Рабочая программа по литературе 5 кл
рабочая программа по литературе (5 класс)
рабочая программа: содержание, ктп. планируемые результаты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Руководитель МО _________ (Шулбаева Э.Н.) Протокол №1 от 26. 08.2025 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________(Вишневская С.Н.) Протокол № 1 от 27. 08.2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________(Минор Т.Г.) Приказ № 83-1 от 28. 08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Составил: Шулбаева Э.Н.
учитель первой квалификационной категории
п. Аскиз 2025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и другие. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и другие. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и другие.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и другие.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и другие.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX– начала XXI веков.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и другие.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А.Г. Алексина, В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А. Лиханова и другие.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и другие (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и другие.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и другие.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и другие.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Реализация воспитательного потенциала урока литературы заключается в следующем:
- Создание доверительной и доброжелательной среды в общении с обучающимися.
- Стимулирование детей соблюдать общепринятые правила и нормы поведения, учебной дисциплины, правила общения со сверстниками и педагогами.
- Использование на занятии коммуникативных форм работы: групповая, парная, стимулирующих познавательную мотивацию и дающих возможность приобретения конструктивного диалога, опыта работы в команде.
- Использование педагогических технологий (методов, методик, приемов) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с целью поддержания мотивации к учебе и оказывающих воспитательное воздействие на ученика.
- Организация наставничества успешных (мотивированных) учащихся над неуспевающими для формирования опыта взаимопомощи и сотрудничества.
- Использование содержания предмета для формирования ценностных ориентиров учащихся (духовно-нравственных, патриотических, гражданских, эстетических, эмоционального благополучия и ценности ЗОЖ, ценности научного познания), трудового и экологического воспитания. Их учет в формулировках воспитательных задач урока.
- Использование содержания предмета с учетом национально-региональных особенностей территории республики Хакасия.
- Использование содержания предмета с учетом профориентации учащихся.
- Поощрение высказывания своего мнения к изучаемым явлениям, событиям. Выработки своего личностного отношения к ним.
- Инициирование, поддержка и реализация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.
При реализации образовательных программ используются возможности образовательных онлайн-ресурсов на бесплатной основе, рекомендованных Министерством просвещения РФ:
«Российская электронная школа» (задачи, тематические курсы, видеоуроки) — resh.edu.ru;
видеопортал — interneturok.ru;
https://uchi.ru/
https://lit-oge.sdamgia.ru/
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Мифология | |||||
1.1 | Мифы народов России и мира | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 3 | ||||
Раздел 2. Фольклор | |||||
2.1 | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
2.2 | Сказки народов России и народов мира | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 8 | ||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | |||||
3.1 | И.А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
3.2 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
3.3 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
3.4 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 17 | ||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | |||||
4.1 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
4.2 | Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник» и др.. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
4.3 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 13 | ||||
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков | |||||
5.1 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Ю.П. Кузнецова | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
5.2 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору).Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.М.М.Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
5.3 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, произведения А.И. Куприна, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
5.4 | А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору).Например, «Корова», «Никита» и др. | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
5.5 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 18 | ||||
Раздел 6. Литература XX— начала XXI веков | |||||
6.1 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В.П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др. | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
6.2 | Произведения отечественных писателей XX–начала XXI веков на тему детства. (не менее двух), например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А.Г. Алексина, В.К. Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А.Лиханова и другие | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
6.3 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору) | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
6.4 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 14 | ||||
Раздел 7. Зарубежная литература | |||||
7.1 | Х.К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
7.2 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
7.3 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
7.4 | Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору). Например, Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
7.5 | Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору.) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 | ||
Итого по разделу | 12 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ, ИЗ НИХ: | 102 | 2 | 0 | ||
Развитие речи | 8 | ||||
Внеклассное чтение | 7 | ||||
Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | |||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контр-е работы | Практ-е работы | |||
1 | Развитие речи. Книга в жизни человека | 1 | |||
2 | Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 | |||
3 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | |||
4 | «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла | 1 | |||
5 | Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 1 | |||
6 | Внеклассное чтение. Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | |||
7 | Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки | 1 | |||
8 | Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые | 1 | |||
9 | Русские народные сказки. Животные-помощники и чудесные противники в сказке «Царевна-лягушка» | 1 | |||
10 | Главные герои волшебных сказок Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | |||
11 | Поэзия волшебной сказки | 1 | |||
