Открытый урок
методическая разработка по литературе (7 класс)

Тимушева Ольга Митрофановна
Обобщение и систематизация знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы для обучающихся 7 класса.

Тема: Рассказ В.П.Катаева «Флаг».

Учитель :Тимушева Ольга Митрофановны.

Цель: знакомство с произведением В. П. Катаева «Флаг».

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию навыков чтения, учить

анализировать, оценивать прочитанное и делать выводы.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи,

мышления детей, способности эмоционально откликаться на прочитанное,

расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к Родине и

её историческому прошлому, нравственные качества и патриотические

чувства.

Материалы и оборудование: портрет писателя, пословицы и крылатое выражение, словарные слова, слайды с фотографиями Вов, рисунки учащихся.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

План урока: Орг. момент- 2мин.

Речевая разминка -2 мин.

Задание на внимание -2 мин.

Работа по теме -20 мин.

Физ. пауза – 3 мин.

Работа по тексту – 7 мин.

Работа с тестом - 5 мин

Рефлексия- 4мин .

Ход урока:

  1. I. Организационный момент.
  2. - Добрый день! Начинаем урок чтения.

Взаимное приветствие

Эмоциональное вхождение в урок.

Ну-ка, поверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно глядят?

Ребята, я вижу, у всех настроение отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

  1. Речевая разминка.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

  1. Тест на внимание

Задание: выбрать нужный рисунок.

-почему вы нарисовали рисунки? (скоро праздник «День защитника Отечества»).

  1. Введение в тему урока.

Существует много профессий.

Об одной из них мы сегодня с вами будем говорить.

Сейчас, я вам прочту строки из стихотворения….

А вы прослушайте и ответьте на вопрос : « какая это профессия?»

-Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам вспомнить о профессии.

Есть такая профессия – Родину защищать.

- О какой профессии говорит это выражение?

-Ученик: военные

-Учитель: В чем заключается труд военных?

-Ученик: Они защищают и охраняют нашу Родину, наш покой, нашу мирную жизнь.

Устный опрос.

- Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

(Началась 22 июня 1941 году. Закончилась 9 мая 1945 года.)

- 22 июня 1941 года миллионы людей во всём мире встретили

страшную весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Великая Отечественная война, продолжалась 1418 дней и ночей, она была

самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и

сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи

школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране

огромный материальный ущерб. Наше Отечество выстояло в борьбе с

сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре года.

- Как вы понимаете слово «подвиг»? (Ответы детей)

- Как вы понимаете слово «подвиг»? (Ответы детей)

- Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек

отдаёт всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной

жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает

подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести,

достоинства и свободы.

- Кто одержал победу в Великой Отечественной войне?

(Наш народ)

- Легко ли досталась эта победа нашему народу?

(Ответы детей)

- Вся история Великой Отечественной войны 1941-1945 написана

подвигами. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою могли только настоящие сыны и дочери своего народа, герои. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика. Победа досталась нам очень дорого. Я прочту строки из стихотворения А.И.Сайнаховой «Три Алёши…»

Имя это по России

Знает мал и знает стар,

Называют Алексеем

Манси, русских и татар.

И когда враги напали,

Развязали ту войну,

Алексеи дружно встали

Защищать свою страну

Алексеи - под Москвою…

Мчат на Курскую дугу,

В Сталинграде, как герои,

Не дают пройти врагу.

- Кому посвящены эти строки? (солдатам, мальчикам, мужчинам, воинам, дедушкам).

II. Целеполагание.

- Много песен, стихотворений, рассказов посвящены защитникам

нашего Отечества. И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов.

А вот с каким именно, вы узнаете, выполнив задание на карточке №1.

(Каждая группа выполняет задание на карточке №1)

- Первая группа, давайте проверим, что у вас получилось.

(Ответы детей)

- Какое произведение оказалось лишним?

(«Флаг»)

- Вторая группа, что у вас получилось?

(Ответы детей)

- Какой писатель оказался лишним?

(В.П.Катаев)

- Ребята, с фамилией Катаев вы соединили картинку с изображением

флага. Может быть, вы уже догадались, как будет звучать тема нашего

урока.

(Тема урока: В.П.Катаев «Флаг»)

III. Постановка учебных задач.

- Ребята, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок.

(Познакомиться с содержанием рассказа, учиться читать рассказ

без ошибок, внимательно слушать чтение учителя, уметь отвечать на

поставленные вопросы.)

IV. Работа над рассказом.

- Ребята, как вы думаете, как имя В.П.Катаева связано с Великой

Отечественной войной?

(Во время Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и

«Красная звезда», где печатались его очерки с фронта, ходил в разведку)

- Какая повесть, написанная писателем в 1944 году, принесла ему

огромную популярность?

(«Сын полка»)

- О ком в ней рассказывается?

(О мальчике Ване Солнцеве, у которого отец погиб на фронте, а мать

убили фашисты. Попав в отряд разведчиков, Ваня вместе с взрослыми

сражается с врагами. Захваченный в плен, он стойко переносит побои, но

не выдает своих разведчиков).

- А сейчас я прочитаю вам рассказ В.П.Катаева «Флаг», который

впервые появился в газете «Правда» от 19 марта 1942 года с подзаголовком

«Из фронтовой жизни».

