Формирование метапредметных результатов обучения на уроках литературы
статья по литературе

Маркина Ирина Ивановна

Требования ФГОС к метапредметным результатам формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Что делать? Как проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Об этом данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.882

ФГОС: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

И. И. Маркина

МБОУ Хреновская СОШ № 1

e-mail: mir-1957@mail.ru

Аннотация: Следует отметить главное: требования ФГОС к метапредметным результатам формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Что делать? Как проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Об этом данная статья.

Ключевые слова: ФГОС; литература; метампредметные результаты; образовательные технологии; опыт работы

Уровень литературного развития обучающихся – важная дидактическая категория, которая определяет качество подготовки школьников на определенном этапе обучения и отвечает целям и задачам школьного литературного образования. Главная цель изучения литературы в школе, в соответствии с ФГОС , состоит «в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний»; «в развитии чувства причастности к отечественной и уважения к другой культуре; в формировании ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе».[3]

Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, которая, в свою очередь, опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире.

Целью современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это главная суть новых образовательных стандартов. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах, образах, т.е. метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.[2]

Что делать? Как проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения?

Следует отметить главное: требования ФГОС к метапредметным результатам формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.

Эти результаты включают в себя определённые умения и навыки: искать, изучать, сравнивать, анализировать, систематизировать, формулировать, сотрудничать, адаптировать и др.

Существенную роль здесь могут сыграть различные способы организации деятельности учащихся.

Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент и др.

Например, изучение лирики А.Блока о родной природе в 5 классе у меня начинается с анализа эпиграфа – слов самого поэта: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды». Почему именно так говорил Блок? Что это за слова-звёзды?

Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

Так, при проведении обзорных тем по литературе использую задание «Знаете ли вы, что…», для выполнения которого ученики могут использовать возможности информационно-образовательной среды и информационных технологий. В рамках Всероссийского урока 13 апреля 2023 года в 9 в классе было проведено занятие на тему «Жизнь моя принадлежит театру…» (А.Островский).

12 апреля этого года исполнилось 200 лет со дня рождения известного русского писателя и талантливого драматурга – Александра Николаевича Островского. Я пригласила ребят к беседе: «А что вы знаете о драматурге?» Ответ каждого ученика начинался со слов «Знаете ли вы, что…» – и дальше следовала информация. Обучающиеся озвучивали свою информацию к этой рубрике, приводя интересные факты из жизни драматурга, его творчества.

Вот только некоторая информация, которую подготовили ученики, работая с различной справочной литературой и ресурсами Интернет:

«Знаете ли вы, что А.Островский говорил на 8 языках».

 «Знаете ли вы, что А.Островский разработал программу обучения для драматургических классов».

«Знаете ли вы, что Островский работал в комиссии по пересмотру законов об императорских театрах».

«Знаете ли вы, что А.Островский активно увлекался рыбалкой».

Такая информация раскрыла перед учениками не только образ писателя-драматурга, но и образ общественного деятеля и просто человека.

Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые) с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов.

В прошлом учебном году в 9 классе несколько учеников выбрали темы по литературе для индивидуальных проектов: «Цветовая палитра в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Образ дороги в русской литературе» и др.

С такой деятельностью связана задача формирования и развития умений участвовать в проектной или исследовательской деятельности в области литературы, с приобретением опыта публичного представления полученных результатов. Умения пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе в электронной форме и в Интернете, для выполнения учебной задачи применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), соблюдая правила информационной безопасности.

Подготовка вопросов к тексту

«Толстые и тонкие вопросы» – умение задавать разного рода вопросы по произведению: «тонкие» вопросы требуют короткого ответа (нацелены на репродуктивные умения), а «толстые» нацеливают на размышление, высказывание аргументированных суждений, привлечение дополнительной информации.

(В 8 классе такая работа проводилась при изучении произведений древнерусской литературы и повести Карамзина «Бедная Лиза»)

Различные современные технологии

«Кластер» (гроздь, пучок) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке (в виде «грозди») – такая работа проводилась после изучения «Слова о полку Игореве» – кластер на тему «Политический и лирический центры в «Слове», 9 класс; это и работа по рассказу Г.Распутина «Уроки французского», 8 класс.