12 | Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовые сказки «Солдатская шинель» | 1 | |||
13 | Духовно-нравственный опыт народных сказок. Итоговый урок | 1 | |||
14 | Роды и жанры литературы и их основные признаки | 1 | |||
15 | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен | 1 | |||
16 | Внеклассное чтение. Русские баснописцы XVIII века. А.П. Сумароков «Кокушка». И.И. Дмитриев «Муха» | 1 | |||
17 | И.А. Крылов - великий русский баснописец. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 1 | |||
18 | И.А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. «Волк на псарне» | 1 | |||
19 | И.А. Крылов. Аллегория в басне. Нравственные уроки произведений «Листы и Корни», «Свинья под Дубом» | 1 | |||
20 | И.А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык | 1 | |||
21 | А.С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и другие | 1 | |||
22 | А.С. Пушкин. Лирический герой в стихотворениях поэта. Образ няни | 1 | |||
23 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки | 1 | |||
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои | 1 | |||
25 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебство в сказке | 1 | |||
26 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство поэта | 1 | |||
27 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика | 1 | |||
28 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: патриотический пафос, художественные средства изображения | 1 | |||
29 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности произведения. Сюжет. Персонажи | 1 | |||
30 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического. Язык произведения | 1 | |||
31 | Н.В. Гоголь. Реальность и фантастика в повестях писателя «Заколдованное место» | 1 | |||
32 | Н.В. Гоголь. Народная поэзия и юмор в повестях писателя «Заколдованное место» | 1 | |||
33 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: история создания, прототипы героев | 1 | |||
34 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: проблематика произведения | 1 | |||
35 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: сюжет и композиция | 1 | |||
36 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима | 1 | |||
37 | Развитие речи. И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима | 1 | |||
38 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль природы и пейзажа в произведении | 1 | |||
39 | Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и другие. Тема, идея, содержание, детские образы | 1 | |||
40 | Н.А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Анализ произведения | 1 | |||
41 | Н.А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос». Тематика, проблематика, система образов | 1 | |||
42 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль, тема, идея | 1 | |||
43 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика образов | 1 | |||
44 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Образы татар | 1 | |||
45 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственный облик героев | 1 | |||
46 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Картины природы. Мастерство писателя | 1 | |||
47 | Развитие речи. Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к домашнему сочинению по произведению | 1 | |||
48 | Итоговая контрольная работа Русская классика (письменный ответ, тесты, творческая работа) | 1 | 1 | ||
49 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. А.А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер», «Еще весны душистой нега…» | 1 | |||
50 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. И.А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…», «Бледнеет ночь… Туманов пелена...» | 1 | |||
51 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. А.А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер» | 1 | |||
52 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С.А. Есенин. «Береза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима — аукает...», «Сыплет черемуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся...» | 1 | |||
53 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. (Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня») | 1 | |||
54 | Развитие речи.Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок | 1 | |||
55 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–XX веков. А.П. Чехов. Рассказы (два по выбору). «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и другие. Тематический обзор | 1 | |||
56 | Рассказы А.П. Чехова. Способы создания комического | 1 | |||
57 | М.М. Зощенко (два рассказа по выбору). «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча».Тема, идея, сюжет | 1 | |||
58 | М.М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и другие. Образы главных героев в рассказах писателя | 1 | |||
59 | Развитие речи. Мой любимый рассказ М.М. Зощенко | 1 | |||
60 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А.И. Куприн «Белый пудель», М.М. Пришвин «Кладовая солнца», К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Тематика и проблематика. Герои и их поступки | 1 | |||
61 | Нравственные проблемы сказок и рассказов А.И. Куприна, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского | 1 | |||
62 | Язык сказок и рассказов о животных А.И. Куприна, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского | 1 | |||
63 | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Связь с народными сказками. Авторская позиция | 1 | |||
64 | Произведения русских писателей о природе и животных. Темы, идеи, проблемы. Итоговый урок | 1 | |||
65 | А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и другие. Тема, идея, проблематика | 1 | |||
66 | А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и другие. Система образов | 1 | |||
67 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Тема, идея произведения | 1 | |||
68 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Система образов. Образ главного героя произведения | 1 | |||
69 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»; Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»; В.П. Катаев «Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста» и другие. Проблема героизма | 1 | |||
70 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»; Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»; В.П. Катаев «Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста» и другие: дети и взрослые в условиях военного времени | 1 | |||
71 | В.П. Катаев. «Сын полка». Историческая основа произведения. Смысл названия. Сюжет. Герои произведения | 1 | |||
72 | В.П. Катаев. «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Война и дети | 1 | |||
73 | Л.А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки». Идейно-нравственные проблемы в произведении. «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |||
74 | Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок | 1 | |||
75 | Произведения отечественных писателей XX–начала XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А.Г. Алексина, В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А. Лиханова и других. Обзор произведений. Специфика темы | 1 | |||
76 | Произведения отечественных писателей XX–начала XXI веков на тему детства. Тематика и проблематика произведения. Авторская позиция | 1 | |||
77 | Произведения отечественных писателей XX–начала XXI веков на тему детства. Герои и их поступки | 1 | |||
