Рабочая программа по литературе 6 кл
рабочая программа по литературе (6 класс)
рабочая программа% содержание, ктп, планируемые результаты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Руководитель МО _________ (Шулбаева Э.Н.) Протокол №1 от 26. 08.2025 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________(Вишневская С.Н.) Протокол № 1 от 27. 08.2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________(Минор Т.Г.) Приказ № 83-1 от 28. 08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для 6 класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Составил: Шулбаева Эльвира Николаевна
учитель первой квалификационной категории
п. Аскиз 2025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Античная литература.
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор.
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».
Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трех песен и двух поэм). Например, «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).
Древнерусская литература.
«Повесть временных лет»(не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и другие. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и другие.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и другие.
Литература второй половины XIX века.
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы по выбору).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и другие.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX - начала XXI веков
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и другие.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова и других.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Например, Б.Л. Васильев «Экспонат №...», Б.П. Екимов «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и другие.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и другие.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов Например, К. Булычев «Сто лет тому вперед» и другие.
Литература народов Российской Федерации.
Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан» и другие.
Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Реализация воспитательного потенциала урока литературы заключается в следующем:
- Создание доверительной и доброжелательной среды в общении с обучающимися.
- Стимулирование детей соблюдать общепринятые правила и нормы поведения, учебной дисциплины, правила общения со сверстниками и педагогами.
- Использование на занятии коммуникативных форм работы: групповая, парная, стимулирующих познавательную мотивацию и дающих возможность приобретения конструктивного диалога, опыта работы в команде.
- Использование педагогических технологий (методов, методик, приемов) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с целью поддержания мотивации к учебе и оказывающих воспитательное воздействие на ученика.
- Организация наставничества успешных (мотивированных) учащихся над неуспевающими для формирования опыта взаимопомощи и сотрудничества.
- Использование содержания предмета для формирования ценностных ориентиров учащихся (духовно-нравственных, патриотических, гражданских, эстетических, эмоционального благополучия и ценности ЗОЖ, ценности научного познания), трудового и экологического воспитания. Их учет в формулировках воспитательных задач урока.
- Использование содержания предмета с учетом национально-региональных особенностей территории республики Хакасия.
- Использование содержания предмета с учетом профориентации учащихся.
- Поощрение высказывания своего мнения к изучаемым явлениям, событиям. Выработки своего личностного отношения к ним.
- Инициирование, поддержка и реализация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.
При реализации образовательных программ используются возможности образовательных онлайн-ресурсов на бесплатной основе, рекомендованных Министерством просвещения РФ:
«Российская электронная школа» (задачи, тематические курсы, видеоуроки) — resh.edu.ru;
видеопортал — interneturok.ru;
https://uchi.ru/
https://lit-oge.sdamgia.ru/
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Античная литература | |||||
1.1 | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 3 | ||||
Раздел 2. Фольклор | |||||
2.1 | Былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко» | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
2.2 | Народные песни и поэмы народов России и мира. (не менее трёх песен и двух поэм), «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон «Не шуми, мати зеленая добровушка....», и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты) и др. | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 8 | ||||
Раздел 3. Древнерусская литература | |||||
3.1 | «Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега» | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 3 | ||||
Раздел 4. Литература первой половины XIX века | |||||
4.1 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский» | 10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
4.2 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др. | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
4.3 | А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). «Косарь», «Соловей и др. | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 17 | ||||
Раздел 5. Литература второй половины XIX века | |||||
5.1 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.2 | А.А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.3 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.4 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.5 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.6 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др. | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
5.7 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 20 | ||||
Раздел 6. Литература ХХ века | |||||
