Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» - протест против национальной вражды
проект по литературе (6 класс)
Проект выполнен ученицей 6 класса московской школы. Ученица проявила интерес к творчеству Л.Н. Толстого. Рассказ "Кавказский пленник" заставил задуматься о проблемах национальной вражды как тогда, в 19 веке, так и сейчас, в 21 веке. Самостоятельная работа по анализу произведения, собственные размышльения ученицы - всё это делает проет интересныс, содержательным и ценным в подготовке и проведении уроков литературы в 6 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.86 КБ | |
| 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа №2094»
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» -
протест против национальной вражды
Выполнили:
ученица 6 «Т» класса школы №2094
Фараджева Мехрибан
Научный Руководитель –
Марчук Е. С.,
учитель русского языка и литературы
Москва 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение………………………………………………………………………………3
- Основная часть………………………………………………………………………4
- Страницы истории……………………………………………………………………..4
- Кавказская война……………………………………………………………4
- Л. Н. Толстой - участник Кавказской войны……………………………...4
- «Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф. Торнау…………………….6
- Тема Кавказа в русской литературе XIX века……………………………………..6
- Связь рассказа с современностью…………………………………………………...7
- История написания рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»………….8
- Анализ эпизодов рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»……………...9
Обычаи и традиции татар в рассказе «Кавказский пленник»…………………...9
Отношение татар к Жилину………………………………………………………..10
Жилин и Дина: история дружбы в рассказе………………………………………11
- Заключение………………………………………………………………………….14
- Список использованной литературы…………………………………………….14
Введение
Актуальность темы исследования.
Я выбрала эту тему, потому что мир, к котором мы живём сегодня, очень неспокоен. Согласно докладу экспертов Института экономики и мира «Глобальный индекс миролюбия» (доклад ежегодно составляется экспертами) сейчас в мире продолжаются 56 вооруженных конфликтов - это наибольшее количество со времен Второй мировой войны. [1]
Цель исследования: познакомиться с фактами биографии писателя Л. Н. Толстого, связанными с его участием в военных действиях. Сделать анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и доказать, что рассказ является протестом против национальной вражды.
Задачи:
#1057;истематизировать факты биографии Л. Н. Толстого.
2. Собрать информацию о Кавказской войне.
3. Познакомиться с «Воспоминаниями кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау
#1059;знать, какие произведения русской литературы XIX века посвящёны Кавказской войне.
5. Провести анализ рассказа «Кавказский пленник».
6. Доказать, что в рассказе «Кавказский пленник» писатель
Л. Н. Толстой выражает свой протест против национальной вражды.
Объект исследования: рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Предмет исследования: взаимоотношения людей разных национальностей, героев рассказа «Кавказский пленник», разобщенных войной.
Гипотеза: Л. Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» выступает против национальной вражды.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Основная часть
- Страницы истории
- Кавказская война
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа (чеченцы, дагестанцы, осетины)
С середины 1830-х годов конфликт обострился в связи с возникновением в Дагестане (а в 1840 году и в Чечне) религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи и Великобритании (которая особенно усилилась во время Крымской войны) . Сопротивление горцев Чечни и Дагестана было сломлено в 1859 году, когда взяли в плен имама Шамиля. Война же с адыгскими племенами Западного Кавказа продолжалась до 1864 года и закончилась массовым исходом большей части адыгов, абхазов и абазин в Османскую империю, оставшееся небольшое их количество было переселено на равнинные земли Прикубанья.
Кавказская война считается самой длинной войной в истории России.
- Л. Н. Толстой - участник Кавказской войны
Военная служба Льва Толстого началась на Кавказе, когда писатель пребывал в гостях у своего старшего родного брата Николая. Тот тогда служил офицером в Кавказских войсках.
В конце июня 1851 года Толстой вызвался добровольцем для участия в набеге на чеченский аул. По дороге отряд заночевал в крепости Грозной, где Толстой был представлен начальнику Левого фланга Кавказской линии генералу Барятинскому, который разрешил ему участвовать в походе.
Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
Эти события впоследствии были отражены Толстым в рассказе «Набег». Также он решил продолжить службу на Кавказе.
В 1852 году Лев Николаевич успешно справился с экзаменом на звание юнкера. Его зачислили в качестве вольноопределяющегося фейерверкера.
