ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Панькова Евгения Георгиевна

углублять представление о литературе как источнике духовного опыта, как особом виде искусства, отражающем окружающую действительность в словесной форме;

формировать собственный запрос на становление себя как читателя, культурного человека;

совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._drevnerus._lit._zhitie.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Цель урока

познакомить детей с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, дать представление о жанре житие,  рассказать о «Житие Сергия Радонежского»,        

Задачи урока

углублять представление о литературе как источнике духовного опыта, как особом виде искусства, отражающем окружающую действительность в словесной форме;

формировать собственный запрос на становление себя как читателя, культурного человека;

совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности

Цель деятельности учителя

Создавать условия для достижения метапредметных результатов через средства изучаемого предмета, обучать и развивать УУД обучающихся.

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление нравственных ценностей,

отраженных в художественном тексте, умение сопоставлять и толковать проблематику произведения с учетом историко-культурных особенностей эпохи их создания и современного времени,

определение композиционных особенностей произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изучаемого текста,

владение основными литературоведческими понятиями и общедоступными приемами анализа художественного текста,

формирование читательской позиции и обучение современным способам работы с разными видами информации.

Личностные,

применение навыков самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

приобщение к нравственным представлениям окружающего мира, проявление российской идентичности,

проявление эстетических представлений об историко-культурном наследии своего народа.

Метапредметные результаты:

познавательные: умение обобщать информацию, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать критерии отбора информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, свободно владеть навыками смыслового чтения и навыками работы с разными информационными источниками.

регулятивные: объективное оценивание результатов индивидуальной и коллективной деятельности, определение целей учебной деятельности; планирование познавательного процесса в соответствии с поставленной задачей, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач,

коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей и чувств, свободное владение устной и письменной речью как основы познавательной деятельности.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, методический прием дискуссии, метод интеллект-карт.

Оборудование

Компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, листы самооценки и листы с интеллект-картами.

Основные понятия

Литературоведческие понятия: житие, агиографический текст, деяния святого, литературные традиции, композиционная структура текста, идейное содержание, авторская и читательская позиция, художественные средства изображения персонажа.

Историко-культурные понятия: летописные источники, библейские реминисценции, монголо-татарское нашествие, политические силы, духовный и ратный подвиг, идейно-философское содержание, общность художественных мотивов в разных видах искусства.

Организационная структура урока

Этап

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Формируемые УУД

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание благоприятной коммуникативной атмосферы для достижения образовательных результатов

Готовятся к восприятию информации, обсуждают, делают выводы, формулируют собственное высказывание.

Учитель способствует созданию атмосферы сотрудничества, обращает внимание на ценность любого развивающего задания, направляет учебную деятельность, поддерживает проявление самостоятельности в определении учебно-познавательных задач данного занятия.

Учитель предлагает учащимся посмотреть друг на друга и подарить… улыбку(!), и, так как это проявление дружелюбия и хорошего настроения, такое начало урока поможет настроиться на конструктивное общение:

Пусть станет невозможное - возможным.
Пусть станет ближе все, что далеко.
И пусть все то, что кажется так сложно,
решается красиво и легко...

(стихотворение Вячеслава Прошутинского

Одним из самых ценных умений человека является умение общения, и не только друг с другом, уже в ближайшем будущем мы станем перед проблемой общения с искусственным интеллектом, где место эмоций займут сухие факты, а вот «виртуальное общение в рамках литературного текста» всегда наполнено чувствами и направлено не только к сознанию читающего, но и к его душе. Сегодняшний урок – общение сквозь призму времени с художественным текстом, с исторической персоной, с прошедшей и сегодняшней эпохой, и, несомненно, с самим собой.

Регулятивные УУД Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, овладение приемами контроля эмоций

Коммуникативные УУД

Совершенствование умения  формулировать речевое высказывание в соответствии с конкретной коммуникативной задачей и речевой ситуацией.

Актуализация знаний.

Цель: анализ и синтез известной и полученной информации для ответа на ключевой проблемный вопрос урока.

Рассуждают, анализируют, делают предположения.

Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!..

И. Бунин

Направляет рассуждение учащихся. Способствует развитию коммуникативных  навыков, поощряет самостоятельность суждений.

Беседа:

Как вы думаете, зачем современному человеку читать древнерускую литературу? Ведь она «слишком далека» от сегодняшнего времени, зачастую имеет мифологический характер, требует неспешного и вдумчивого прочтения и основывается на исторических знаниях?

Что вы понимаете под термином “древнерусская литература”? Какие этапы прошла в своем развитии эта литература?

Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? К каким жанрам они принадлежат?

Почему необходима отсылка к жанру произведения при изучении любого художественного текста? Как это влияет на понимание идейного содержание текста? Напомните известные вам жанры древнерусской литературы.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника, оценивать результаты своей деятельности, анализировать полученную информацию, критически воспринимать результаты своей работы, систематизировать материал.

