Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон". 7 класс. (ФГОС)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Предлагаемый материал представляет собой разработку урока по анализу рассказа А.П. Чехова "Хамелеон" для 7 класса. Содержит подробный план урока, разбор ключевых эпизодов, характеристики персонажей и задания для самостоятельной работы. Особое внимание уделяется выявлению авторской позиции и средств художественной выразительности. Материал соответствует требованиям ФГОС и направлен на формирование у учащихся навыков анализа литературного текста, критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klassapch.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон". 7 класс. (ФГОС)

Цель:

• Формирование у учащихся навыков анализа литературного текста.

• Развитие умения выявлять авторскую позицию и средства художественной выразительности.

• Совершенствование навыков критического мышления.

• Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.

Задачи:

• Проанализировать сюжет, композицию и систему образов рассказа "Хамелеон".

• Выявить основные темы и проблемы, затронутые автором.

• Определить роль детали в создании художественного образа.

• Научить учащихся аргументировать свою точку зрения на основе текста.

Тип урока: Анализ художественного произведения.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

• Текст рассказа А.П. Чехова "Хамелеон".

• Компьютер и проектор (желательно).

• Карточки с заданиями (см. Приложение 1).

• Толковый словарь.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

• Приветствие учащихся.

• Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний (5 минут)

• Краткая информация о жизни и творчестве А.П. Чехова.

• Беседа о жанре рассказа.

• Вспомнить известные рассказы Чехова.

3. Введение в тему урока (7 минут)

• Постановка цели и задач урока.

• Чтение (или прослушивание) рассказа "Хамелеон".

• Первичные впечатления от прочитанного.

• Объявление темы урока: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"".

4. Анализ рассказа (25 минут)

• Этап 1. Работа с текстом (15 минут)

• Работа в группах (или фронтально).

• Каждая группа получает карточку с заданиями для анализа эпизода (см. Приложение 1).

• Примеры заданий:

* Опишите место и время действия рассказа.

* Кто является главным героем рассказа? Дайте ему характеристику.

* Как меняется поведение Очумелова в течение рассказа? Почему?

* Какова роль собаки в развитии сюжета?

* Какие детали рассказа кажутся вам наиболее важными?

• Обсуждение результатов анализа.

• Этап 2. Характеристика персонажей (5 минут)

• Составление таблицы с характеристиками главных героев (Очумелов, Хрюкин).

• Обсуждение мотивов поведения персонажей.

• Этап 3. Определение темы и идеи рассказа (5 минут)

• Выявление основных тем, затронутых автором (чинопочитание, лицемерие, зависимость от мнения окружающих).

• Формулирование главной идеи рассказа.

5. Выявление авторской позиции и средств художественной выразительности (15 минут)

• Обсуждение отношения автора к происходящему.

• Анализ использования сатиры, иронии, гротеска.

• Определение роли детали в создании художественного образа.

• Примеры из текста.

6. Подведение итогов урока (3 минуты)

• Обобщение изученного материала.

• Оценка работы учащихся.

• Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру "Мои впечатления от рассказа "Хамелеон"".

Приложение 1: Карточки с заданиями для анализа эпизода

(Пример карточки. Создай карточки для разных эпизодов рассказа)

Карточка 1: Эпизод с укусом собаки.

1. Опишите ситуацию, с которой начинается рассказ.

2. Как реагирует Очумелов на происшествие?

3. Какую роль играет золотых дел мастер Хрюкин?

4. Какие детали в этом эпизоде кажутся вам наиболее важными?

5. Какое впечатление производит на вас этот эпизод?

(Приложение 2: Характеристика персонажей (таблица))

(Пример таблицы)

(Приложение 3: Текст рассказа А.П. Чехова "Хамелеон")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Урок внеклассного чтения в 10/11 классах. знакомство с творчеством Е.Гришковца.Анализ рассказа "И было сказано"

   Материал будет интересен учителям русского языка и литературы, работающим в  старших классах. Его можно использовать при подготовке к ЕГЭ( часть "С").  Отрывок из рассказ...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....