Толстой получил чин унтер-офицера четвертого класса. Он служил в четвертой батарее артиллерийской бригады. Спустя год Лев Николаевич обратился к своему дальнему родственнику генералу Горчакову, чтобы тот перевел его в армию на Дунай. Толстому не отказали в просьбе. Через некоторое время его перевели. После того, как враги высадились в Крыму, Лев Толстой, являясь истинным патриотом, принял решение просить, чтобы его перевели в Севастополь. Он понимал, что это будет большое испытание для него. В Севастополе Толстой надеялся убедиться в своей собственной силе духа.
Когда шел уже второй месяц обороны героического Севастополя, в осажденный город приехал Толстой. Это был конце осени 1854 года. Молодой офицер Лев Толстой ехал на полуостров через Николаев, Одессу, Херсон и Перекоп. Все пути были загружены обозами и войсками, утопающими в грязи. Навстречу направлялись сотни пленных, за ними ползли тележки с ранеными, на придорожных станциях было мало лошадей. Место в почтовой повозке Льву Николаевичу удалось получить с большим трудом. И, наконец, он прибыл в Севастополь. Вспоминая о чувствах, которые овладели им в те минуты, философ говорил следующее. Не может быть такого, чтобы находясь в Севастополе в душу не проникло чувство гордости, мужества, чтоб крове в жилах не стал быстрее обращаться. Наблюдательный взгляд писателя заметил в Севастополе абсолютно все: и странно перемешенные городские и лагерные жизни, грязный бивуак и великолепно красивый город. Казалось, что люди совершенно не отличаются от прочих русских людей. В них не было видно ни особого энтузиазма, ни суетливости, ни геройства, ни какой-то рассеянности. Каждый гражданин спокойно делал свое обыденное дело.
В ноябре 1854, когда Толстому было 26 лет, его назначили младшим офицером полевой артиллерийской бригады. В это время его батарея находилась в резерве. В 1854-1855 гг. участвовал в обороне Севастополя.
В 1855-1856 году молодой писатель публикует в журнале «Современник» «Севастопольские рассказы, которые писал синхронно с описываемыми событиями, большей частью на месте действия, в армейском лагере.
После публикации рассказов «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что Толстой «становится наряду с лучшими нашими писателями».
Был награжден орденом Святой Анны 4-й степени, медалями "За защиту Севастополя 1854-1855" и "В память войны 1853-1856 гг.". В ноябре 1856 г. оставил военную службу в звании поручика.
- «Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
А вот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль». Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает ,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ, но интересен тот факт, что пленнику помогает не девочка, а мальчик, ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)
К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».
- Тема Кавказа в русской литературе XIX века
Во время Кавказской войны журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.
В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость.
Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием.
А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.
Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их жизни в плену. События Кавказской войны запечатлены Толстым в рассказах «Кавказский пленник», «Набег» и «Рубка леса», написанных в годы его службы в армии.
Через полвека писатель снова вернулся к кавказской теме и написал замечательную повесть «Хаджи-Мурат».
В этих произведениях Толстой сурово осуждал царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа. Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племён. В то же время в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам.
- Связь рассказа с современностью
Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С. Бодрова «Кавказский пленник»
Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны. Двое российских военнослужащих, Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену, и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику.
В ролях снимались известные актёры.
Олег Меньшиков – Саня
Сергей Бодров – Иван Жилин
Сусанна Мехралиева — Дина
Джемал Сихарулидзе — Абдул-Мурат
Александр Буреев — Хасан
Валентина Федотова – мать Жилина
Алексей Жарков – Маслов
Евдокия Вишнякова – медсестра
- История написания рассказа
Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
«Война и вражда античеловечны»
Л.Н. Толстой
«Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» — учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», — говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну.
Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». «Кавказский пленник» вполне отвечал этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя.
Я познакомилась с этим рассказом в 5 классе на уроках литературы, и он произвёл на меня очень сильное впечатление. Особенно привлекла меня Дина, дочь одного татарина.
На Кавказе живут люди разных национальностей: чеченцы, грузины, осетины, дагестанцы, русские. Я уверена, что для счастливой жизни людям нужно жить в дружбе и согласии, проявляя к друг другу толерантность. Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Работая над своим проектом, я как будто посетила просторы Кавказа, окунулась в быт, традиции того времени и в поиске ответов на важные вопросы, волнующие каждого, кто прочитал это произведение, проанализировала некоторые важные эпизоды, отвечающие задачам моего проекта.