6.1 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. (не менее двух).Например, стихотворения С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока и др. | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.2 | Стихотворения отечественных поэтов XX века. (не менее четырёх стихотворений двух поэтов), Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.3 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. (два произведения по выбору), Например, Б.Л. Васильев. «Экспонат №»; Б.П. Екимов. «Ночь исцеления»; Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и другие произведения | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.4 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.5 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. (не менее двух). | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.6 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
6.7 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 21 | ||||
Раздел 7. Зарубежная литература | |||||
7.1 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору) | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
7.2 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
7.3 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др. | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итого по разделу | 13 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ, ИЗ НИХ: | 102 | 2 | 0 | ||
Развитие речи | 8 | ||||
Внеклассное чтение | 7 | ||||
Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | |||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контр-е работы | Практ-ие работы | |||
1 | Введение в курс литературы 6 класса | 1 | |||
2 | Античная литература. Гомер. Поэмы "Илиада" и "Одиссея" | 1 | |||
3 | Гомер. Поэма "Илиада". Образы Ахилла и Гектора | 1 | |||
4 | Развитие речи. Гомер. Поэма "Одиссея" (фрагменты). Образ Одиссея | 1 | |||
5 | Развитие речи. Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера | 1 | |||
6 | Былины (не менее двух). Например, "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Садко". Жанровые особенности, сюжет, система образов | 1 | |||
7 | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Идейно-тематическое содержание, особенности композиции, образы | 1 | |||
8 | Внеклассное чтение. Тематика русских былин. Традиции в изображении богатырей. Былина "Вольга и Микула Селянинович" | 1 | |||
9 | Былина "Садко". Особенность былинного эпоса Новгородского цикла. Образ Садко в искусстве | 1 | |||
10 | Русские былины. Особенности жанра, изобразительно-выразительные средства. Русские богатыри в изобразительном искусстве | 1 | |||
11 | Русская народная песня. "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка...". Жанровое своеобразие. Русские народные песни в художественной литературе | 1 | |||
12 | Народные песни и поэмы народов России и мира. "Песнь о Роланде" (фрагменты). Тематика, герои, художественные особенности | 1 | |||
13 | Народные песни и поэмы народов России и мира. "Песнь о Нибелунгах" (фрагменты). Тематика, система образов, изобразительно-выразительные средства | 1 | |||
14 | Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллада Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед". Тема, идея, сюжет, композиция | 1 | |||
15 | Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллады Ф. Шиллера "Кубок", "Перчатка". Сюжетное своеобразие | 1 | |||
16 | Итоговый урок по разделу "Фольклор". Отражение фольклорных жанров в литературе | 1 | |||
17 | Развитие речи. Викторина по разделу "Фольклор" | 1 | |||
18 | Древнерусская литература: основные жанры и их особенности. Летопись "Повесть временных лет". История создания | 1 | |||
19 | "Повесть временных лет": не менее одного фрагмента, например, "Сказание о белгородском киселе". Особенности жанра, тематика фрагмента | 1 | |||
20 | "Повесть временных лет": "Сказание о походе князя Олега на Царьград", "Предание о смерти князя Олега". Анализ фрагментов летописи. Образы героев | 1 | |||
21 | Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из "Повести временных лет" по выбору | 1 | |||
22 | А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Связь с фрагментом "Повести временных лет" | 1 | |||
23 | А.С. Пушкин. Стихотворения "Зимняя дорога", "Туча" и другие Пейзажная лирика поэта | 1 | |||
24 | А.С. Пушкин. Стихотворение "Узник". Проблематика, средства изображения | 1 | |||
25 | Двусложные размеры стиха | 1 | |||
26 | А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История создания, тема, идея произведения | 1 | |||
27 | А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Сюжет, фабула, система образов | 1 | |||
28 | А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя | 1 | |||
29 | А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Противостояние Владимира и Троекурова. Роль второстепенных персонажей | 1 | |||
30 | А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Смысл финала романа | 1 | |||
31 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина "Дубровский" | 1 | |||
32 | Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина | 1 | |||
33 | Внеклассное чтение. Любимое произведение А.С. Пушкина | 1 | |||
34 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например, "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика | 1 | |||
35 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например, "Три пальмы", "Утес", "Листок". Лирический герой, его чувства и переживания | 1 | |||
36 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например, "Три пальмы", "Утес", "Листок". Художественные средства выразительности | 1 | |||
37 | Трехсложные стихотворные размеры | 1 | |||
38 | А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, "Косарь", "Соловей". Тематика | 1 | |||
39 | А.В. Кольцов. Стихотворения "Косарь", "Соловей". Художественные средства воплощения авторского замысла | 1 | |||
40 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). Например, "Есть в осени первоначальной...", "С поляны коршун поднялся...". Тематика произведений | 1 | |||
