Мастер-класс "Синквейн как одна из творческих форм рефлексии"
план-конспект по литературе

Мастер-класс проводился для преподавтелей различных предметов. Он содержал теоретический материал о синквейне, а также практическую часть, направленную на формирование умения составлять синквейны и использовать этот приём как один из видов рефлексии на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейн как одна из творческих форм рефлексии

Цель проведения: передача педагогического опыта проведения рефлексии для профессионального совершенствования учителей.

  1. Приветствие. Обращение к коллегам.

  1. Мотивационный этап.

Рефлексия – один из важных этапов современного урока. Она позволяет ученикам оценить своё эмоциональное состояние, проанализировать свою деятельность на уроке, обеспечить владение принципами саморегуляции и сотрудничества.

Однако именно этот этап урока часто вызывает трудности у педагогов. Поэтому сегодня мы постараемся познакомиться с вами с одним из творческих приёмов рефлексии, который можно использовать преподавателям разных предметов.

  1. Теоретический материал.

В словарях даётся чёткое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.

Одна из них - по цели проведения:

  1. Эмоциональная (проводится в начале урока с целью установления эмоционального контакта: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения).
  2. Рефлексия деятельности ( проводится в течение урока или в его конце его целью осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом: незаконченное предложение, комплимент- похвала, индивидуальные карточки и т.д.)
  3. Рефлексия содержания материала. Этот тип рефлексии удобнее проводить в течение урока или на этапе подведения итогов. Он даёт возможность выявить уровень осознания изученного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке. Проводить её можно по-разному. Это и графическая рефлексия, и анкетирование, и использование пословицы или фразеологизма, и акрослово, и кластер, и синквейн , и многое другое.

Сегодня мы поговорим с вами о синквейне.

Синквейн (от фр. сinquains, от англ. сinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Но это стихотворение должно быть написано по определённым правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль синквейна.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл , показывающая отношение к теме ( пословица, фразеологизм, самостоятельно составленное предложение).

5 строка – заключение в форме существительного(ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. К тому же работа над его созданием развивает образное мышление.

  1. Практическая часть.

Сейчас мы попробуем с вами вместе составить синквейны на общепредметные темы, например времена года. (Предложения учителей)

Зима.

Снежная, морозная.

Засыпала, сковала, нарядила.

Подарила людям радость.

Праздник.

Весна.

Яркая, тёплая.

Пришла, украсила, оживила.

Принесла с собой надежду, мечту.

Радость.

Но нас синквейн интересует не сам по себе, а как заключительный этап урока, позволяющий достаточно быстро и в то же время творчески подвести его итоги. И мне хочется сейчас, чтобы вы вспомнили героев феерии А.С. Грина «Алые паруса». Завершая изучение произведения, предлагаю детям составить синквейны о двух главных героях – Ассоль и Грэе. Попробуйте это сделать и вы.

Примеры синквейнов.

Грэй.

Добрый, благородный.

Мечтает, путешествует, влюбляется.

Творит чудо своими руками.

Романтический герой.

Ассоль.

Удивительная, нежная.

Фантазирует, ждёт, надеется.

Мечтает о корабле с алыми парусами.

Чистота.

В 7 классе я проводила урок по рассказу Б. Васильева «Экспонат №». Тема занятия была сформулирована так: «Эхо прошедшей войны». Главная героиня произведения Анна Федотовна потеряла на войне единственного сына. Всё, что у неё осталось, - письма сына и его друга. Безжалостный поступок пионеров, укравших фронтовые треугольники, приводит женщину к смерти.

В конце урока на этапе рефлексии дети составляли синквейны «Эхо войны».

Вот некоторые из них.

Эхо войны.

Жестокое, гулкое.

Напоминает, звучит, убивает.

Остаётся в сердцах навсегда.

Память.

Эхо войны.

Вечное, незабытое.

Сохраняет, напоминает, звучит.

Не уходит бесследно.

Память.

Эхо войны.

Смертоносное, жестокое.

Убивает, лишает, губит.

Смертоносное событие в жизни людей.

Боль.

Эхо войны.

Плачевное, напоминающее.

Звучит, напоминает, значит.

Всегда должно звучать в сердце.

Вечность.

Попробуйте и вы составить свой синквейн на эту тему.

Эхо войны.

Печальное, постоянное.

Звучит, хранит, напоминает.

Нельзя забывать о войне.

Память.

  1. Итог мастер-класса.

При проведении рефлексии важно помнить о том, что определённые приёмы нужно использовать постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не в позитивное и эффективное завершение темы. Кроме того, желательно адаптировать форму проведения рефлексии под возраст детей.

Желаю всем собравшимся творческих успехов и надеюсь, что представленный материал поможет вам в педагогической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...

Формы рефлексии

Здесь представлены различные формы рефлексии...

Формы рефлексии на уроках математики

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинну...

Линейное уравнение с одной переменной (2 урок рефлексии)

Презентация по алгебре на тему "Линейное уравнение с одной переменной". Урок рефлексии. К учебнику: «Алгебра» Углублённый уровень: 7 класс/ А.Г. Мерзляк, В.М. Поля...