Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. (По рассказу Е.И.Носова «Кукла»).
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Симоненко Наталья Николаевна

Цели урока:

  • 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
  • 2. Деятельностная. уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
  • Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sim._nosov_kukla.doc95.5 КБ
Файл e.nosov_kukla.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.  (По рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:

  • 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
  • 2. Деятельностная. уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
  • Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

  • УУД на уроке.
  • Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
  • Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
  • Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.
  • Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

Методические приемы: кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.

Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

(Китайская мудрость)

                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям! 
Здоровья желаем всем и всему

           Прошу садиться. Здравствуйте, ребята! Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбку друг другу, передайте своё     хорошее настроение, подарите улыбку гостям!

Когда мы улыбаемся, 
мы реже ошибаемся. 
И чаще награждаемся 
подарками судьбы.

Достичь успеха  на уроке мы сможем, если будем следовать формуле удачи:

(СЛАЙД 3)

УЛЫБКА+НАСТРОЕНИЕ+ВЕРА В СЕБЯ=ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Посмотрите за окно, какая сегодня чудесная погода. Как ваше настроение? (хорошее, плохое).

2.  Сообщение темы, постановка цели урока

(СЛАЙД 4)

- Я очень рада за тех, кто сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что у остальных оно тоже поднимется, потому что сегодня мы проанализируем рассказ «Кукла Евгения Носова
Актуализация.

 

Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)

 Поставьте в правом верхнем квадрате оценку, на которую вы готовы сегодня работать.

 Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?

    (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?    Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.                                                    

   (человеческий образ)    

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

По-японски КУКЛА - НИНГЁ, то есть  «образ человека». Детская игрушка в виде фигурки человека.(Ожегов)

               

  Итак,  тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

 Запишите ее в опорный лист.

Что такое рассказ?   

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто?     (Акимыч, автор)

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

рошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

Сегодня на уроке мы продолжим  размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

 Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:

«Моей неизменной темой по-прежнему                                                                                                                           остается  жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

  1. Осмысление новой информации.

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

- Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.  

 «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)

 «Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные,  грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Проблема 1.
Бездушное, безответственное отношение человека к природе

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

(люди)

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

                                                                                                     (об издевательстве)

Работа со словарем Ожегова.

  • Глумиться-издеваться
  • Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
  • Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
  • Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь        

                  ( из «Словаря русского языка»

                           С.И.Ожегова)

Зачитайте описание куклы.

         В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

 Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла.  Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

 Проблема 2.
Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

 (похоронить)

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
        И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
--- Всего не закопать...

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?

(все люди)

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный)

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

вывод 

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней.

Тема равнодушия,  безразличного отношения к людям,    к  животным, природе актуальна и в наши дни. Нам не хватает  человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других.

 Не надо кричать о своих подвигах, пусть поступки говорят о тебе. Незаметно делать добро и не просить ничего взамен.

  Спешите делать добрые дела!

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского:

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

 Остановитесь, люди!

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

  1. Рефлексия.

Какими мы должны быть?  ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

 Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

 

Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?

Домашнее задание.

 

 Нарисуйте обложку к книге Носова «Кукла».

 Напишите письмо людям от имени куклы.

Вероника Тушнова

КУКЛА

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,                                                Некуда от странной мысли деться:              

и разлуки не поймет она...                                                             это не игрушка, не пустяк,—                                            

Так хоть этой крохотной потерей                                            это, может быть, обломок детства

дотянулась до нее война.                                                         на железных скрещенных путях.

                                                       

                                               Опорный лист.

кластер

кукла

      тема урока

____________________________________________________________

«Моей неизменной темой по-прежнему                                                                                                                           остается  жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

                                                                                                   Е.И.Носов

Вывод по уроку

Продолжите, пожалуйста, предложения.

         

  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • На уроке  я задумался о…
  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

                   

                                                       

                                                                                                                           

                                                                                                   Пейзажная зарисовка

о чем повествует автор

какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают

художественно-выразительные средства

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

Эпитеты:

Олицетворения:

Сравнения:

                                                                                                   Пейзажная зарисовка

о чем повествует автор

какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают

художественно-выразительные средства

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,
 где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину.

 Олицетворения:

Метафора:

Сравнения:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Протест против равнодушия, бездуховности , безразличного отношения к окружающим людям, природе. ( По рассказу Е . И. Носова «Кукла »). МБОУ СОШ № 5 станицы Калниболотской учитель русского языка и литературы Симоненко Наталья Николаевна 1

Слайд 2

Цели урока 1. Содержательная . Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе. 2 . Деятельностная . уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы. Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально . 2

Слайд 3

Успех на уроке возможен, если мы будем следовать формуле удачи: УЛЫБКА + НАСТРОЕНИЕ + ВЕРА В СЕБЯ = ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 3

Слайд 4

Евгений Иванович Носов ( 1925-2002 ) ... Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать… И. Баскевич 4

Слайд 5

КУКЛА. Детская игрушка в виде фигурки человека 5

Слайд 6

Вот, говорят, раньше реки были глубже… 6

Слайд 7

Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнение: Метафоры: Олицетворения «полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом. « «ночью у омута вовсе не по себе, когда вдруг гулко обрушится подмытый берег…» «река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут; урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки…» « знойные дни; страшноватые воронки; гулко, тяжко обрушится берег; денно и нощно урчат… 7

Слайд 8

Поехал и не узнал реки… 8

Слайд 9

Метафоры: Художественные изобразительные средства: Сравнение: Олицетворения «горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину.. « ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.. « русло сузилось , затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос..» 9

Слайд 10

В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично… 10

Слайд 11

Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнение: Метафоры: Олицетворения « луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку- верховку . «тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью; молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия». « раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу; шарят черно-бархатные шмели; « В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично; воздух остер и крепок…» 11

Слайд 12

В грязном придорожном кювете валялась кукла… 12

Слайд 13

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой . 13

Слайд 14

14

Слайд 15

Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнение: Метафоры: Олицетворения « луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку- верховку . « волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. « раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу; шарят черно-бархатные шмели; « Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. 15

Слайд 16

16

Слайд 17

Домашнее задание Внеклассное чтение. Е. Носов «Живое пламя» 17

Слайд 18

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Проверочная работа по рассказу Е.И.Носова "Кукла". Тест. 7 класс.

Тестовая работа по рассказу  Е.И.Носова "Кукла"  поможет проверить усвоение изученного материала....

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла" 7 класс...

Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова "Кукла"

В процессе работы на уроке учащимся предлагается поразмышлять над прочитанным рассказом Е.И.Носова "Кукла" и проблемами равнодушия и сострадания, которые в нем отражены...

Куклы и люди в рассказе Е.И. Носова Кукла

В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» - это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на не...