41 | Ф.И. Тютчев. Стихотворение "С поляны коршун поднялся...". Лирический герой и средства художественной изобразительности в произведении | 1 | |||
42 | А.А. Фет. Стихотворение (не менее двух). Например, "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом...". Проблематика произведений поэта | 1 | |||
43 | А.А. Фет. Стихотворения "Я пришел к тебе с приветом...", "Учись у них - у дуба, у березы...". Своеобразие художественного видения поэта | 1 | |||
44 | Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | |||
45 | И.С. Тургенев. Сборник рассказов "Записки охотника". Рассказ "Бежин луг". Проблематика произведения | 1 | |||
46 | И.С. Тургенев. Рассказ "Бежин луг". Образы и герои | 1 | |||
47 | И.С. Тургенев. Рассказ "Бежин луг". Портрет и пейзаж в литературном произведении | 1 | |||
48 | Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Художественные и жанровые особенности произведения | 1 | |||
49 | Н.С. Лесков. Сказ "Левша": образ главного героя | 1 | |||
50 | Н.С. Лесков. Сказ "Левша": авторское отношение к герою | 1 | |||
51 | Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева, Н.С. Лескова | 1 | |||
52 | Л.Н. Толстой. Повесть "Детство" (главы). Тематика произведения | 1 | |||
53 | Л.Н. Толстой. Повесть "Детство" (главы). Проблематика повести | 1 | |||
54 | Развитие речи. Л.Н. Толстой. Повесть "Детство" (главы). Образы родителей | 1 | |||
55 | Развитие речи. Л.Н. Толстой. Повесть "Детство" (главы). Образы Карла Иваныча и Натальи Савишны | 1 | |||
56 | Итоговая контрольная работа. Герои произведений XIX в. (письменный ответ, тесты, творческая работа) | 1 | 1 | ||
57 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Хамелеон". Проблема маленького человека | 1 | |||
58 | А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон". Юмор, ирония, источники комического | 1 | |||
59 | А.П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя | 1 | |||
60 | А.П. Чехов. Художественные средства и приемы изображения в рассказах | 1 | |||
61 | А.И. Куприн. Рассказ "Чудесный доктор". Тема рассказа. Сюжет | 1 | |||
62 | А.И. Куприн. Рассказ "Чудесный доктор". Проблематика произведения | 1 | |||
63 | Развитие речи. А.И. Куприн. Рассказ "Чудесный доктор". Смысл названия рассказа | 1 | |||
64 | Итоговый урок по творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна | 1 | |||
65 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX в. А.А. Блок. Стихотворения "О, весна, без конца и без краю...", "Лениво и тяжко плывут облака...", "Встану я в утро туманное..." | 1 | |||
66 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX в. С.А. Есенин. Стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покинул родимый дом...", "Топи да болота" | 1 | |||
67 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX в. В.В. Маяковский. Стихотворения "Хорошее отношение к лошадям", "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" | 1 | |||
68 | Стихотворения отечественных поэтов XX в. (не менее четырех стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Обзор | 1 | |||
69 | Стихотворения отечественных поэтов XX в. (не менее четырех стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Темы, мотивы, образы | 1 | |||
70 | Стихотворения отечественных поэтов XX в. (не менее четырех стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Художественное своеобразие | 1 | |||
71 | Итоговый урок по теме "Русская поэзия XX в." | 1 | |||
72 | Проза отечественных писателей конца XX - начала XXI в., в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б.Л. Васильев "Экспонат N...", Б.П. Екимов "Ночь исцеления", Э.Н. Веркин "Облачный полк" (главы) | 1 | |||
73 | Проза отечественных писателей конца XX - начала XXI в. Тематика, сюжет, основные герои | 1 | |||
74 | Проза отечественных писателей конца XX - начала XXI в. Нравственная проблематика, идейно-художественные особенности | 1 | |||
75 | В.Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Трудности послевоенного времени | 1 | |||
76 | В. Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Образ главного героя | 1 | |||
77 | В.Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Нравственная проблематика | 1 | |||
78 | В.Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Художественное своеобразие | 1 | |||
79 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. Обзор произведений. Не менее двух на выбор | 1 | |||
80 | Р.П. Погодин. Идейно-художественная особенность рассказов из книги "Кирпичные острова" | 1 | |||
81 | Р.И. Фраерман "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви". Проблематика повести | 1 | |||
82 | Внеклассное чтение. Ю.И. Коваль повесть "Самая легкая лодка в мире". Система образов | 1 | |||
83 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. К. Булычев "Сто лет тому вперед". Темы и проблемы. Образы главных героев | 1 | |||
84 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. К. Булычев "Сто лет тому вперед". Конфликт, сюжет и композиция. Художественные особенности | 1 | |||
85 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим "Бессмертие" (фрагменты), Г. Тукай "Родная деревня", "Книга", К. Кулиев "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы малым ни был мой народ...", "Что б ни делалось на свете...", Р. Гамзатов "Журавли", "Мой Дагестан". Идейно-художественное своеобразие | 1 | |||
86 | Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим "Бессмертие" (фрагменты), Г. Тукай "Родная деревня", "Книга", К. Кулиев "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы малым ни был мой народ...", "Что б ни делалось на свете...", Р. Гамзатов "Журавли", "Мой Дагестан". Особенности лирического героя | 1 | |||
87 | Итоговая контрольная работа. Тема семьи в произведениях XX - начала XXI вв. (письменный ответ, тесты, творческая работа) Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | ||
88 | Д. Дефо "Робинзон Крузо" (главы по выбору). История создания | 1 | |||
89 | Д. Дефо "Робинзон Крузо" (главы по выбору). Тема, идея | 1 | |||
90 | Д. Дефо "Робинзон Крузо" (главы по выбору). Образ главного героя | 1 | |||
