Открытый урок
методическая разработка по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы для обучающихся 7 класса.
Тема: Рассказ В.П.Катаева «Флаг».
Учитель :Тимушева Ольга Митрофановны.
Цель: знакомство с произведением В. П. Катаева «Флаг».
Задачи:
Образовательные: способствовать развитию навыков чтения, учить
анализировать, оценивать прочитанное и делать выводы.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи,
мышления детей, способности эмоционально откликаться на прочитанное,
расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к Родине и
её историческому прошлому, нравственные качества и патриотические
чувства.
Материалы и оборудование: портрет писателя, пословицы и крылатое выражение, словарные слова, слайды с фотографиями Вов, рисунки учащихся.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
План урока: Орг. момент- 2мин.
Речевая разминка -2 мин.
Задание на внимание -2 мин.
Работа по теме -20 мин.
Физ. пауза – 3 мин.
Работа по тексту – 7 мин.
Работа с тестом - 5 мин
Рефлексия- 4мин .
Ход урока:
- I. Организационный момент.
- - Добрый день! Начинаем урок чтения.
Взаимное приветствие
Эмоциональное вхождение в урок.
Ну-ка, поверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Ребята, я вижу, у всех настроение отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.
- Речевая разминка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Тест на внимание
Задание: выбрать нужный рисунок.
-почему вы нарисовали рисунки? (скоро праздник «День защитника Отечества»).
- Введение в тему урока.
Существует много профессий.
Об одной из них мы сегодня с вами будем говорить.
Сейчас, я вам прочту строки из стихотворения….
А вы прослушайте и ответьте на вопрос : « какая это профессия?»
-Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам вспомнить о профессии.
Есть такая профессия – Родину защищать.
- О какой профессии говорит это выражение?
-Ученик: военные
-Учитель: В чем заключается труд военных?
-Ученик: Они защищают и охраняют нашу Родину, наш покой, нашу мирную жизнь.
Устный опрос.
- Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
(Началась 22 июня 1941 году. Закончилась 9 мая 1945 года.)
- 22 июня 1941 года миллионы людей во всём мире встретили
страшную весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Великая Отечественная война, продолжалась 1418 дней и ночей, она была
самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и
сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи
школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране
огромный материальный ущерб. Наше Отечество выстояло в борьбе с
сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре года.
- Как вы понимаете слово «подвиг»? (Ответы детей)
- Как вы понимаете слово «подвиг»? (Ответы детей)
- Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек
отдаёт всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной
жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает
подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести,
достоинства и свободы.
- Кто одержал победу в Великой Отечественной войне?
(Наш народ)
- Легко ли досталась эта победа нашему народу?
(Ответы детей)
- Вся история Великой Отечественной войны 1941-1945 написана
подвигами. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою могли только настоящие сыны и дочери своего народа, герои. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика. Победа досталась нам очень дорого. Я прочту строки из стихотворения А.И.Сайнаховой «Три Алёши…»
Имя это по России
Знает мал и знает стар,
Называют Алексеем
Манси, русских и татар.
И когда враги напали,
Развязали ту войну,
Алексеи дружно встали
Защищать свою страну
Алексеи - под Москвою…
Мчат на Курскую дугу,
В Сталинграде, как герои,
Не дают пройти врагу.
- Кому посвящены эти строки? (солдатам, мальчикам, мужчинам, воинам, дедушкам).
II. Целеполагание.
- Много песен, стихотворений, рассказов посвящены защитникам
нашего Отечества. И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов.
А вот с каким именно, вы узнаете, выполнив задание на карточке №1.
(Каждая группа выполняет задание на карточке №1)
- Первая группа, давайте проверим, что у вас получилось.
(Ответы детей)
- Какое произведение оказалось лишним?
(«Флаг»)
- Вторая группа, что у вас получилось?
(Ответы детей)
- Какой писатель оказался лишним?
(В.П.Катаев)
- Ребята, с фамилией Катаев вы соединили картинку с изображением
флага. Может быть, вы уже догадались, как будет звучать тема нашего
урока.
(Тема урока: В.П.Катаев «Флаг»)
III. Постановка учебных задач.
- Ребята, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок.
(Познакомиться с содержанием рассказа, учиться читать рассказ
без ошибок, внимательно слушать чтение учителя, уметь отвечать на
поставленные вопросы.)
IV. Работа над рассказом.
- Ребята, как вы думаете, как имя В.П.Катаева связано с Великой
Отечественной войной?
(Во время Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и
«Красная звезда», где печатались его очерки с фронта, ходил в разведку)
- Какая повесть, написанная писателем в 1944 году, принесла ему
огромную популярность?
(«Сын полка»)
- О ком в ней рассказывается?
(О мальчике Ване Солнцеве, у которого отец погиб на фронте, а мать
убили фашисты. Попав в отряд разведчиков, Ваня вместе с взрослыми
сражается с врагами. Захваченный в плен, он стойко переносит побои, но
не выдает своих разведчиков).
- А сейчас я прочитаю вам рассказ В.П.Катаева «Флаг», который
впервые появился в газете «Правда» от 19 марта 1942 года с подзаголовком
«Из фронтовой жизни».
