Подвиг в литературе
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Подвиг в тылу и на фронте в произведениях о Великой Отечественной войне
Слайд 2
Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось всё на огромной планете:
Изменились законы, изменились понятия,
Увлеченья пристрастья, виды занятий…
Что другая растет молодежь и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней,
Будто ей наплевать на историю в целом,
Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.
Только не все это правда!
Помнит нынешняя молодежь…
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет!
Автор: Что значит для вас слово «подвиг»?( Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.)
Слайд 3
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Для нашей страны эта война была освободительной, справедливой, священной. Коснёмся бережно её незабываемых страниц. Думаю, что все вы уже знакомы с историями подвигов героев Великой Отечественной войны. Возможно, сегодня вы откроете для себя что-то новое. Сегодня мы будем узнавать наших героев через литературное произведение о нем.
Слайд 4
Леня Голиков (1926-1943) Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.
Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.
Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.
Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.
Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.
Бесстрашное имя - награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле
Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.
Автор неизвестен
Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука Дедовичского района, Псковской области вышли 27 обессиленных бойца и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу...В том бою погиб весь штаб партизанской бригады.
Среди них был 16 летний Леня Голиков.
Слайд 4 Александр Матросов (1924-1943).
Слайд 5 Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.
Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.
В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Слайд 6 Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.
На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.
«Это было суровой зимой
Возле леса, на снежной опушке,
Где над стылой, замерзшей рекой
Притаилась деревня Чернушки…
Мины выли, и злобно в глаза
Дзот хлестал пулемётной чечёткой.
- Разрешите, - Матросов сказал, -
Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.
И пополз по-пластунски солдат, –
Шапка на брови, смерти навстречу.
Взрыв взметнулся. Но снова, как град,
Пули сыпались в огненный вечер.
И тогда, в тот решающий миг,
Когда все мы за павших в ответе,
Прыгнул парень и… сердцем приник
К чёрной щели, врываясь в бессмертье…»
Так о геройском подвиге Александра Матросова написал Владимир Калачёв в своём стихотворении «Подвиг». Подвиг А. Матросова длился несколько секунд, жизнь его – девятнадцать лет. Эта жизнь была короткой, но наполненной делами, достойными подражания. Он, юный, боролся с фашизмом, чтобы мы сегодня жили счастливо. Да, жизнь измеряется не годами, а поступками:
Отрывок из поэмы Евгения Евтушенко «В полный рост»
Вырвали из отбросов,
вырвали из шпаны
душу твою, Матросов,
сильные руки страны.
Если буспутство, скотство
в матери и отце -
сызмальства чувство сиротства
в худеньком огольце.
Если народ не забудет
брошенного мальца,
чувство народа будет
в нём, будто чувство отца.
Ты, поднимаясь, поднял
тех, кто народом сильны.
Усыновлённый подвиг -
это дитя страны.
Подвиг, в детдоме росший, -
это не случай, не рок.
Тот, кто народом не брошен,
после не бросит народ
Вопросы:
Откуда, по мнению автора, взял свое народное начало подвиг Матросова?
К чему призывает автор?
Подвиг А. Матросова вызвал патриотический подъём во всей Красной армии. Советские воины клялись сражаться так же храбро и отважно, как сражался Матросов, не жалея своих сил, а если потребуется – и жизни для победы над немецкими фашистами.
Приказом народного комиссара обороны от 8 сентября 1943 г. 254-му гвардейскому стрелковому полку 56—й гвардейской стрелковой дивизии присвоено наименование»254-ый гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова».
Николай Гастелло
Николай Гастелло
(1907-1941)
Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.
Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.
Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.
Подвиг Николая Гастелло описан в многих произведениях, мы сегдня познакомимся с рассказом Сергея Алексеева «Капитан Гастелло»
«…Шел пятый день войны. Летчик капитан Николай Францевич Гастелло со своим экипажем вел самолет на боевое задание. Самолет был большой, двухмоторный. Бомбардировщик.
Вышел самолет к намеченной цели. Отбомбился. Выполнил боевую задачу. Развернулся. Стал уходить домой.
И вдруг сзади разрыв снаряда. Это фашисты открыли огонь по советскому летчику. Произошло самое страшное, снаряд пробил бензиновый бак. Загорелся бомбардировщик. Побежало по крыльям, по фюзеляжу пламя.
Капитан Гастелло попытался сбить огонь. Он резко накренил самолет на крыло. Заставил машину как бы падать набок. Называется такое положение самолета скольжением. Думал летчик, собьется, утихнет пламя. Однако продолжала гореть машина. Свалил Гастелло бомбардировщик на второе крыло. Не исчезает огонь. Горит самолет, высоту теряет.