Я уверена, что дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий возможна. Примером служит мой 6Т класс и наша новая современная московская школа. У нас в классе учатся дети шести национальностей. И все мы ладим, дружно общаемся, помогаем друг другу в разных ситуациях.
Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
5. Анализ эпизодов рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Обычаи и традиции татар в рассказе «Кавказский пленник»
В некоторых эпизодах рассказа русский писатель рассказывает об обычаях и традициях татар. Я внимательно прочитала и проанализировала эти эпизоды.
Эпизод №1 «Одежда татар» (глава 2)
«А Жилину пить хочется, в горле пересохло. Думает: "Хоть бы пришли проведать". Слышит - отпирают сарай. Пришёл красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие, толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.
Комментарии из толкового словаря Ожегова:
БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.
ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.
САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Эпизодом №2 «Обед» (глава 2)
«Пришёл Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, и на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское - буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле».
Эпизод №3 «Похороны» (глава IV)
«Спереди мулла, сзади три старика в чалмах рядком, а сзади их ещё татары. Сели, потупились и молчат. Долго молчали. Поднял голову мулла и говорил:
- Алла! (значит бог. ) - Сказал это одно слово, и опять потупились и долго молчали; сидят, не шевелятся.
Опять поднял голову мулла:
- Алла! - и все проговорили: "Алла" - и опять замолчали. Мёртвый лежит на траве - не шелохнётся, и они сидят как мёртвые. Не шевельнётся ни один. Только слышно, на чинаре листочки от ветерка поворачиваются. Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки [Под лытки - под коленки], перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот.
Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали.
- Алла! Алла! Алла! - Вздохнули и встали.
Роздал рыжий денег старикам, потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой.
Наутро видит Жилин - ведёт красный кобылу за деревню, и за ним трое татар идут. Вышли за деревню, снял рыжий бешмет, засучил рукава - ручищи здоровые, - вынул кинжал, поточил на бруске. Задрали татары кобыле голову кверху, подошёл рыжий, перерезал глотку, повалил кобылу и начал свежевать, кулачищами шкуру подпарывает. Пришли бабы, девки, стали мыть кишки и нутро. Разрубили потом кобылу, стащили в избу. И вся деревня собралась к рыжему поминать покойника.
Три дня ели кобылу, бузу пили - покойника поминали. Все татары дома были».
Чем интересны мне данные эпизоды? Л. Н. Толстой в них показывает обычаи и традиции татар, ведь каждый народ имеет свои интересные традиции. И писатель с вниманием и уважением описывает их, знакомит с ними своих читателей.
Отношение татар к Жилину
Анализируя рассказ в рамках темы моего проекта, я обратилась к эпизодам, связанным с отношением татар к Жилину. Мне любопытно было понаблюдать, как менялось к нему отношение татар в плену.
Эпизод №1 Жилин-мастер (глава 2)
«Принесли ему девчонки лоскутков, - одел он кукол: одна - мужик, другая - баба; утвердил их, поставил колесо на ручей. Колесо вертится, а куколки прыгают.
Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щёлкают:
- Ай, урус! Ай, Иван!
Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щёлкает. Жилин говорит:
- Давай починю.
Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.
Обрадовался хозяин, принёс ему бешмет свой старый, весь в лохмотьях, подарил. Нечего делать - взял: и то годится покрыться ночью.
С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесёт, кто часы. Привёз ему хозяин снасть: и щипчики, и буравчики, и подпилочек».
Эпизод №2 Жилин-лекарь (глава 2)
«Заболел раз татарин, пришли к Жилину: "Поди полечи". Жилин ничего не знает, как лечить. Пошёл, посмотрел, думает: "Авось поздоровеет сам". Ушёл в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить. Выздоровел на его счастье татарин. Стал Жилин немножко понимать по-ихнему. И которые татары привыкли к нему, когда нужно, кличут: "Иван, Иван"; а которые всё как на зверя косятся.
Читая и анализируя приведённые эпизоды, мы увидели, что люди разных национальностей могут понимать друг друга, не зная языка. Могут помогать, лечить, мастерить. И такие добрые действия располагают людей, делают их добрее. Жилина татары стали уважать, ценить за трудолюбие, за талант. Они смогли увидеть эти качества в своём враге, в пленнике.
Жилин и Дина: история дружбы в рассказе
Работая над темой проекта, я рассмотрела взаимоотношения между Жилиным и Диной. Эти персонажи, несмотря на свои различия и предрассудки, демонстрируют, что дружба может возникнуть даже в самых нестандартных условиях. Обратимся к эпизодам.
