Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему "Память в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Алексеева Анна Олеговна

Технологическая карта урока литературы разработана для учащихся 8 класса и посвящена анализу рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Урок направлен на формирование у школьников представления о роли памяти в жизни человека, о связи поколений и значимости исторического прошлого.

В ходе урока учащиеся исследуют проблематику рассказа, выявляют ключевые мотивы и образы, анализируют роль художественных деталей в создании атмосферы времени и места. Особое внимание уделяется рассмотрению понятия «память» как нравственной категории, определяющей отношение человека к своим корням, к истории своей семьи и страны.

Технологическая карта включает в себя разнообразные формы работы: эвристическую беседу, анализ эпизодов текста, работу в группах, творческие задания, направленные на развитие критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения и строить развернутые высказывания.

Предполагается использование мультимедийной презентации, включающей иллюстрации и фотографии, способствующие визуализации изучаемого материала и созданию эмоционального отклика у учащихся.

Цель урока – не только углубить понимание содержания рассказа В.П. Астафьева, но и способствовать формированию у школьников ценностного отношения к памяти, уважения к прошлому и осознания своей причастности к истории. Урок направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и свой народ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Цель урока:

Формирование у обучающихся представления о роли памяти в сохранении истории семьи и общества на примере рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Задачи урока:

Образовательные задачи:

-Изучить особенности художественного мира В.П. Астафьева через анализ рассказа «Фотография, на которой меня нет».

-Рассмотреть значение темы памяти в контексте творчества автора.

-Развить умение анализа литературного произведения, выявляя основные идеи и мотивы.

Развивающие задачи:

-Способствовать развитию навыков критического мышления и самостоятельного анализа текста.

-Развивать навыки публичного выступления и аргументации собственной точки зрения.

-Совершенствовать умение выражать мысли в устной форме.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать уважение к культурному наследию и историческому прошлому страны.

-Формировать понимание важности сохранения семейных традиций и исторической памяти.

-Прививать любовь к литературе и чтению как источнику духовно-нравственного воспитания.

 Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  

-Формирование умения анализа художественного текста, выявления авторской позиции.  

-Понимание идейно-тематической основы произведения, характера персонажей и атмосферы эпохи.  

-Освоение приемов выразительного чтения и литературоведческого анализа.

Метапредметные:  

-Развитие навыков работы с текстом: выделение главного, сопоставление фактов, формулирование выводов.  

-Навыки группового взаимодействия и публичных выступлений.

Личностные:  

-Воспитание чувства уважения к традициям и культурному наследию.  

-Формирование понимания значимости человеческой памяти и преемственности поколений.  

-Развитие эмпатии и эмоционального отклика на прочитанное произведение.

Тип урока: Изучение нового материала.

 Форма проведения: Комбинированный урок с элементами групповой работы и индивидуального исследования.

 Методы и технологии:

-Проблемное обучение.  

-Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).  

-Технология развития критического мышления.

Средства обучения:

-Учебник литературы для 8 класса.  

-Компьютер, проектор, экран.  

-Презентация по теме урока.  

-Толковый словарь С.И. Ожегова.

-Старые фотографии.

Оформление доски:

Как много жёлтых снимков на Руси

 В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…    (Н. Рубцов)

Ход урока

Этапы проведения мастер-класса

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Организационный момент

2 минуты

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Желаю вам хорошего настроения и успехов!

Приветствуют. Готовятся к занятию.

Подготовка обучающихся к изучению нового материала. Мотивация обучающихся.

Формулировка темы и целепологание

5 минут

Педагог демонстрирует старые фотографии.

-Ребята, для определения темы урока, посмотрите на эти старинные фотографии и скажите, пожалуйста, для чего люди делают фотографии?

-Верно, ребята. Фотографии хранят память. И сегодня мы обратимся к теме памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

-Скажите, пожалуйста, как вы понимание значение слова память?

-А теперь обратимся к словарю С. Ожегова и узнаем, как великий лингвист растолковал значение слова «память»

ПАМЯТЬ, и, ж.

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чёмн. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неодобр.).

2. То же, что воспоминание о ком-чём. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.

-Давайте попробуем составить ассоциативный ряд со словом память


-Как вы думаете, помогает ли память в прошлом жить человеку сегодня?

Настраиваются на урок, определяют тему и цель урока.

-Чтобы запечатлеть важные моменты.

-Чтобы у людей оставались воспоминания о других людях, событиях

Это сохранившееся впечатление о каком-либо событии.

Память — это способность сохранять и воспроизводить информацию, полученную ранее.

 Работают со словарем  

С. Ожегова  

 Составляют ассоциативный ряд со словом память.                      

