Конспект внеурочного занятия по литературе в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Бородина Надежда Александровна

урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по литературе (для 5-х классов)

«Сказочный турнир»

Цель: активизация имеющихся у детей знаний о сказках.

Задачи:

Обучающие:

закрепить понятия: народная и литературная сказка, сказочные зачин и концовка;

продолжить формировать у учащихся умение определять виды сказок;

привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.

Развивающие: продолжить развивать мышление и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к народным и литературным сказкам

Оборудование: мудьтимедийный проектор, набор карточек для выполнения заданий, цветные карандаши, доска, жетоны.

Задание № 1 «Блиц-викторина

Отвечает на вопросы 1 участник команды (30 секунд на 9 вопросов)

1 команда

1. Из чего сделана Снегурочка? (Из снега)

2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

4. Куда нельзя садиться медведю? (На пенёк)

5. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

6. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

7. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

8. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

9. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

2 команда

1. Какими словами можно выманить петушка из избы? (« Куры-то клюют, петухам не дают».)

2. Кто сломал теремок? (Медведь.)

3. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

4. Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)

5. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

6. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

7. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

8. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

9. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

3 команда

1. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?

(Можно стать козленочком.)

2. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

3. Какого роста мальчик-с-пальчик? (С пальчик)

4. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

5. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

6. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

7. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

8. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

9. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

4 команда

1. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

2. Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)

3. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости?

( «Человечьим духом пахнет». )

4. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)

5. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

6. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

7. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

8. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

9. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

5 команда

1. Чем ловил волк рыбу? (Хвостом)

2. Что говорила лиса, сидя на спине у волка? («Битый небитого везёт»)

3. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)

4. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)

5. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

6. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

7. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

8. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

9. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

  1. команда

1.Из чего солдат сварил кашу? (Из топора)

2. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

3. Сколько козлят съел серый волк? (6)

4. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)

5. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

6. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

7. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

8. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

9. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

Задание № 2 «Составьте сказку по словам»

В некотором царстве в некотором государстве жили были _________________________________________________________. И был(а) у них_____________________________________________. Вот однажды______________________________________________. Идёт он(а) по дороге, а навстречу_____________________________. Говорит такие слова: «_______________________________________________________». Идёт дальше_________________________. Тут на встречу ему (ей) ______________________________________________и спрашивает: «_______________________________________________________». Отвечает: «_______________________________________________».  Идёт дальше, вдруг видит____________________________________________________. Испугался(ась) и говорит: «________________________________». Долго ли, коротко ли, но пришёл(ла)_________________________. А там чего только нет! _______________________________________.Достал(а)___________________________________________________________________. Стали они жить ___________________________________________________________________________________________________________________.

Задание № 3 «Нарисуй сказочного героя»

Командное задание. Командир каждой команды вытягивает бумажку, на которой написан сказочный герой. Название героя командир не говорит своей команде. В течение 30 секунд командир должен нарисовать основные черты героя таким образом, чтобы оставшиеся представители смогли дорисовать сказочного героя. Каждому участнику дается 20 секунд. Листы лежат на отдельных столах. Последний участник поднимает законченную работу и называет сказочного героя.

Герои:

Баба-яга

Кощей Бессмертный

Снегурочка

Змей Горыныч

Жар-птица

Конек-горбунок

Задание № 4 «Отгадайте названия сказок»

1 команда:

1) Разъезжал верхом на печке,

Знал волшебные словечки.

Скажет их — и сани сами

Отправлялись за дровами,

Вёдра полнились водой,

Друг за дружкой шли домой.

("По щучьему велению")

2)За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в своём селе.

(П.П. Ершов. «Конёк-горбунок».)

2 команда:

1) Печь просила: "Помоги,

Съешь ржаные пироги!"

Тут и яблонька склонилась:

"Скушай яблочко на милость!"

Попросила и река:

"Ты попробуй берега!"

И сестра, спасти чтоб братца,

Не посмела отказаться.