- В рассказе вам встретятся новые или малознакомые слова.
Посмотрите внимательно и прочитайте:
Кирха
Каземат
Гарнизон
Форт
Капитуляция
а) чтение учителем
б) чтение учащимися
в) определение лексического значения
- Значение, каких слов вы могли бы объяснить?
(Ответы детей)
г) уточнение и объяснение значения слов
- А сейчас я предлагаю поработать со словарем.
В словаре найти значение слова - «кирха», «каземат», «гарнизон», «форт», «капитуляция».
(Ответы детей)
Кирха – церковь
Форт – мощное укрепление, способное отразить врага со всех сторон
Капитуляция – прекращение военных действий на условиях противника
Каземат – защищённое от огневых средств противника помещение в
оборонительных сооружениях.
Гарнизон – воинские части, расположенные в населённом пункте,
крепости.
- По названию рассказа и известным словам попытайтесь определить,
о чём пойдет речь в рассказе?
Учитель. Какая пословица соответствует 1 части рассказа?
«Храбрость – сестра победы»
Зачитайте отрывок о «горсточке храбрецов», которые защищали форт.
Ученик. Чтение отрывка.
Учитель. О чем говорится в 1 части рассказа?
Ученик. О защите форта.
Учитель. Итак. 1 часть рассказа мы назовём «Защита форта»
Запишите в тетради.
Учитель. Что предложили фашисты морякам ?
Ученик. Капитуляцию
Учитель. Что такое капитуляция?
Ученик. Прекращение военных действий.
Учитель. Что записал командир гарнизона в журнал?
Прочтите. Пересказ учеников.
Учитель. Как назовем 2 часть?
Какое решение принял командир гарнизона?
Ученики. « Они хотят флаг, они его увидят!»
Учитель. Какая пословица подходит ко 2 части рассказа?
Ученики. «Смело иди в бой, Родина за тобой!»
Матросы знали, что их ждёт верная гибель, но выбрали смерть за Родину.
Учитель. Что задумали солдаты?
Ученик. Пошить красный флаг.
Учитель. А почему не белый?
Ученик.
Моряки не собирались сдаваться, т.к. защищали Родину.
Учитель. Прочтите, как они шили флаг.
Физ.минутка Для разминки из-за парт, поднимаемся на старт! Бег на месте. Веселей! Делаем вперёд наклоны. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться.
Разминка для глаз Гимнастика для глаз
Зажмурить глаза изо всех сил, а потом открой их.
Поглаживай в течение 20 сек. Веки кончиками
пальцев.
Делай круговые движения глазами: налево – вверх –
направо – вниз – направо – верх – налево – вниз.
Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и
задержи на ней взгляд в течение 30 секунд.
7. Закрепление.
Тест.
- Кто автор рассказа?
-В.П.Катаев
-М.М.Зощенко
-К.М. Симонов
2. Кирха это-
- башня
- церковь
- крепость- Кубрик это-
-помещение на корабле
-комната
-здание
Сколько времени защищали форт?
-больше месяца
-меньше месяца
-месяц- В какое время года происходило событие?
-зима
-весна
-осень
6. Сколько простыней пошло на изготовление флага?
- 3 простыни
- 5 простыней
- 6 простыней
7. Какого цвета был флаг?
- малинового
- черного
- красного
8. С чем сравнивают флаг?
- великан-знаменосец
- гигант-знаменосец
- лилипут-знаменосец
- С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого
советского солдата был образцом для подражания. То, что мы часто
называем «стоять на смерть» было сполна продемонстрировано на
протяжении всей войны.
- Ребята, а как вы думаете, как будут развиваться дальше события в
рассказе?
- Сейчас я каждой группе предлагаю придумать продолжение рассказа.
(Работа в группах)
Прослушивание продолжения рассказа каждой группы.
- А вот, что на самом деле произошло дальше в рассказе, я предлагаю
вам узнать дома.
V. Рефлексия.
- Какой рассказ мы начали читать на уроке?
- О чем этот рассказ?
- Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока.
-Почему немцы не могли захватить форт?
-Могли ли русские солдаты сдаться?
-Почему?
-В чём нас хотел убедить автор своим рассказом?
- Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа,
какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с
еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной
войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого,
никогда не будет будущего. Вечная память героям Великой Отечественной
войны, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы
для них! Помнить!
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание. Дочитайте рассказ В.П. Катаева «Флаг» стр.224-229
Приложение.
Тест.
- Кто автор рассказа?
-В.П.Катаев
-М.М.Зощенко
-К.М. Симонов
2. Кирха это-
- башня
- церковь
- крепость- Кубрик это-
-помещение на корабле
-комната
-здание
Сколько времени защищали форт?
-больше месяца
-меньше месяца
-месяц- В какое время года происходило событие?
-зима
-весна
-осень
6. Сколько простыней пошло на изготовление флага?
- 3 простыни
- 5 простыней
- 6 простыней
7. Какого цвета был флаг?
- малинового
- черного
- красного
8. С чем сравнивают флаг?
- великан-знаменосец
- гигант-знаменосец
- лилипут-знаменосец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...
