Урок литературы по творчеству М. Цветаевой "Не запрещай себе мечтать"
методическая разработка по литературе (10 класс)
Тема внутренней свободы в творчестве Марины Цветаевой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по творчеству М.И. Цветаевой
«Тема внутренней свободы в творчестве М.И. Цветаевой: Анализ стихотворения «Не запрещай себе мечтать».
Цель: формирование смыслового чтения текста для понимания идеи произведения, которая есть позиция автора; умения высказывать развернутый письменный ответ - рассуждение.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить литературоведческие термины: послание, синтаксический параллелизм, анафора, уметь определять их экспрессивную роль; уметь выразительно читать текст.
Личностные: понимать выразительную силу слова, уметь откликаться на суть сказанного;
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: владеть навыком развернутого ответа, вести диалог, работать самостоятельно, в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Тип урока: интегрированный;
Форма работы: групповая
Оборудование: поэтический текст, мультимедиа, проектор;
Педагогическая технология: РКМЧП: стратегии « Таблица – синтез», «Ромашка Блума»;
Методы: проблемно-поисковый.
Ход урока:
- Оргмомент
- Мозговой штурм: Наверное, у каждого человека есть мечта. Но часто что-то мешает поверить в ее осуществление, и человек даже запрещает себе мечтать. Что это может быть?
- Ответы учащихся: заполняем таблицу ДО (на доске): например, страх перед будущим, неуверенность в себе, материальные трудности, нежелание отличаться, влияние мнения других и тп. (2 – 3 мин)
- Мотивация: слайд 1: картинка с танцовщицами.
- Беседа: Кто привлекает ваше внимание? Чем она привлекает? Какая первая мысль пришла вам в голову при виде этой картинки? Как она себя чувствует? Итак, вы говорите о внутренней свободе. Определите тему нашего урока. Да, сегодня мы познакомимся со стихотворением М. Цветаевой «Не запрещай себе». (2 – 3 мин)
- Слайд 2. Тема урока: Тема внутренней свободы в творчестве М.И. Цветаевой: Анализ стихотворения «Не запрещай себе мечтать». Какова цель урока? (понять смысл внутренней свободы, взять для себя полезные мысли).
- Прослушивание аудиочтения. ( 2 мин)
- Беседа:
- К какому жанру лирики относится это стихотворение? Слайд 3 (Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание). Стихотворение обращено ко всем людям вне времени, а значит, оно было и остается актуальным сегодня.
- Можно ли разделить стихотворение на композиционные части? Нет, оно является выражением динамики поэтической мысли, поэтому воспринимается как единое целое с помощью глаголов: мечтать, творить, летать, любить, не бойся. (5 мин)
- Задание: прочитайте еще раз стихотворение и заполните колонки таблицы – синтез Слайд 4: Почему привлекает внимание: воспоминание, ассоциации, затруднение в понимании, воображаемая картинка. Заслушивание ответов. (5 мин)
- Задание: каждая группа получает лепесток ромашки с заданием. Вам нужно выполнить задание, сформулировав требуемый вопрос. Затем группы обсудят коллективно составленные вопросы. (7 мин). Слайд 5: вопросы.
- Задание: найдите в стихотворении средства художественной выразительности и выберите из списка. Слайд 6. Определите их роль. Роль анафоры в стихотворении велика. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость. Этот прием является как бы своеобразным голосом поэта, помогает понять душевное и эмоциональное состояние автора. Данная стилистическая фигура помогает автору подчеркнуть и выделить мысли, которые, по его мнению, являются наиболее значимыми. Синтаксический параллелизм — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения: повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы. Метафора – скрытое сравнение: в отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира. Здесь автор использует развернутую метафору. (4 мин). И другие тропы и стилистические фигуры.
- Беседа: Можно ли сказать, что стихотворение именно о внутренней свободе? Обоснуйте: автор призывает не бояться трудностей (не бойся в камне прорастать), не стесняться и не загонять себя рамки (не вспоминай, что ты не птица), не искать оправдания (не говори, что не умеешь). (3 мин)
- Задание: заполните вторую половину ПОСЛЕ. Обсудили. Что вы записали? (вывод, авторскую позицию) (3 мин). Слайд 7 (1 мин): Суворов, Ломоносов, Демосфен.
- Письменный ответ на вопрос: В чем ценность стихотворения М. И. Цветаевой «Не запрещай себе мечтать»? Слайд 8: приём ПОПС.
- Рефлексия: Исходя из темы урока, придумайте девиз жизни.
- Домашнее задание: выучить стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 2
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возмож...

Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 1
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возмож...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы в 8 классе «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» ( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Петербург - город контрастов и социальной несправедливости....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова как органической части развивающейся рус...
