ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
углублять представление о литературе как источнике духовного опыта, как особом виде искусства, отражающем окружающую действительность в словесной форме;
формировать собственный запрос на становление себя как читателя, культурного человека;
совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРА
8 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Цель урока | познакомить детей с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, дать представление о жанре житие, рассказать о «Житие Сергия Радонежского», |
Задачи урока | углублять представление о литературе как источнике духовного опыта, как особом виде искусства, отражающем окружающую действительность в словесной форме; формировать собственный запрос на становление себя как читателя, культурного человека; совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности |
Цель деятельности учителя | Создавать условия для достижения метапредметных результатов через средства изучаемого предмета, обучать и развивать УУД обучающихся. |
Тип урока | Урок общеметодической направленности |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление нравственных ценностей, отраженных в художественном тексте, умение сопоставлять и толковать проблематику произведения с учетом историко-культурных особенностей эпохи их создания и современного времени, определение композиционных особенностей произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изучаемого текста, владение основными литературоведческими понятиями и общедоступными приемами анализа художественного текста, формирование читательской позиции и обучение современным способам работы с разными видами информации. Личностные, применение навыков самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; приобщение к нравственным представлениям окружающего мира, проявление российской идентичности, проявление эстетических представлений об историко-культурном наследии своего народа. Метапредметные результаты: познавательные: умение обобщать информацию, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать критерии отбора информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, свободно владеть навыками смыслового чтения и навыками работы с разными информационными источниками. регулятивные: объективное оценивание результатов индивидуальной и коллективной деятельности, определение целей учебной деятельности; планирование познавательного процесса в соответствии с поставленной задачей, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач, коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей и чувств, свободное владение устной и письменной речью как основы познавательной деятельности. |
Методы и формы обучения | Поисковый, эвристический метод, методический прием дискуссии, метод интеллект-карт. |
Оборудование | Компьютер, проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, раздаточный материал, листы самооценки и листы с интеллект-картами. |
Основные понятия | Литературоведческие понятия: житие, агиографический текст, деяния святого, литературные традиции, композиционная структура текста, идейное содержание, авторская и читательская позиция, художественные средства изображения персонажа. Историко-культурные понятия: летописные источники, библейские реминисценции, монголо-татарское нашествие, политические силы, духовный и ратный подвиг, идейно-философское содержание, общность художественных мотивов в разных видах искусства. |
Организационная структура урока
Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание благоприятной коммуникативной атмосферы для достижения образовательных результатов | Готовятся к восприятию информации, обсуждают, делают выводы, формулируют собственное высказывание. | Учитель способствует созданию атмосферы сотрудничества, обращает внимание на ценность любого развивающего задания, направляет учебную деятельность, поддерживает проявление самостоятельности в определении учебно-познавательных задач данного занятия. Учитель предлагает учащимся посмотреть друг на друга и подарить… улыбку(!), и, так как это проявление дружелюбия и хорошего настроения, такое начало урока поможет настроиться на конструктивное общение: Пусть станет невозможное - возможным. (стихотворение Вячеслава Прошутинского Одним из самых ценных умений человека является умение общения, и не только друг с другом, уже в ближайшем будущем мы станем перед проблемой общения с искусственным интеллектом, где место эмоций займут сухие факты, а вот «виртуальное общение в рамках литературного текста» всегда наполнено чувствами и направлено не только к сознанию читающего, но и к его душе. Сегодняшний урок – общение сквозь призму времени с художественным текстом, с исторической персоной, с прошедшей и сегодняшней эпохой, и, несомненно, с самим собой. | Регулятивные УУД Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, овладение приемами контроля эмоций Коммуникативные УУД Совершенствование умения формулировать речевое высказывание в соответствии с конкретной коммуникативной задачей и речевой ситуацией. |
Актуализация знаний. Цель: анализ и синтез известной и полученной информации для ответа на ключевой проблемный вопрос урока. | Рассуждают, анализируют, делают предположения. | Из древней тьмы на мировом погосте И. Бунин Направляет рассуждение учащихся. Способствует развитию коммуникативных навыков, поощряет самостоятельность суждений. Беседа: Как вы думаете, зачем современному человеку читать древнерускую литературу? Ведь она «слишком далека» от сегодняшнего времени, зачастую имеет мифологический характер, требует неспешного и вдумчивого прочтения и основывается на исторических знаниях? Что вы понимаете под термином “древнерусская литература”? Какие этапы прошла в своем развитии эта литература? Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? К каким жанрам они принадлежат? Почему необходима отсылка к жанру произведения при изучении любого художественного текста? Как это влияет на понимание идейного содержание текста? Напомните известные вам жанры древнерусской литературы. | Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника, оценивать результаты своей деятельности, анализировать полученную информацию, критически воспринимать результаты своей работы, систематизировать материал. |
Постановка цели и задач урока. Построение и реализация учебного проекта Цели: сформулировать цели и задачи урока, определить стратегии их достижения, принять во внимание возможные причины затруднений в достижении поставленных целей. | Высказывают предположения о значении формулы-ребуса, вынесенного в качестве проблемного вопроса урока | Сегодня мы будем с вами говорить о древнерусской литературе, о том времени, когда на Руси появляется письменность, а затем и первая печатная книга. Давайте сформулируем цель нашей деятельности на уроке. (познакомиться с древнерусской литературой, «Повестью временных лет») Что мы должны сделать для достижения поставленной цели? Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий. - С какими произведениями древнерусской литературы вы познакомились ранее? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских») Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды". Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык». Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:
- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях, - повесть – рассказ о важных исторических событиях, - слово – образец торжественного красноречия, - хождение – рассказ о далёких путешествиях, - житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых. Специфические черты древнерусской литературы (под запись): В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты: 1 Историзм Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица. 2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы (древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке. 3 Церковный характер произведения: Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.
5 Анонимичность древнерусской литературы: Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты) 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар. 6 Вариативность: Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов. 7 В древнерусской литературе Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре. 8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность. Главная задача писателя прославление русской земли. 9 Символизм (Лихачев). Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов. 10 Периодизация Периодизация: Лихачев выделяет периоды: 1 период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ). 2 период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности. 3 период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени. 4 период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий). 5 период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение. 6 период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства. 7 период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия). Рукописные книги и создатели славянской азбуки Первая печатная книга появилась в Китае в первой половине 11 века. А до этого времени книги были рукописными, то есть писались от руки. По сути – это несколько отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году. В это время в Киеве княжил Владимир Святославович, внук княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где два брата, Кирилл и Мефодий, проповедники христианства и просветители, создали славянскую азбуку. Они первыми перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык. (показ презентации про Кирилла и Мефодия) В последующем братьев причислили к лику святых. В их честь учрежден праздник День славянской письменности и культуры, который отмечается в славянских странах 24 мая. Летописание Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской культуры: житие, поучение, слово. В 11 веке на Руси возникает новый жанр древней литературы летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве, при дворе митрополита (главный церковный правитель), был создан «Древний Киевский свод», в котором были записаны рассказы об основных событиях на Руси с самых древних времен. Постепенно, летописцы начинают записывать не только самые главные события прошлого, но и то, что происходило в данный момент, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи стали называть погодными, то есть записями по годам. Каждый такой рассказ начинался словами: «В лето…», то есть в год… Так и появилось название летопись. «Повесть временных лет» В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий на основе «Древнейшего Киевского свода» составил «Первый Киево-Печерский свод», который перерабатывался несколько раз. В результате появляется летопись «Повесть временных лет» созданная около 1113 года монахом Нестором. Это произведение является основой всего древнерусского летописания. Произведение сохранилось не полностью и нам оно известно по двум более поздним летописным сводам: Лаврентьевской и Ипатьевской летописям. Обе летописи сложны по составу. В них есть погодные записи, краткие и развернутые, рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца и луны, об эпидемиях и пожарах. В них есть тексты грамот, договоров, жития, поучения. В самом начале «Повести…» Нестор рассказывает о событиях всемирной истории по библейским легендам, от всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя. В эти события летописец вводит русскую историю, сообщая о нашем государстве различные сведения. По утверждению Нестора первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет назад. Самая древняя стоянка называлась Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит , что в конце 5 начале 6 веков три брата, Кий, Щек и Хорив, их сестра Лыбедь основали на правом крутом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. | Регулятивные: УУД: совершенствование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач, умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей и чувств, свободное владение устной и письменной речью как основы познавательной деятельности. |
Первичное закрепление Цель: определить дальнейшие варианты сотрудничества для решения проблемного вопроса урока | Предлагают варианты выхода из проблемной ситуации. Работают с разными источниками информации, систематизируют полученную информацию, Делают первичные выводы | Организует лексическую работу с понятиями, являющимися ключевыми в данной теме. Но перед детальным изучением текста, хотелось бы уточнить значение термина «житие», кроме того, уяснить связь его значения с такими однокоренными словами, как жизнь, житьё, живот, живо, живительный и т.п. ЖИТИЕ́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография. ЖИТИЕ', я́, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное ж. Беззаботное ж. “Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития. Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:
Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220–1263). - Житие - описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний. Как правило, в житии сообщается
Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):
Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 7-8 В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи». В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земл Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу. |
Подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цели: систематизировать полученную информацию, определить промежуточные результаты деятельности, уточнить дальнейшие направления учебной деятельности по изучению заявленного материала. | Высказывают собственную точку зрения, приводят примеры, синтезируют сведения, полученные из разных источников. Определяют границы творческого замысла по составлению ментальной карты в качестве обобщения материалов. | Корректирует деятельность учеников Стр. 6-14, читать | Формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу. |
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей деятельности. | Анализируют собственную работу на уроке. | Организует работу по рефлексии. | Развитие навыков адекватно оценивать свою работу, анализировать, строить речевое высказывание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе
В статье подробно освещается методика усвоения жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе, - создание произведений, написанных учащимися на...

Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
В 7 классе по литературе изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1. Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Урок по литературе в 6 классе «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Цели урока:1 выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.2 закрепить содержание рома...

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»...

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Нравственные проблемы в житии, их историческая обусловленность и вневременной смысл. Особенности лексики и художеств
познакомить детей с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, дать представление о жанре летописи, воинской повести, житие, рассказать о «Повести временных лет»,...