Память

Воспоминания

Наследие

Прошлое

Музей

Воспоминания

Фотоальбом

Впечатление

История

Летопись

Памятник

Следы

Письма

Старинные вещи

Отвечают на проблемный вопрос.

Конечно

Память – то опыт, накопленный человеком, традиции, приятные воспоминания.

Память помогает не повторять ошибки прошлого

Изучение нового материала

13 минут

Приложение 1

Презентация

-Ранее вы уже знакомились с творчеством В. Астафьева. Какие рассказы писателя вы читали?

Слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев

(1924–2001)

Ранние годы

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Его детство было нелегким. Отца посадили в тюрьму за вредительство.

а мать умерла, когда мальчику было всего семь лет.

 После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

После смерти отца Виктор оказался в детском доме, где провел несколько лет.

Образование и начало творческого пути

Астафьев учился в школе фабрично-заводского обучения (ФЗО), а затем работал на заводе. В 1942 году он ушел добровольцем на фронт Великой Отечественной войны. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.

В 1943 году был награждён медалью «За отвагу»,

После демобилизации начал писать рассказы, основанные на своих военных впечатлениях.

Творчество

Первые рассказы Астафьева были опубликованы в конце 1940-х годов. Постепенно он стал известен как мастер реалистичной прозы, обращающейся к темам сельской жизни, природы и человеческих взаимоотношений. Среди наиболее известных произведений:

"Последний поклон" (1971),

"Царь-рыба" (1976),

"Прокляты и убиты" (1992–1994).

Последние годы

В последние годы жизни Астафьев жил в Красноярском крае, продолжая творческую деятельность. Он скончался 29 ноября 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка.

Астафьев оставил значительное наследие в русской литературе, став ярким представителем реализма XX века.

-Давайте вспомним, что такое реализм?

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ является составной главой из большого автобиографического произведения В.П.Астафьева «Последний поклон».

-Ребята, как вы понимаете значение слова автобиография?

«Последний поклон»- это воспоминания о близких писателю людях, воспоминания о детстве, о родной Сибири. Вот как сам писатель пишет об этом: «У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, непомнящие родства, более того мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев пишет: «В основном добил «Страницы детства», которые начал ещё в 1956году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

-Где происходит действие рассказа?

-Кто главные герои рассказа?

Это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих людей скрывается судьба целого поколения. Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон» писали Астафьеву о том, что «вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

Главная тема «Последнего поклона» — это взросление молодого человека. Становление личности мальчика.

-От чьего лица ведётся повествование?

-Сюжет рассказа очень прост. Повествование ведётся от лица героя. Событие, положенное в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным.

-Что же тогда в произведении главное?

«Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило «неслыханно важное событие».

-Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?

  -Чем вы объясните такое  отношение людей к этому событию?

     -Почему все жители были озабочены вопросом – где поселить фотографа на ночь?

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку?

   -Куда пристроили гостя? Почему?

-Как вы объясните троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?

-Как решался вопрос по поводу того, кто где сядет на фотографировании?

А наш герой относился к прилежным ученикам?

-Какова была «расплата за отчаянный разгул», из-за которой нашего героя, Виктора Потылицына, не оказалось на фотографии?

-Какой болезнью страдал мальчик? От кого передалась болезнь мальчику

-Кого еще не оказалось на общей фотографии?

Здесь мы встречаем людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. И в первую очередь, это бабушка, которая сопровождает его всё его детство, которая взяла внука после смерти матери, и школьные учителя.

Отвечают на вопросы. Слушают, осмысливают

«Конь с розовой гривой»

«Васюткино озеро»

Реализм – литературное направление, цель которого правдивое воспроизведение действительности.

Жанр литературы, в котором автор рассказывает о собственной жизни.

Село Овсянка

Простой мальчик из таёжной деревни – Виктор Потылицын, его бабушка Катерина Петровна.

От лица главного героя.

Из города приехал фотограф.

Он не просто так приехал, по делу приехал.

Для жителей деревни приезд фотографа – это большое, очень важное событие.

Фотограф – важная персона, которой стараются угодить, расположить его удобно, так чтобы он снимал ребят, как полагается, и снимок всем понравился.

Одна половина «дряхленького домишка».

«Ямщиков набьётся полна изба. Пить зачнут, луку, капусты да картошек напрутся и ночью себя некультурно вести начнут»

Фотограф был пристроен у десятника сплавконторы Ильи Ивановича Чехова. Это был грамотный и уважаемый человек.

«Фотографу, конечно же, в доме Чехова – самое подходящее место. Там его и разговором умным займут, и водочкой городской, если потребуется, угостят, и книжку почитать из шкафа достанут».

Всем хотелось угодить, и проблема разрешилась.

Прилежные ученики сядут впереди, средние – в середине, плохие назад.