91 | Д. Дефо "Робинзон Крузо" (главы по выбору). Особенности жанра | 1 | |||
92 | Дж. Свифт "Путешествия Гулливера" (главы по выбору). Идея произведения | 1 | |||
93 | Дж. Свифт "Путешествия Гулливера" (главы по выбору). Проблематика, герои | 1 | |||
94 | Дж. Свифт "Путешествия Гулливера" (главы по выбору). Сатира и фантастика | 1 | |||
95 | Дж. Свифт "Путешествия Гулливера" (главы по выбору). Особенности жанра | 1 | |||
96 | Внеклассное чтение. Произведения современных зарубежных писателей-фантастов | 1 | |||
97 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман "Дети капитана Гранта" (главы по выбору). Тема, идея, проблематика | 1 | |||
98 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман "Дети капитана Гранта" (главы по выбору). Сюжет, композиция. Образ героя | 1 | |||
99 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман "Убить пересмешника" (главы по выбору). Тема, идея, проблематика | 1 | |||
100 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман "Убить пересмешника" (главы по выбору). Сюжет, композиция, образ главного героя. Смысл названия | 1 | |||
101 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (по выбору) | 1 | |||
102 | Итоговый урок за год. Список рекомендуемой литературы | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 | ||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | Обучающийся научится понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации |
2 | понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического |
3 | осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализы произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся) |
3.1 | определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором, указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, выявлять позицию героя и авторскую позицию, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи |
3.2 | понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ, роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание), форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, художественная деталь, юмор, ирония, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа |
3.3 | выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними |
3.4 | сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся) |
3.5 | сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино) |
4 | выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся) |
5 | пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту |
6 | участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному |
7 | создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, аннотаций, отзывов |
8 | владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа |
9 | осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития |
10 | планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков |
11 | развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты |
12 | развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Античная литература |
1.1 | Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) |
2 | Фольклор |
2.1 | Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко» |
2.2 | Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трёх песен и двух поэм). Например, «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...». |
3 | Древнерусская литература |
3.1 | «Повесть временных лет» (один фрагмент). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега» |
4 | Литература первой половины XIX в. |
4.1 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). Например, «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и другие. |
4.2 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» |
4.3 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). Например, «Три пальмы», «Листок», «Утёс» |
4.4 | А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» |
5 | Литература второй половины XIX в. |
5.1 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). Например, «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…» |
5.2 | А.А. Фет. Стихотворения (не менее двух). Например, «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…» |
5.3 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» |
5.4 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» |
5.5 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы) |
5.6 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» |
5.7 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» |
6 | Литература XX – начала XXI вв. |
6.1 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ в. (не менее двух). Например, стихотворения С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока |
6.2 | Стихотворения отечественных поэтов XX в. (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова |
6.3 | Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI вв., в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б.Л. Васильев «Экспонат №...», Б.П. Екимов «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) |
6.4 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» |
6.5 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р.П. Погодин «Кирпичные острова», Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», Ю.И. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» |
6.6 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. Например, К. Булычев «Сто лет тому вперед» |
7 | Литература народов Российской Федерации |
7.1 | Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим «Бессмертие» (фрагменты), Г. Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р.Г. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан» |
8 | Зарубежная литература |
8.1 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору) |
8.2 | Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) |
8.3 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы по выбору), Х. Ли «Убить пересмешника» (главы по выбору) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
