Работа по выявлению и развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Болонева Татьяна Григорьевна

Статья о методических приемах работы по выявлению и развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа по выявлению и развитию способностей одаренных учащихся на уроках русского языка и литературы».

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одаренности школьника в период обучения.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей, а для того чтобы воспитать в школе ученика-личность, необходимо создать наиболее благоприятные условия для всех участников образовательного процесса через представление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интересов, творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными в этом направлении для уроков русского языка и литературы, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

            В своей деятельности развитие  способностей учащихся ставлю на первое место, потому что владеть словом, иметь «крепкий» словарный запас, уметь выстраивать логически свои мысли, выступать перед публикой (классом, школой)  - это навыки, которые помогут им во «взрослой жизни».  На каждом уроке мы с ребятами учимся ставить цели, задачи, находить проблему (проблемный вопрос), доказательства (своих доводов),  сравнивать, наблюдать и обобщать свои знания. Также часто использую нестандартные формы уроков: урок-игра, урок-выступление, урок-мастерская, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-выставка ( показ рисунков, творческих работ). На уроках литературы использую разные приемы работы: составление паспорта литературного героя, странички в социальных сетях, таблиц, фишбоуна, синквейна,  театр у доски (инсценировки отрывков из произведений) и т.д.

 

 На уроках литературы предлагаю ребятам написать творческие работы: сказку, рассказ, эссе, стихотворение (по выбору). Сочиняя что-либо, учащиеся развивают свое воображение. В 7 классах при прохождении раздела  «Древнерусская литература» предлагаю ребятам написать поучение, внешне достоверно оформить, определить адресата (например, поучение однокласснику или братьям и сестрам). В 9 классе при  изучении од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина предлагаю написать оду однокласснику с призывом хорошо учиться. При изучении  элегии В.А. Жуковского «Море» 9 классам предлагаю написать эссе «Человек и море».   На уроках русского языка, например, прошу сочинить четверостишие на закрепление словарных слов, творческий диктант с изученной орфограммой, составить свою памятку для запоминания правил.  

       Развитию творческого  мышления  способствует анализ текста. Разберем несколько вариантов более подробно.

Сочинение (описание/повествование/рассуждение). Этот вид задания применяется в завершении темы, чтобы помочь учащимся  обобщить свои знания по изученной теме.  Например, после изучения  темы «Образ Митрофана» по комедии Д. И. Фонвизина учащимся предлагаю следующую работу:

Даю задание: написать сочинение-рассуждение: «Что такое эгоизм?».

Предлагаю шаблон.

Вспоминаем,  как пишется сочинение-рассуждение.

Написание сочинения.

Затем обсуждение между учащимися, подведение итогов

Творческое сочинение. Способствует развитию творческих навыков, мышления, наблюдения и обобщения знаний. Например, после изучения комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предлагаю учащимся написать творческую работу «Письмо Митрофану» от лица современного ученика.

 Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова учащимся можно предложить следующую работу:

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.

3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.

4. Обсуждение предстоящей работы, как пишется сочинение – эссе.

5. Написание сочинения.

6. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.

Фишбоун (это прием,  позволяющий визуализировать информацию и одновременно выделить в ней существенные признаки). Слово «фишбоун» дословно переводится с английского как «рыбная кость» или «скелет рыбы».

Он представляет собой графическое изображение рыбьего скелета, в котором обязательными компонентами являются:

голова (изображается в форме треугольника): эта часть рисунка соответствует проблемной ситуации.

туловище в виде двух рядов костей — верхних и нижних. Верхний ряд содержит причины, лежащие в основе проблемной ситуации, нижний ряд — факты, касающиеся ситуации.

хвост (изображается в виде треугольника): здесь содержится вывод, который должны получить ученики в ходе обсуждения и решения проблемной задачи.

Приём можно использовать в следующих учебных ситуациях:

-при обобщении учебной информации, структурировании материала для его лучшего запоминания;

-в качестве схематического опорного конспекта к теме;

-в качестве домашнего задания для закрепления материала, изученного на уроке.

  Например, после изучения темы: «Поединок Гринёва и Швабрина. Причины

и последствия» в историческом романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» учащиеся заполняют фишбоун. Нужно ответить на главный вопрос: Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева? Ученики чертят скелет рыбы в тетради. В голове рыбы мы пишем главный вопрос, в хвосте будет вывод.  На косточках мы будем писать факты и причины (весь материал даю в презентации).

   Индивидуальная работа каждого на уроке очень важна. Выявить или выделить способности учащихся  мы можем при инсценировании эпизодов произведения, чтении по ролям, пересказ от лица одного из персонажей, повествователя.  

   Альтернативной работой может быть задание – написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, после изучения образов из народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» учащиеся создают синквейн:

Матрёна Тимофеевна.

Красивая, трудолюбивая.

Работает, борется, защищает.

Женщина с трудной судьбой, которая защищает своих детей, свою семью, и не «гнётся» перед трудностями.

Крестьянка.

  Важным фактором в раскрытии творческих способностей является исследовательская деятельность.  Ведь при написании исследовательской работы,  существенным становится выбор темы для исследования, т.к нужно учитывать интересы ребенка. Особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся. Исследовательская работа по культуре речи  «Современные фразеологизмы, используемые в речи школьников» использовалась  на уроках русского языка. Учащимся была проведена большая работа: сбор устойчивых выражений, которые мы используем в своей речи, анкетирование учащихся и учителей. В ходе работы учащиеся приобретают новые знания о структуре исследовательского проекта, умение анализировать различную информацию, делать выборку, редактирование.  Итогом данной работы становится формирование опыта творческой деятельности.

Традиционным стало ежегодное проведение «Недели русского языка и литературы». В рамках предметной недели проходят конкурсы и викторины, инсценировки и постановки, внеклассные мероприятия, расширение кругозора, выпуск тематических газет, участие в школьной выставке творческих работ учащихся.Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении:

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Способы развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Первичная диагностика способностей. Тестирование. Наблюдения.

Вовлечение в проектную деятельность

Вовлечение в исследовательскую деятельность

Вовлечение в конкурсную деятельность

Самооценка способностей, мотивации, интересов

Включение элементов ТРИЗ-педагогики в учебные занятия, во внеурочную деятельность

Психодиагностика творческого мышления

Экскурсии

Диагностика вербальной мотивации (по С.Медник)

Нестандартные уроки

Вербальный тест «Необычное использование» (по К.А.Хеллер)

Делегирование части преподавательских полномочий одарённым детям. Подготовка обучающимися дополнительного материала.

Опросник для выявления одарённых школьников (по А.А.Лосевой)

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

Работа обучающихся в роли руководителя группы

Привлечение к участию в конференциях, конкурсах, смотрах, чтениях, олимпиадах, эстафетах, викторинах

Прогностические задания, индивидуальные творческие задания;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...