Синквейн (фр. cinquains, англ. cinquain; фр. cinq – пять) – составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Позволяет кратко подвести итог изученного в творческой, игровой форме.

В 9 классе в завершении беседы обучающиеся составили синквейн, посвященный А.Островскому. Вот что у них получилось:

Александр Николаевич Островский

Русский, актуальный

Размышлял, писал, обличал

Островский умел создавать образы, которые остаются в памяти на всю жизнь и помогают лучше понимать себя и окружающий мир.

Драматург (гуманист), (русский Шекспир)

Литературный квилт как наглядная форма работы, своего рода информационный стенд. Составляется плакат или стенд из фото-картинок к художественному произведению, выполненных самостоятельно иллюстраций к понравившемуся эпизоду, стикеров с пожеланиями, мини-сочинениями – всего того, что ассоциируется у школьников с художественным произведением. Этот приём ученики  использовали, работая с образами помещиков в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя, с комедией «Ревизор» Н.В.Гоголя, с рассказом «После бала» Л.Н.Толстого.

Таким образом, сегодня стоит отдавать предпочтение инновационным методическим приёмам. В процессе использования этих приёмов реализуются как предметные, так и метапредметные умения: мыслить системно; уметь сравнивать и сопоставлять; спорить и находить компромиссы; понимать чужие тексты и составлять свои; выступать публично; использовать возможности информационно-образовательной среды и информационных технологий.

На уроках литературы применяю и такой вид деятельности, как работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Вот примеры: это и творческая мастерская при изучении лирики – работают Мастера слова, Мастера образов, Мастера красок и кисти и т.д. (урок по лирике о природе в творчестве А.Блока, 5класс); это и группы «Символисты», «Акмеисты», «Футуристы» при изучении поэзии Серебряного века, 9 класс; это и группы «Образ школы», «Образ учителя», «Образ бабушки», «Образ мальчика» при изучении произведения «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева, 8 класс.

Не менее важны для учебного предмета «Литература» и коммуникативные задачи, направленные на «совершенствование речи учащихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды собственных устных и письменных высказываний. Ведь художественное слово как первоэлемент литературы дает возможность не только постигать глубинные смыслы произведения, проникать в авторский замысел и вырабатывать личностное отношение к прочитанному, но развивает творческую деятельность обучающихся».[4] Поэтому на наших уроках литературы дети иллюстрируют произведения, выполняют рисунки-этюды, набрасывают эскизы различных литературных газет, создают эмблемы и гербы и многое другое.

Таким образом, использование вышеперечисленных приемов и методов на уроках литературы создаёт необходимые условия для формирования и развития метапредметных образовательных компетенций учеников.

Разнообразные методы, приемы и технологии – это не самоцель. Важен результат: формировать собственное мнение, высказывать его и уметь аргументировать; учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Вот почему сегодня кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Современный учитель – это специалист, прекрасно владеющий учебным материалом, постоянно находящийся в поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее, системно-деятельностное обучение.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс – это ответ системы образования на запрос времени и общества, которые требуют от школы воспитания в учащихся умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов». [1]

Список литературы

1.Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., В.В.Сериков / Педагогика. – № 10.

2.Литература. Реализация требований ФГОС ООО : методическое пособие для учителя / Аристова М.А. , Беляева Н. В. , Критарова Ж. Н. ; под ред. М.А. Аристовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» , 2022. – 167 с.

3.Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература (для 5 – 9 классов общеобразовательных организаций). – М. : Министерство просвещения РФ, «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. –105 с.

4.Читательская грамотность школьника (5 -9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова и др. / под ред. И.Н. Добротиной. М.: Российский учебник : Вентана- Граф , 2018. –144 с.

Маркина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1, село Слобода, Бобровский район, Воронежская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой проект как способ формирования метапредметных результатов обучения

Сетевой проект как способ формированияметапредметных результатов обучения...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...

Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физкультуры.

В  статье предлагается вариант обучения по предмету «Физическая культура», при котором акценты в учебном процессе смещены на формирование у обучающихся  метапредметных результато...