На урок с удовольствием: мотивация обучающихся на уроке литературы при изучении художественного произведения
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

В помощь учителю: как сделать урок увлекательным, познавательным и нужным детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shulbaeva_en.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Шулбаева Э.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п Аскиз РХ

На урок с удовольствием: мотивация обучающихся на уроках литературы при изучении художественного произведения

Изучение художественной литературы в школе – это не просто знакомство с классиками и современной прозой, это формирование личности, развитие критического мышления, эмпатии и способности к образному мышлению. Однако часто учителя сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации учащихся к чтению и анализу художественных текстов. В эпоху цифровых технологий чтение, требующее сосредоточенности и интеллектуальных усилий, проигрывает в конкуренции с более простыми и зрелищными формами развлечений. Поэтому вопрос мотивации становится ключевым для успешного преподавания литературы.

Проблемы мотивации:

• Недостаток читательского опыта: многие ученики не читают вне школьной программы, что затрудняет понимание сложных текстов и ограничивает их словарный запас.

• Навязывание "обязательной" литературы: произведения, включенные в программу, не всегда соответствуют интересам и возрасту учащихся, что вызывает отторжение.

• Архаичность языка: устаревший язык классических произведений может стать барьером для понимания и затруднить вовлечение в сюжет.

• Формальный подход к анализу: Акцент на "правильном" ответе и заучивании литературоведческих терминов убивает живой интерес к произведению.

• Отсутствие связи с реальной жизнью: Ученики не видят, как идеи и темы, затронутые в литературе, могут быть применимы к их собственному опыту и пониманию мира.

Пути повышения мотивации:

1. Выбор произведений с учетом интересов учащихся: учителю необходимо разнообразить программу, включая в нее современные произведения, фэнтези, фантастику, затрагивающие актуальные для подростков темы (дружба, любовь, самоопределение, социальная справедливость).

2. Создание атмосферы увлеченности и дискуссии: урок литературы должен стать местом для обмена мнениями, обсуждения спорных вопросов и выражения собственных интерпретаций. Важно поощрять критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

3. Использование интерактивных методов обучения:

• Групповые проекты: разработка театральных постановок, создание иллюстраций, написание рекламы, создание паспортов.

• Дискуссии и дебаты: обсуждение актуальных проблем, поднятых в произведении, ролевые игры, анализ различных точек зрения.

• Использование информационных технологий: создание презентаций, просмотр экранизаций, работа со справочниками.

4. Связь литературы с реальной жизнью: необходимо показывать ученикам, как идеи и темы, затронутые в художественных произведениях, актуальны для современной жизни, как они помогают понять себя и окружающий мир.

5. Развитие читательской культуры: организация литературных вечеров, встреч с писателями, посещение библиотек.

6. Индивидуальный подход: Учет интересов и способностей каждого ученика, предоставление возможности выбора заданий и форм работы.

7. Оценка не только знаний, но и усилий: важно оценивать не только правильность ответов, но и активность на уроке, творческий подход к выполнению заданий, стремление к самостоятельному мышлению.

8. Поощрение самостоятельного чтения: создание списка рекомендованной литературы, проведение читательских конференций, конкурсов на лучшую рецензию.

Примеры конкретных приемов и заданий:

• "Письмо герою": Ученики пишут письмо одному из персонажей произведения, выражая свои чувства, задавая вопросы, давая советы.

• "Суд над героем": Ученики делятся на группы, представляя обвинение и защиту для одного из персонажей, а затем проводят дебаты.

• "Альтернативный финал": Ученики пишут свой вариант окончания произведения, мотивируя свое решение.

• "Музыкальная иллюстрация": Ученики подбирают музыкальные композиции, которые отражают настроение и атмосферу произведения.

• "Визуализация": Ученики создают иллюстрации, коллажи, комиксы, которые отражают их понимание произведения.

• "Проект в социальных сетях": Ученики создают аккаунт от имени одного из персонажей в социальной сети, заполняя его в соответствии с характером и событиями произведения.

Заключение:

Мотивация учащихся на уроках литературы – это сложная и многогранная задача, требующая от учителя творческого подхода, знания современных тенденций и понимания интересов своих учеников. Важно помнить, что цель изучения литературы – не просто заучивание фактов и дат, а развитие личности, формирование мировоззрения и воспитание любви к чтению. Используя разнообразные методы и приемы, создавая атмосферу увлеченности и поощряя самостоятельное мышление, учитель может не только заинтересовать учеников литературой, но и помочь им стать более эрудированными, мыслящими и творческими личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Интегрированный урок "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"

Разработка представляет собой комментарий к технологической карте к интегрированному уроку....

Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "

Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Актуальные проблемы преподавания литературы и способы их решения на примерах изучения художественных произведений.

Современное образование в школе предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. То ес...