Эпизод №1 Первая встреча Жилина и Дины (глава 2)
« Чёрный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то:
- Дина!
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт, - как на зверя какого.
Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. Послал её ещё куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой и опять села, изогнулась, глаз не спускает, смотрит».
При первой встрече Дина просто глядит на Жилина «как на зверя какого», с любопытством – «глаз не спуская смотрит», а также со страхом, убегая от него прыжками, «как коза дикая».
Обратим внимание на интересный художественный прием при описании портрета Дины и ее отца. Это – оксюморон (соединение несоединимого): глаза у обоих и черные, и светлые одновременно. При дальнейшем чтении мы поймем, что черные они только цветом своим, зато свет доброй души, способной на любовь и дружбу, ярко отражается в них.
Любопытство девочки к чужому человеку другой национальности вызвал мой интерес. Я с напряжением следила за развитием их отношений.
Эпизод №2 Кукла для Дины (глава 3)
В следующий раз мы встречаемся с героиней в 3 главе. Пленного Жилина кормили очень плохо, лишь хлебом и водой, «а иногда и вовсе тесто непеченое». А Дина начала его подкармливать нормальной едой. Случилось это потому, что главный герой начал делать куклы, которые очень понравились девочке.
«Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.
Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.
Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушёл в сарай и смотрит, что будет?
Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала» .
То есть Дина побаивается, что взрослые татары не разрешат ей играть в куклы, но все же решается и берёт подарок.
Эпизод №3 Дина подкармливает Жилина (глава 3)
Она сразу очень привязалась к своей кукле - играет с ней в дочки-матери с раннего утра:
«Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на неё, выхватила куклу, разбила её, услала куда-то Дину на работу.
Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеётся, показывает на кувшин.
"Чего она радуется?" - думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думал вода, а там молоко. Выпил он молоко.
- Хорошо, - говорит.
Как взрадуется Дина!
- Хорошо, Иван, хорошо! - и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшинчик и убежала.
И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить. А то делают татары из козьего молока лепёшки сырные и сушат их на крышах, - так она эти лепёшки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, - так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит».
Жилин сделал для нее куклу еще лучше. После этого она и начала ему носить молоко вместо воды. Он поблагодарил ее, а она обрадовалась, что смогла доставить ему радость так же, как он ей доставил большую радость своими подарками.
Из описанных в эпизоде поступков Дины мы видим, что девочка обладает такими качествами души, как благодарность (искреннее горячее желание воздать добром за добро, не принимать подарки как должное), а также смелость, способность идти на риск.
В 3 главе мы пока еще не знаем, какой мотив ее действий. Совершает ли она все эти добрые поступки просто ради детского желания получать больше кукол и игрушек, которых она никогда не видела в своем ауле? Или действует подросткового желания рисковать, нарываться на приключения и проявлять непослушание родителям, тайком одаривая пленного вкусняшками?
Скорее всего, конечно, и то и другое. Но мы узнаем позже, что есть и еще кое-что. Обратимся к следующему эпизоду.
Эпизод №4 Дина помогает Жилину выбраться из ямы (глава 6)
В следующий раз Дина появляется только в 6 главе, когда Жилина уже посадили в трехметровую яму:
«Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали».
У Жилина в этот момент пропадает надежда, но она вновь появляется лишь благодаря Дине. Девочка не оставила его в беде, не присоединилась к своей семье и аулу в желании жестко наказать пленника за побег. Наоборот, она приносит ему нормальную еду, а также ягоды:
«Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина».
И девочка стала для него единственной и последней надеждой. Не случайно теперь ее глаза будут светить ему подобно звездам:
«Видит: Дина присела на корточки, коленки выше головы торчат, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки».
Здесь это сравнение не случайно, поскольку звезды - символ света и пути в состоянии полного мрака. Так и Дина станет для героя выходом из его тупиковой ситуации.
В этой последней главе важна перемена в характере их отношений. Со стороны Дины эта дружба сильно видоизменяется, становится абсолютно бескорыстной. В этот последний раз она уже не за куклами к нему пришла, они больше ей не нужны, а только ради того, чтобы помочь ему, предупредить о смертельной опасности:
«Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему. Жилин взял и говорит:— Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот! — Стал ей швырять по одной. А она головой мотает, не смотрит.— Не надо, — говорит. Помолчала, посидела и говорит: — Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает».