78 | Произведения отечественных писателей XIX–начала XXI веков на тему детства. Современный взгляд на тему детства в литературе | 1 | |||
79 | Внеклассное чтение. Произведения отечественных писателей XIX–начала XXI веков на тему детства | 1 | |||
80 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по выбору). К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и другие (главы по выбору). Тематика произведений | 1 | |||
81 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. Проблематика произведений К.Булычева | 1 | |||
82 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. Сюжет и проблематика произведения | 1 | |||
83 | Литература народов России. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Тематика стихотворений | 1 | |||
84 | Образ лирического героя в стихотворениях Р.Г. Гамзатова и М. Карима | 1 | |||
85 | Х.К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей». Тема, идея сказки. Победа добра над злом | 1 | |||
86 | Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»: красота внутренняя и внешняя. Образы. Авторская позиция | 1 | |||
87 | Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена (по выбору | 1 | |||
88 | Развитие речи. Любимая сказка Х.К. Андерсена | 1 | |||
89 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и другие. Герои и мотивы | 1 | |||
90 | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и другие. Стиль и язык, художественные приемы | 1 | |||
91 | Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок | 1 | |||
92 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и другие. Обзор по теме | 1 | |||
93 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро». Тема, идея, проблематика | 1 | |||
94 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Тематика произведения. Сюжет. Система персонажей. Образ главного героя | 1 | |||
95 | Развитие речи. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | |||
96 | Итоговая контрольная работа. Образы детства в литературных произведениях (письменный ответ, тесты, творческая работа) / Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | ||
97 | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р.Л. Стивенсон.«Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и другие. Обзор по зарубежной приключенческой прозе. Темы и сюжеты произведений | 1 | |||
98 | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору). Образ главного героя. Обзорный урок | 1 | |||
99 | Внеклассное чтение. Зарубежная приключенческая проза. Любимое произведение | 1 | |||
100 | Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору), например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и другие. Тематика, проблематика произведения | 1 | |||
101 | Зарубежная проза о животных. Герои и их поступки | 1 | |||
102 | Развитие речи. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 | ||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | Обучающийся научится начальным представлениям об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации |
2 | понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического |
3 | владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: |
3.1 | определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи |
3.2 | понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и использовать в процессе анализа и интерпретации произведений таких теоретико-литературных понятий, как художественная литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ, литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня), тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей, портрет, пейзаж, художественная деталь, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория; ритм, рифма |
3.3 | сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей |
3.4 | сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся) |
4 | выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся) |
5 | пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту |
6 | участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся) |
7 | создавать устные и письменные высказывания разных жанров объёмом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся) |
8 | владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы |
9 | осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития |
10 | планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков |
11 | участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся) |
12 | владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Мифология |
1.1 | Мифы народов России и мира |
2 | Фольклор |
2.1 | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки |
2.2 | Сказки народов России и народов мира (не менее трёх) |
3 | Литература первой половины XIX в. |
3.1 | И.А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» |
3.2 | А.С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и другие по выбору |
3.3 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
3.4 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
3.5 | Н В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
4 | Литература второй половины XIX в. |
4.1 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» |
4.2 | Н.А. Некрасов. Стихотворения «Крестьянские дети», «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) |
4.3 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» |
5 | Литература XIX – ХХ вв. |
5.1 | Стихотворения отечественных поэтов XIX – ХХ вв. о родной природеи о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Стихотворения А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Ю.П. Кузнецова |
5.2 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX – XX вв. А.П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия». М.М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» |
5.3 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). А.И. Куприн, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский |
5.4 | А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» |
5.5 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» |
6 | Литература XX – начала XXI вв. |
6.1 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова», В.П. Катаев «Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста» |
6.2 | Произведения отечественных писателей XX – начала XXI вв. на тему детства (не менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А.Г. Алексина В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А. Лиханова |
6.3 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) |
7 | Литература народов Российской Федерации |
7.1 | Стихотворения (одно по выбору). Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим «Эту песню мать мне пела» |
8 | Зарубежная литература |
8.1 | Х.-К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» |
8.2 | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Д. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору) |
8.3 | Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору), Дж. Лондон «Сказание о Кише», Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» |
8.4 | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору), например, Р. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» |
8.5 | Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Д. Даррелл, «Говорящий свёрток», Дж. Лондон «Белый клык», Дж. Р. Киплинг «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