("Гуси-лебеди")

2) Лук и стрелы братьям дали,

Чтоб невесту выбирали:

Им стрела укажет место,

Где она — там и невеста.

Старшим братьям повезло:

Каждый угодил в крыльцо.

Младшему, хоть неохота

Брать невесту из болота,

Но пришлось. Сам царь-отец

Их отправил под венец.

("Царевна-лягушка")

3 команда:

1)Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей для царевны. А.С. Пушкин. «Сказка

о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

2) То репа в поле уродится,

А то пшеница колосится.

И долго размышлял медведь,

Какой же выбор сделать впредь.

("Мужик и медведь")

4 команда:

1) Была пригожа и бела,

Всегда с подружками мила.

Весной все вышли на простор

И прыгали через костёр.

Глядь — старикова внучка

Плывёт по небу тучкой.

("Снегурочка")

2) Одноглазка и двуглазка

Всё проспали в этой сказке,

Не увидели, как снова

Сирота в ушко коровы

Влезла. Что происходило,

Лишь трёхглазка проследила.

("Крошечка-хаврошечка")

5 команда:

1) Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

2) Говорила ведь сестрица:

"Пить из лужи не годится".

Не послушался сестру,

Стал козлёночком к утру.

("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

6 команда

         1)Как-то раз одна хитрюга

Пригласила в гости друга.

Тот был с клювом как аршин,

Класть привык еду в кувшин,

А ему в тарелке дали.

Не поев, ушёл в печали

И позвал к себе в ответ,

Где налил в кувшин обед.

Гостья вилась вкруг сосуда,

Не достать оттуда блюда,

И ни с чем домой пошла.

Так их дружба и прошла.

("Лиса и журавль")

2)В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и

старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и

чудо-юдо».)

Задание № 5 «Распредели сказки по группам» (задание для командиров команд)

Волшебные

Бытовые

О животных

  1. «Морозко»,
  2. «Сивка – бурка»,
  3. «Три царства»,
  4. «Финист – ясный сокол»,
  5. «Снегурочка»,
  6. «Гуси – лебеди»,
  7. «Царевна – лягушка»,
  8. «Марья Моревна».

  1. «Каша из топора»,
  2. «Жена – спорщица»,
  3. «Как мужик гусей делил»,
  4. «Два брата»,
  5. «Солдатская шинель».
  6. «Как мужик жену от сказок отучил»

  1. «Лиса и волк»,
  2. «Теремок»,
  3. «Журавль и цапля»,
  4. «Заячья избушка»,
  5. «Лиса и дрозд».

Распределите сказки по группам. Запишите названия сказок в колонки.

«Марья Моревна», «Как мужик жену от сказок отучил», «Лиса и дрозд», «Царевна – лягушка», «Солдатская шинель», «Заячья избушка», «Гуси – лебеди», «Снегурочка», «Два брата», «Журавль и цапля», «Финист – ясный сокол», «Три царства», «Жена – спорщица», «Теремок», «Сивка – бурка», «Каша из топора», «Лиса и волк», «Морозко». «Как мужик гусей делил».

Волшебные

Бытовые

О животных

Задание № 6 «Отгадай волшебный предмет»

1команда


1.Растет в единственном экземпляре где-то на далеком острове, оберегаемый Чудищем. Лучше его не рвать – могут быть неприятные последствия. Аленький цветочек.
2.Бобовое растение, используемое героями европейских сказок, как стремянка, по которой они забираются на довольно большую высоту. Иногда до Луны. Выше Луны обычно не вырастает. Боб.

3.Не предназначена для освещения и не боится сырости. Такие предметы используются в арабских сказках.  Волшебная лампа.

2 команда

1.По способу применения и воздействию сильно отличается от волшебной палочки. Если вы не богатырь и не царевич, а, к примеру, Иван – крестьянский сын, или, тем более Иванушка-дурачок, меч-кладенец вам совершенно ни к чему. Его вполне заменить этот предмет.

Волшебная дубинка.