Жилин попросил ее принести палку, чтобы выбраться из ямы, но сделать это девочка смогла только ночью, когда многие уехали из дома. Главный герой не особо верил в то, что девочка наберется смелости так рисковать собой. Но именно это случилось. Дина действительно помогла пленнику в ту же ночь.
Он также проявляет о ней заботу и говорит ей быстрей убегать обратно, чтобы девочки не хватились. Она послушалась его и отнесла шест на место, но когда он уже начал сбивать колодку, она вернулась опять к нему, рискуя собой, потому что она привязалась к нему и не хочет с ним расставаться. Она дала ему лепешек, пыталась ему помочь отбить колодку и заплакала от того, что не получилось.
Итак, Дина к концу рассказа перестала быть просто татарской девочкой, которая воспринимает пленного как любопытного чужака. Теперь она всем сердцем за него переживает, крепко к нему привязалась, как будто он ей родной человек.
Жилин на прощание назвал ее ласково «Динушка» и погладил ее по голове, отчего она заплакала и убежала. Расставание далось ей нелегко, ведь она искренне полюбила Ивана.
Жилин и Дина становятся примером того, как могут меняться сердца людей, когда они стают свидетелями страданий другого. Жилин — русский офицер, ставший пленником в чужом крае. Его жизнь оказалась под угрозой, он сталкивается с жестокими условиями и вызовами, которые ставят его на грань. Однако, несмотря на страх и неопределенность, он сохраняет мужество и целеустремленность. Его стремление к свободе становится стержнем его жизни, и это придает ему силы. В этом контексте можно уверенно сказать, что ему не хватает надежды, и именно Дина внезапно становится источником этой надежды.
Заключение
На нашей большой планете сейчас очень неспокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.
Как необходимо относиться к людям другой национальности? Великий русский писатель Л. Н. Толстой даёт ответ на этот вопрос в своём рассказе. Он показал внимательное и уважительное отношение к традициям и обычаям другого народа.
Поступки его героя Жилина в плену говорят о том, что труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.
А история дружбы татарской девочки Дины и русского офицера Жилина, так тепло описанная Толстым, для меня, как для девочки такого же возраста, как и героиня, говорит о том, что взрослым людям часто трудно найти общий язык, если они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла.
Отношения героев показали, что дружба возможна, даже если народы разделены войной.
Л.Н. Толстой через поступки героев, их переживания и эмоции показывает бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами. Поэтому рассказ Л.Н. Толстого можно назвать протестом против национальной вражды.
Список использованной литературы
- Л.Н. Толстой. Кавказский пленник: быль / Лев Толстой. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2025. – 63 с. – (Школьная программа по чтению).
- Ожегов, Сергей Иванович.
Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - Москва: Рус. яз., с. - Литература: 5-й класс: учебник: в 2 частях/В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. – Москва: Просвещение, 2023.
- Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков/ И.М. Халабаджах. -Ростов н/Д: Феникс, 146 с.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- СПб.: Паритет, #1089;.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Основная часть 1. Страницы истории 1.1. Кавказская война 1.2. Л. Н. Толстой - участник Кавказской войны 1.3. «Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф. Торнау 2 . Тема Кавказа в русской литературе XIX века 3. Связь рассказа с современностью. 4. История написания рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 5. Анализ эпизодов рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 5.1. Обычаи и традиции татар в рассказе «Кавказский пленник» 5.2. Отношение татар к Жилину 5.3. Жилин и Дина: история дружбы в рассказе III. Заключение IV. Список использованной литературы План:
Актуальность темы исследования : Согласно докладу экспертов Института экономики и мира «Глобальный индекс миролюбия» (доклад ежегодно составляется экспертами) сейчас в мире продолжаются 56 вооруженных конфликтов - это наибольшее количество со времен Второй мировой войны. Цель исследования : Познакомиться с фактами биографии писателя Л. Н. Толстого, связанными с его участием в военных действиях. Сделать анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и доказать, что рассказ является протестом против национальной вражды. ВВЕДЕНИЕ
Задачи : 1.Систематизировать факты биографии Л. Н. Толстого. 2. Собрать информацию о Кавказской войне. 3. Познакомиться с «Воспоминаниями кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау 4.Узнать, какие произведения русской литературы XIX века посвящены Кавказской войне. 5. Провести анализ рассказа «Кавказский пленник». 6. Доказать, что в рассказе «Кавказский пленник» писатель Л. Н. Толстой выражает свой протест против национальной вражды. ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования : Взаимоотношения людей разных национальностей, героев рассказа «Кавказский пленник», разобщенных войной. Гипотеза : Л. Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» выступает против национальной вражды. Практическая значимость : Р езультаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». ВВЕДЕНИЕ
Кавказская война длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа (чеченцы, дагестанцы, осетины). Кавказская война
Л. Н. Толстой – участник Кавказской войны Л. Н. Толстой был участников Кавказской войны. Этот этап жизни писателя я отразила в отдельной главе. Молодой Л. Н. Толстой на Кавказе
Тема Кавказа в русской литературе XIX века Поскольку война шла несколько десятилетий, то к теме войны обращались многие русские писатели, публикуя свои произведения в газетах.