В это время под самолетом внизу двигалась фашистская автоколонна: цистерны с горючим в колонне, автомашины. Подняли фашисты головы, следят за советским бомбардировщиком.
Видели фашисты, как попал в самолет снаряд, как вспыхнуло сразу пламя. Как стал бороться летчик с огнем, бросая машину из стороны в сторону.
Торжествуют фашисты.
– Меньше одним коммунистом стало!
Смеются фашисты. И вдруг…
Старался, старался капитан Гастелло сбить с самолета пламя. Бросал с крыла на крыло машину. Ясно – не сбить огонь. Бежит навстречу самолету со страшной быстротой земля. Глянул Гастелло на землю. Увидел внизу фашистов, автоколонну, цистерны с горючим, грузовики.
Глянул Гастелло на землю. Увидел внизу фашистов, автоколонну, цистерны с горючим, грузовики.
А это значит: прибудут цистерны к цели – будут заправлены бензином фашистские самолеты, будут заправлены танки и автомашины; ринутся на наши города и села фашистские самолеты, пойдут в атаку на наших бойцов фашистские танки, помчатся машины, повезут фашистских солдат и военные грузы.
Капитан Гастелло мог оставить горящий самолет и выброситься с парашютом.
Но не воспользовался парашютом капитан Гастелло. Сжал он потверже в руках штурвал. Нацелил бомбардировщик на фашистскую автоколонну.
Стоят фашисты, смотрят на советский самолет. Рады фашисты. Довольны, что их зенитчики наш самолет подбили. И вдруг понимают: прямо на них, на цистерны устремляется самолет.
Бросились фашисты в разные стороны. Да не все убежать успели. Врезался самолет в фашистскую автоколонну. Раздался страшный взрыв. Десятки фашистских машин с горючим взлетели в воздух».
Вопросы:
О чем мог думать в этот момент капитан Гастелло, принимая решение, сознательно идя на смерть?
Как вы оцениваете поступок, который совершил капитан Гастелло на 5-ый день войны, 26 июня 1941 года?
Он связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Гастелло совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью и жизнью экипажа ради спасения сотен тысяч жизней мирных людей солдат детей. Другой человек, оказавшийся перед этим выбором, может быть и струсил. Поэтому, мне кажется, каждый человек сам принимает решение, совершать подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершения благого дела, достоин восхищения.
Итак, мы сделали вывод: Гастелло совершил подвиг. Во имя чего? Во имя кого? Что он защищал?
(Отца, мать, сестру, брата, жену, сына, - всех нас, то есть свободу Родины, ее будущее, ее народ).
4. А был ли у Гастелло выбор поступить иначе? (выслушать ответы детей, а потом обратиться к тексту:
«Капитан Гастелло мог оставить горящий самолет и выброситься с парашютом. Но не воспользовался парашютом капитан Гастелло. Сжал он потверже в руках штурвал. Нацелил бомбардировщик на фашистскую автоколонну».
5. А если бы Гастелло поступил иначе, как могли бы дальше развиваться события?
- Сделаем общий вывод: каковы же истоки подвига? Кто самую главную роль играет в воспитании человека?
Основы для подвига формируются в детстве, и в юности. Главные воспитатели -наши родители: мама и папа, которые сами являются примером для детей.
Основы подвига и в правильном воспитании. Они и в самовоспитании. Каждый человек сам себя должен воспитывать. Мужчина должен быть опорой, защитником. Настоящим защитником своей семьи, родины.
А теперь обратимся к словам римского философа Сенека:
Жизнь долга, если она полна...
Будем измерять ее поступками, а не временем.
В чем их смысл? Чем же измеряется жизнь человека - годами или поступками?
Можно прожить большую жизнь, но бестолковую.
8. Подвиг Николая Гастелло был совершен в Великую Отечественную войну, а есть ли сейчас среди ваших знакомых те, кого в мирное время тоже можно назвать героем? Почему?
Сердце Гастелло в нас пламенеет,
Воля его нас на подвиг зовет.
Смерти не зная, в веках не старея,
Он среди нас, он с живыми живет …
Золотарев А.А.
Наш долг – хранить память о подвиге солдата, стоящего на смерть и труженика, ковавшего победу в тылу.
Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!
Помните,
Через века,
через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придёт
никогда, -
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните,
Какою ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста, помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"
Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...
Интерактивный журнал "Подвиг русской литературы в годы Великой Отечественной войны".
Цель интерактивного журнала - формировать у учащихся знания о литературе периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. через нравственно-патриотическое воспитание уважения к историческому прошл...

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...