2.Сказочная кухонная посудина, украшенная колокольчиками и служащая для приготовления различного вида каш. Процесс приготовления пищи в ней не требует участия человека.
Горшок

3.Сказочное дерево, на ветви которого время от времени для удобства ученого Кота вешается златая цепь. Под корнями дуба обычно хранятся полезные для богатырей и царевичей предметы: мечи-кладенцы, сундуки, яйца с Кощеевой смертью, бутылки с живой и мертвой водой и прочее. Дуб.

3 команда

1.Необходимая вещь для любого волшебника. Изготавливается в различных сказках разными способами – чаще всего из ветвей волшебного дерева. Технология производства неизвестна.
Способна творить чудеса при взмахивании.
Волшебная палочка

2.Сказочное лекарство, а также тонизирующее средство, способное оживить кого угодно. Незаменимо для путников, странников, богатырей и других. Находится за тридевять земель в источнике, откуда обычно его доставляет либо ворон, либо серый волк. Живая вода.
3.Как правило, висит на дубе, для удобства учёного кота ходить налево и направо. Выполняя эту полезную задачу, златая цепь является и несомненным украшением для всякого дуба. Златая цепь.

4команда
1.Волшебный музыкальный инструмент, употребляемый некоторыми сказочными героями в целях самозащиты. Для игры на ней не требует специального музыкального образования и знание нотной грамоты. Стоит вам только в неё дунуть, как она сама заиграет, и от этих звуков. Волшебная дудочка.
2.Чаще всего применяется сказочными героинями для того, чтобы «всю правду рассказать» про их, героинь, красоту. Время от времени, разочаровывает. В режиме «on-line» показывает героине или герою сказки события, происходящие в других сказочных царствах, государствах, королевствах.
Зеркало.
3.Открывает потайную дверь, находящуюся под лестницей, в каморке Папы Карло за картиной, изображающей горящий очаг. Из-за этого ключика произошло ряд драматических событий в жизни Буратино и его друзей, закончившееся открытием нового театра кукол. Дальнейшая судьба артистов и репертуар театра неизвестны. Золотой ключик.

5 команда
1.Сказочный прототип компаса и навигатора. Способен привести вас к ожидаемой цели и не даст заблудиться. Предмет незаменимый для любого сказочного героя, особенно если он не богатырь и плохо ориентируется на местности. Клубок.
2.Вид воздушного транспорта, широко применяемый в восточных сказках. Удобен для передвижений на большие расстояния. При полетах следует соблюдать меры безопасности, так как привязные ремни здесь не предусмотрены. Ковёр-самолет.

3.Старое название обычной зажигалки. Вызывает трёх огромных псов, которые выполняют деликатные поручения владельцев.
Способ эксплуатации: высечь искру и ждать появления собак. При их появлении не пугаться, а громко и внятно приказать исполнить свое желание: принести чего-то, или отнести вас куда-то.
Огниво.

6 команда

1.Повседневный атрибут Бабы Яги, неотъемлемая часть ступы, служащая для управления полетом летательного аппарата. С виду неказиста. В просторечье носит название «помело». Метла.

2.Сказочная вещь! Используется героями сказок в разведывательных целях, а также во время активных боевых действий с разнообразной нечистой силой (Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Дракон, Баба Яга и другие). Проста и удобна в обращении. Не требует особого ухода. Хранить в сухом, заметном месте. Шапка-невидимка.
3.Необходимый предмет обстановки и вид транспорта русских народных сказок и былин. На ней многие годы лежат и дед с бабой, и Илья Муромец, и Баба Яга, и многие другие.
Печка.
Итоги: побеждает команда, набравшая наибольшее число жетонов.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия по литературе "Ах, что за чудо, эти сказки!"

Данное занятие рассчитано на учащихся 4 - 5 классов в качестве обощения изученного материала по сказкам А. С. Пушкина. Занятие содержит теоретическую часть (повторение), игровую форму (творческие зада...

план конспект внеурочного занятия по математике 5 класс

внеурочное занятие по математике в 5 классе проведенное в рамках недели математики...