- В рассказе вам встретятся новые или малознакомые слова.

Посмотрите внимательно и прочитайте:

Кирха

Каземат

Гарнизон

Форт

Капитуляция

а) чтение учителем

б) чтение учащимися

в) определение лексического значения

- Значение, каких слов вы могли бы объяснить?

(Ответы детей)

г) уточнение и объяснение значения слов

- А сейчас я предлагаю поработать со словарем.

В словаре найти значение слова - «кирха», «каземат», «гарнизон», «форт», «капитуляция».

(Ответы детей)

Кирха – церковь

Форт – мощное укрепление, способное отразить врага со всех сторон

Капитуляция – прекращение военных действий на условиях противника

Каземат – защищённое от огневых средств противника помещение в

оборонительных сооружениях.

Гарнизон – воинские части, расположенные в населённом пункте,

крепости.

- По названию рассказа и известным словам попытайтесь определить,

о чём пойдет речь в рассказе?

Учитель. Какая пословица соответствует 1 части рассказа?

«Храбрость – сестра победы»

Зачитайте отрывок о «горсточке храбрецов», которые защищали форт.

Ученик. Чтение отрывка.

Учитель. О чем говорится в 1 части рассказа?

Ученик. О защите форта.

Учитель. Итак. 1 часть рассказа мы назовём «Защита форта»

Запишите в тетради.

Учитель. Что предложили фашисты морякам ?

Ученик. Капитуляцию

Учитель. Что такое капитуляция?

Ученик. Прекращение военных действий.

Учитель. Что записал командир гарнизона в журнал?

Прочтите. Пересказ учеников.

Учитель. Как назовем 2 часть?

Какое решение принял командир гарнизона?

Ученики. « Они хотят флаг, они его увидят!»

Учитель. Какая пословица подходит ко 2 части рассказа?

Ученики. «Смело иди в бой, Родина за тобой!»

Матросы знали, что их ждёт верная гибель, но выбрали смерть за Родину.

Учитель. Что задумали солдаты?
Ученик. Пошить красный флаг.
Учитель. А почему не белый?
Ученик.
Моряки не собирались сдаваться, т.к. защищали Родину.
Учитель. Прочтите, как они шили флаг.

Физ.минутка Для разминки из-за парт, поднимаемся на старт! Бег на месте. Веселей! Делаем вперёд наклоны. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться.

Разминка для глаз Гимнастика для глаз

Зажмурить глаза изо всех сил, а потом открой их.

Поглаживай в течение 20 сек. Веки кончиками

пальцев.

Делай круговые движения глазами: налево – вверх –

направо – вниз – направо – верх – налево – вниз.

Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и

задержи на ней взгляд в течение 30 секунд.

7. Закрепление.

Тест.

  1. Кто автор рассказа?
    -В.П.Катаев
    -М.М.Зощенко
    -К.М. Симонов

  2. 2. Кирха это-
    - башня
    - церковь
    - крепость
  3. Кубрик это-
    -помещение на корабле
    -комната
    -здание

  4. Сколько времени защищали форт?
    -больше месяца
    -меньше месяца
    -месяц

  5. В какое время года происходило событие?
    -зима
    -весна
    -осень


6. Сколько простыней пошло на изготовление флага?
- 3 простыни
- 5 простыней
- 6 простыней


7. Какого цвета был флаг?
- малинового
- черного
- красного


8. С чем сравнивают флаг?
- великан-знаменосец
- гигант-знаменосец
- лилипут-знаменосец

- С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого

советского солдата был образцом для подражания. То, что мы часто

называем «стоять на смерть» было сполна продемонстрировано на

протяжении всей войны.

- Ребята, а как вы думаете, как будут развиваться дальше события в

рассказе?

- Сейчас я каждой группе предлагаю придумать продолжение рассказа.

(Работа в группах)

Прослушивание продолжения рассказа каждой группы.

- А вот, что на самом деле произошло дальше в рассказе, я предлагаю

вам узнать дома.

V. Рефлексия.

- Какой рассказ мы начали читать на уроке?

- О чем этот рассказ?

- Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока.

-Почему немцы не могли захватить форт?

-Могли ли русские солдаты сдаться?

-Почему?

-В чём нас хотел убедить автор своим рассказом?

- Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа,

какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с

еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной

войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого,

никогда не будет будущего. Вечная память героям Великой Отечественной

войны, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы

для них! Помнить!

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание. Дочитайте рассказ В.П. Катаева «Флаг» стр.224-229

Приложение.

Тест.

  1. Кто автор рассказа?
    -В.П.Катаев
    -М.М.Зощенко
    -К.М. Симонов

  2. 2. Кирха это-
    - башня
    - церковь
    - крепость
  3. Кубрик это-
    -помещение на корабле
    -комната
    -здание

  4. Сколько времени защищали форт?
    -больше месяца
    -меньше месяца
    -месяц

  5. В какое время года происходило событие?
    -зима
    -весна
    -осень


6. Сколько простыней пошло на изготовление флага?
- 3 простыни
- 5 простыней
- 6 простыней


7. Какого цвета был флаг?
- малинового
- черного
- красного


8. С чем сравнивают флаг?
- великан-знаменосец
- гигант-знаменосец
- лилипут-знаменосец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...