Нет, прилежанием и поведением им «и на середину рассчитывать было трудно.

Расплатой за "отчаянный разгул" стала болезнь нашего героя, из-за которой он не попал на фотографию

Ревматизм. От матери.

Друга Саньки.

Закрепление изученного материала. Работа в группах.

10 минут

Приложение 2

Кейс-задание 1

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Ведь именно он навестил Витю первым во время болезни, не считая друга Саньки.

1.Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

2.Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни?

3. «Я принёс тебе фотографию» - сказал учитель. Как отреагировал на эту фразу Витя?

4. Опишите внешний вид и характер учителя.

5.С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору?

Кейс-задание 2

1.Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?

2.Как бабушка лечила внука? Какие знала народные приметы

Кейс-задание 3

1.Расскажите, как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её?

2.Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя её правильной литературной речью?

Работают в группах. Выполняют кейс-задания. Представляют свой ответ перед классом.

Итог урока

5 минут

-Идейным центром рассказа становятся последние абзацы. «Прошли годы, много, ох много их минуло, а школьная фотография жива до сих пор». Автор вспомнил, как звали учителей, уже работая над книгой.

Назовите их имена.

-Давайте прочтём последние абзацы со слов «Школьная фотография жива до сих пор».

-Как вы себе представляете эту фотографию?

-Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

-Чем особенно дорого Астафьеву ушедшее время?

-В какой фразе звучит основная мысль автора?

История – это не только войны, не только перевороты, история страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране.

-Вернемся к проблемному вопросу: «Как помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?»

-Подытожить на сегодняшний урок я хочу словами Николая Рубцова:

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

Отвечают на проблемный  вопрос, систематизируют изученное, подводят итог.

Евгений Николаевич и Евгения Николаевна

Черно-белая фотография.

Люди на старых фотографиях часто позируют статично, держатся прямо, смотрят прямо в объектив.

 Несмотря на сдержанность поз, на лицах людей можно увидеть искреннюю улыбку, радость или задумчивость. Старые фотографии передают ощущение времени, культуры и традиций, которые царили тогда.

Со временем фотография может начать тускнеть, теряя чёткость деталей.

Эта Старая школьная фотография, на которой его нет, помогает забыть войну, воскрешает детские воспоминания.

Основная мысль автора звучит в самой последней фразе рассказа:

«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Конечно,

память – это опыт. Память хранит наши знания и навыки, полученные в прошлом. Благодаря этому мы можем применять их в текущих ситуациях, избегая повторения ошибок.

Память помогает нам помнить о важных датах, отношениях и обязанностях.

Воспоминания о радостных моментах прошлого поднимают настроение и мотивируют нас двигаться вперед. Они служат источником вдохновения и силы в трудные времена.

Домашнее задание по выбору

5 минут

  1. Портрет героя

Составьте словесный портрет главного героя — мальчика Вити. Для этого внимательно перечитайте первые главы рассказа и выпишите ключевые характеристики внешности, поведения и внутреннего мира героя.

Оформите ваш портрет в виде короткого эссе, выделив сильные стороны и проблемы героя.

  1. Исследование смысла

заглавия

Подумайте над названием рассказа «Фотография, на которой меня нет». Почему мальчик Витя оказался вне кадра? Что хотел сказать автор названием своего произведения?

Сформулируйте аргументированный ответ в письменном виде, включающий тезисы и доказательства из текста.

3. Проблематика текста

 Выделите и обсудите две-три актуальные проблемы, поднятые в рассказе (например, семейные отношения, детская дружба, чувство одиночества и утраты).

Подготовьте короткий доклад для классного обсуждения, отразив своё видение каждой проблемы и способы её разрешения.

4. Художественное творчество

Нарисуйте рисунок-визуализацию сцены из рассказа, которую ваша группа сочтёт ключевой (например, приход фотографа, зимнее утро, празднование Нового года).

 Добавьте подпись-подзаголовок к рисунку, объясняющую смысл выбранной сцены.

5.Создай свою историю

 Предположите, что случилось дальше с главным героем спустя много лет. Придумайте продолжение рассказа, начиная со слов: «Спустя десятилетия Витя вновь вернулся в родную деревню...»

 Напишите небольшой рассказ-приквел, дополнив оригинальную историю новыми деталями и событиями.

Рефлексия

3 минуты

-У вас на столах лежат листочки, закончите предложения.

Продолжите фразу:

«Сегодня на уроке я понял…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я задумался…»

«Сегодня на уроке я почувствовал…»

«Сегодня на уроке я открыл для себя (в себе)…»

Приложение 3

Заполняют анкету

Оценивание

2 минуты

Оценивание работы обучающихся в фронтальной и групповой работе.

