности (15 минут)
• Обсуждение отношения автора к происходящему.
• Анализ использования сатиры, иронии, гротеска.
• Определение роли детали в создании художественного образа.
• Примеры из текста.
6. Подведение итогов урока (3 минуты)
• Обобщение изученного материала.
• Оценка работы учащихся.
• Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру "Мои впечатления от рассказа "Хамелеон"".
Приложение 1: Карточки с заданиями для анализа эпизода
(Пример карточки. Создай карточки для разных эпизодов рассказа)
Карточка 1: Эпизод с укусом собаки.
1. Опишите ситуацию, с которой начинается рассказ.
2. Как реагирует Очумелов на происшествие?
3. Какую роль играет золотых дел мастер Хрюкин?
4. Какие детали в этом эпизоде кажутся вам наиболее важными?
5. Какое впечатление производит на вас этот эпизод?
(Приложение 2: Характеристика персонажей (таблица))
(Пример таблицы)
(Приложение 3: Текст рассказа А.П. Чехова "Хамелеон")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Урок внеклассного чтения в 10/11 классах. знакомство с творчеством Е.Гришковца.Анализ рассказа "И было сказано"
Материал будет интересен учителям русского языка и литературы, работающим в старших классах. Его можно использовать при подготовке к ЕГЭ( часть "С"). Отрывок из рассказ...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....