История написания рассказа Рассказ был написан Толстым для его учебной книги «Азбука», которую он написал для школы, открытой в своей усадьбе Ясная Поляна. Усадьба Л. Н. Толстого Ясная поляна
Работая над проектом, я как будто посетила просторы Кавказа, окунулась в быт, традиции того времени и в поиске ответов на важные вопросы, волнующие каждого, кто прочитал это произведение, проанализировала некоторые важные эпизоды, отвечающие задачам моего проекта.
Я уверена, что дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий возможна. Примером служит мой 6 «Т» класс и наша новая современная московская школа. У нас в классе учатся дети 6 национальностей. И все мы ладим, дружно общаемся, помогаем друг другу в разных ситуациях. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто направляет один народ на другой.
Обычаи и традиции татар в рассказе «Кавказский пленник» Эпизод №1 «Одежда татар» (глава 2) Эпизодом №2 «Обед» (глава 2) Эпизод №3 «Похороны» (глава IV ) Данные эпизоды мне интересны тем, что Л. Н. Толстой демонстрирует в них обычаи и традиции татар, ведь каждый народ имеет свои интересные традиции. И писатель с вниманием и уважением описывает их, знакомит с ними своих читателей.
Отношение татар к Жилину Эпизод №1 Жилин-мастер (глава 2) Эпизод №2 Жилин-лекарь (глава 2) Читая и анализируя данные эпизоды мы увидели , что люди разных национальностей могут понимать друг друга, не зная языка. Могут помогать, лечить, мастерить. И такие добрые действия располагают людей, делают их добрее. Жилина татары стали уважать, ценить за трудолюбие, талант. Они смогли увидеть эти качества в своем враге, в пленнике.
Жилин и Дина: история дружбы в рассказе Эпизод №1 Первая встреча Жилина и Дины (глава 2) Эпизод №2 Кукла для Дины (глава 3) Эпизод №3 Дина подкармливает Жилина (глава 3) Эпизод №4 Дина помогает Жилину выбраться из ямы (глава 6) Работая над темой проекта, я рассмотрела взаимоотношения между Жилиным и Диной. Для этого я проанализировала указанные эпизоды. Эти персонажи, несмотря на свои различия и предрассудки, демонстрируют, что дружба может возникнуть даже в самых нестандартных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты. Как необходимо относиться к людям другой национальности? Великий русский писатель Л. Н. Толстой дает ответ на этот вопрос в своем рассказе. Он показал внимательное и уважительное отношение к традициям и обычаям другого народа. Поступки его героя Жилина в плену говорят о том, что труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость. А история дружбы татарской девочки Дины и русского офицера Жилина, так тепло описанная Толстым, для меня, как для девочки такого же возраста, как и героиня, говорит о том, что взрослым людям часто трудно найти общий язык, если они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла. Отношения героев показали, что дружба возможна, даже если народы разделены войной.
Л.Н. Толстой. Кавказский пленник : быль / Лев Толстой. — Изд. 9-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2025. - 63 с. - (Школьная программа по чтению). Ожегов, Сергей Иванович. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - Москва : Рус. яз., 1991.-915 с. Литература: 5-й класс: учебник: в 2 частях/В.П. Полухина , В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. – Москва: Просвещение, 2023. Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков/ И.М. Халабаджах . -Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 146 с. https://ria.ru/20240611/konflikty-1952184582.html Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- СПб.: Паритет, 2007.-320с. Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...

Рассказ Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" как протест против национальной вражды
Урок обобщения знаний...

Урок "Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы".
Уроки литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"....