Анализируют свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кейс-задание 1

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Ведь именно он навестил Витю первым во время болезни, не считая друга Саньки.

1.Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

2.Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни?

3. «Я принёс тебе фотографию» - сказал учитель. Как отреагировал на эту фразу Витя?

4. Опишите внешний вид и характер учителя.

5.С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору?

Кейс-задание 2

1.Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?

2.Как бабушка лечила внука? Какие знала народные приметы?

Кейс-задание 3

1.Расскажите, как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её?

2.Обратите внимание на речь жителей деревни, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь жителей, не заменяя её правильной литературной речью?

Кейс-задание 1

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Ведь именно он навестил Витю первым во время болезни, не считая друга Саньки.

1.Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

Евгений Николаевич и Евгения Николаевна

Были вежливыми. Заводилами в клубе, учили играм и танцам, на свадьбах были почетными гостями.

Пришли в школу в старом деревянном доме с угарными печами, где не было ни парт, ни стульев, ни учебников.

Были очень умными.

 Стр. 173. «Как он много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идёт на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из берёзы делают фанеру; из хвойных пород! – изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

Стр. 174 Вежливо и уважительно относились к ученикам.

«Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже.

Как относились к учителям? (стр. 171)

Их уважали за вежливость, за то, что они здороваются со всеми, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Уважают за то, что в любое время к учителю можно прийти и попросить нужную бумажку, пожаловаться на кого угодно.

Дед Васи подкидывал тайком дрова. Деревенские жители угощали молоком, сметаной, творогом, брусникой, за ребеночком поглядят, полечат. Помогали, беременной учительнице не давали воду носить.

2.Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни?

Уважали друг друга, в деревне все жили как одна большая семья

3. «Я принёс тебе фотографию» - сказал учитель. Как отреагировал на эту фразу Витя? Стр 169

Стал бегать глазами по фотографии. Расстроился, что его нет на фотографии.

Витя, услышав от учителя, что тот принёс ему фотографию, почувствовал смешанные эмоции. Сначала он испытал волнение и любопытство, ведь это была редкая возможность увидеть изображение своей родной деревни и знакомых людей. Однако, узнав, что на фотографии его нет, Витя ощутил разочарование и грусть. Это событие оставило глубокий след в его душе, символизируя утрату важного момента из его детства.

4. Опишите внешний вид и характер учителя.

Стр 168

Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледноватое, по сравнению с деревенскими, калёнными ветром, грубо тёсанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего особенного больше не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Сани левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным.

Вежливый, застенчивый.

5.С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору?

Чтобы показать, насколько сильно учитель любил своих учеников.

Стр. 174 «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.

Кейс-задание 2

1.Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?

Строго. Но с любовью. Часто ругала. Когда болел баловала, давала много варенья.

2.Как бабушка лечила внука? Какие знала народные приметы?

Ругалась, потому что переживала. Даже дала затрещину. «Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи.

Натирала ноги нашатырным спиртом, укутывала пуховой шалью.  Молилась. Затопила баню, растирала ноги березовым веником, держала ноги над паром от раскаленных камней, парила сквозь тряпку, макая веник  в хлебный квас, натёрла спиртом, дала ложку водки, напоила молоком.

Заговаривала пупок парнишке учителей.

Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару.

Кейс-задание 3

1.Расскажите, как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её?

Стр 166

Любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон в рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" раскрывает её заботливую натуру и стремление создать уют и красоту в суровом северном климате. Бабушка проявляет терпение и мастерство, выращивая цветы зимой, несмотря на трудности. (мята, фикус) . Этот процесс символизирует её желание сохранить тепло и жизнь в условиях долгой зимы.

2.Обратите внимание на речь жителей деревни, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь жителей, не заменяя её правильной литературной речью?

Вшей напустют

Я чичас. Я Мигом!

Пить зачнут

Куть-придверная часть избы

Катанки – валенки

Тутока – здесь

Анделы – ангелы

Обутки - обувь

Середняя – часть избы, деревенского дома перед печью.

Почпорт – паспорт

Ходули – ноги

Баушка - бабушка

Ахтомобиль-автомобиль



Предварительный просмотр:

_____________________________________________________________ФИО

«Сегодня на уроке я понял__________________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я узнал___________________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я задумался_______________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я почувствовал____________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я открыл для себя (в себе)___________________________

_________________________________________________________________»

_____________________________________________________________ФИО

«Сегодня на уроке я понял__________________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я узнал___________________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я задумался_______________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я почувствовал____________________________________

_________________________________________________________________»

«Сегодня на уроке я открыл для себя (в себе)___________________________

_________________________________________________________________»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

·                  Урок литературы проведён в 6  классе с использованием таких сингапурских структур как    ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....