Урок литературы "Проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок литературы "Проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Тип урока: комбинированный, групповая работа.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Цели урока:
#1054;бучающая: продолжить формирование умений и навыков ( работать с текстом произведения художественной литературы, определять тему и идею произведения)
Закрепить навык планирования ответа, самоконтроля, самостоятельной работы.
Сформировать навыки учебного труда (понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе).
2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения по плану, пополнение словарного запаса, развитие мышления (логически последовательный ответ по плану), проведение аналогий, сопоставлений, сравнений. Умение выделить главное, обобщить, сделать вывод.
Развитие эмоциональных качеств за счёт использования в работе ТСО, ярких примеров, воздействующих на чувства обучающихся.
3. Воспитательная: воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду, активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.
Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями) мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, подготовленных обучающимися, тексты художественных произведений, презентация к уроку.
Ход урока (занятия)
I. Организационный этап
II. Основной этап: Мотивация.
#1042;ступительное слово учителя:
Быть человеком – это чувствовать свою
ответственность перед
обществом и самим собой.
А. де Сент-Экзюпери
Самая трудная профессия – быть человеком.
Хосе Марти
- Почему именно эти высказывания взяты в качестве эпиграфа? Как они связаны с темой урока? (Как похожи эти слова, сказанные разными людьми. Попытаемся открыть в сказках С.-Щ. важный человеческий смысл. В сказках С.Щ. обнажает социальные проблемы, ищет ответ на вопрос: как жить, чтобы быть полезным, чтобы жизнь не была пустым времяпрепровождением).
2. Определение темы урока.
- Какова тема урока? (Когда вы слышите слово сказка – какой ассоциативный ряд слов возникает у вас? Вымысел, фантазия, поучение). Тема урока: «Проблематика сказок С.-Щ.». Цель: Определим, чему учат сказки, какие нравственные уроки дает писатель в своих сказках.
3. Предварительная беседа.
В течение всей жизни человек постоянно стоит перед выбором, как поступить в той или иной ситуации. Определите + и – качества людей, между которыми выбирает человек.
Равнодушие
Честность
Жадность
Щедрость
Эгоизм
Трусость
Глупость
Смелость
Альтруизм
Хитрость
Доброжелательность
Пассивность
Активность
- Дома вы читали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии. Сказки «для детей изрядного возраста». Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки " для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала.
80-е годы - «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Общие черты сказок
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Сатира.
Сарказм.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.
4. Три рабочие группы, сформированные ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: "Вяленая вобла", "Премудрый пескарь", "Коняга".
Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.
Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала хрестоматийной.
1) Работа над образом главного героя
Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью?
Как решил жить премудрый пескарь?
Какую цель поставил пескарь-сын?
Как описывает автор его жилище?
Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией?
Смысл заглавия, какой прием использован в заглавии?
Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?
Какова же идея произведения? (Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…”.
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре”. М.Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека
Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремится развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а персонажи – узнаваемы.
«Вяленая вобла» (1884, но изъята по требованию цензуры, напечатана в 1906г.)
С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)
- Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести - ничего такого не будет!» Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)
- Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя сохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.
Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.
«Коняга»
- Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется? В этой сказке автор осуждает угнетателей простого народа, осуждает бездельников. Надеется на то, что придёт время, когда тот, кто трудится будет жить лучше неработающего.
- Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
- Какова главная идея сказки? Что обличает Щедрин? он сочувствует ему, пытается пробудить его сознание, вызвать гнев, однако народ по-прежнему покорно сносит все тяготы жизни и смиряется со своей долей.
- Почему писатель прибегал к иносказанию?
- Как отразилась эпоха в сказке? . Сказка "Коняга" Салтыкова-Щедрина описывает бедственное положение крестьянства в царской Руси. Образ замученной лошади - является символом стойкости измученного народа. Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. Конягу окружает масса пустоплясов, бездельников, надоедающих своими советами. В лице четырёх пустоплясов автор изобразил: либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию.
- Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
Вывод: Какие проблемы поднимает
жить надо так, чтобы у тебя могли спросить совета, попросить помощи, чтобы ты был нужен людям, а люди не могли обойтись без тебя. Сказки заставляют задуматься о собственной жизни, о нравственной позиции, о духовном мире.
Золотые правила
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра “Что лучше – жить сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить, совершая ошибки и учась на них?”
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Вяленая вобла» (1884, но изъята по требованию цензуры, напечатана в 1906г.)
С чего начинается сказка?
Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?
Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
Какова главная идея сказки? Что обличает Щедрин?
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Коняга»
Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Какова главная идея сказки? Что обличает Щедрин?
Почему писатель прибегал к иносказанию?
Как отразилась эпоха в сказке?
Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка “Премудрый пескарь” (1883)
Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью?
Как решил жить премудрый пескарь?
Какую цель поставил пескарь-сын?
Как описывает автор его жилище?
Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией?
Смысл заглавия, какой прием использован в заглавии?
Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина, считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...
Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...

Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".
Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина"....