Постановка цели и задач урока. Построение и реализация учебного проекта

Цели: сформулировать цели и задачи урока, определить стратегии их достижения, принять во внимание возможные причины затруднений в достижении поставленных целей.

Высказывают предположения о значении формулы-ребуса, вынесенного в качестве проблемного вопроса урока

Сегодня мы будем с вами говорить о древнерусской литературе, о том времени, когда на Руси появляется письменность, а затем и первая печатная книга. Давайте сформулируем цель нашей деятельности на уроке. (познакомиться с древнерусской литературой, «Повестью временных лет»)

Что мы должны сделать для достижения поставленной цели?

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

- С какими произведениями древнерусской литературы вы познакомились ранее? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды".

Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».

Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:

  • истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);
  • ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);
  • ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);
  • жанры (под запись)

- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,

- повесть – рассказ о важных исторических событиях,

- слово – образец торжественного красноречия,

- хождение – рассказ о далёких путешествиях,

- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Специфические черты древнерусской литературы (под запись):

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках.  Ей присущи следующие специфические черты:

1 Историзм

Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.

2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3 Церковный характер произведения:

Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.


4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин - литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях - рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.

5 Анонимичность древнерусской литературы:

Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:

1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)

2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

6 Вариативность:

Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7 В древнерусской литературе

Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли.

9 Символизм (Лихачев).

Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.

10 Периодизация

Периодизация:

Лихачев выделяет периоды:

1 период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ).

2 период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности.

3 период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.

4 период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).

5 период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.

6 период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.

7 период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

Рукописные книги и создатели славянской азбуки

Первая печатная книга появилась в Китае в первой половине 11 века. А до этого времени книги были рукописными, то есть писались от руки. По сути – это несколько отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году. В это время в Киеве княжил Владимир Святославович, внук княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где два брата, Кирилл и Мефодий, проповедники христианства и просветители, создали славянскую азбуку. Они первыми перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

(показ презентации про Кирилла и Мефодия)

В последующем братьев причислили к лику святых. В их честь учрежден праздник День славянской письменности и культуры, который отмечается в славянских странах 24 мая.

Летописание

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской культуры: житие, поучение, слово.

В 11 веке на Руси возникает новый жанр древней литературы летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве, при дворе митрополита (главный церковный правитель), был создан «Древний Киевский свод», в котором были записаны рассказы об основных событиях на Руси с самых древних времен.

Постепенно, летописцы начинают записывать не только самые главные события прошлого, но и то, что происходило в данный момент, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи стали называть погодными, то есть записями по годам. Каждый такой рассказ начинался словами: «В лето…», то есть в год… Так и появилось название летопись.

«Повесть временных лет»

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий на основе «Древнейшего Киевского свода» составил «Первый Киево-Печерский свод», который перерабатывался несколько раз. В результате появляется летопись «Повесть временных лет» созданная около 1113 года монахом Нестором. Это произведение является основой всего древнерусского летописания. Произведение сохранилось не полностью и нам оно известно по двум более поздним летописным сводам: Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

Обе летописи сложны по составу. В них есть погодные записи, краткие и развернутые, рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца и луны, об эпидемиях и пожарах. В них есть тексты грамот, договоров, жития, поучения.

В самом начале «Повести…» Нестор рассказывает о событиях всемирной истории по библейским легендам, от всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя. В эти события летописец вводит русскую историю, сообщая о нашем государстве различные сведения.

По утверждению Нестора первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет назад. Самая древняя стоянка называлась Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит , что в конце 5 начале 6 веков три брата, Кий, Щек и Хорив, их сестра Лыбедь основали на правом крутом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.

Регулятивные: УУД:

совершенствование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач, умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД:  осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей и чувств, свободное владение устной и письменной речью как основы познавательной деятельности.

Первичное закрепление

Цель: определить дальнейшие варианты сотрудничества для решения проблемного вопроса урока

Предлагают варианты выхода из проблемной ситуации.  

Работают с разными источниками информации, систематизируют полученную информацию,

Делают первичные выводы

Организует лексическую работу с понятиями, являющимися ключевыми в данной теме. Но перед детальным изучением текста, хотелось бы уточнить значение термина «житие», кроме того, уяснить связь его значения с такими однокоренными словами, как жизнь, житьё, живот, живо, живительный и т.п.

ЖИТИЕ́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография.

ЖИТИЕ', я́, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное ж. Беззаботное ж.

“Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

  1. пространное предисловие;
  2. особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
  3. похвальное слово святому;
  4. четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220–1263).

- Житие - описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается

  • об основных событиях жизни святого,
  • его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),
  • а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

     Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

  • так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)
  • Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)
  • В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.
  • Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.
  • После смерти его тело оставалось нетленным.        

Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 7-8

В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земл 

Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
– Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).
и» и «Житие Александра Невского»

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цели: систематизировать полученную информацию, определить промежуточные результаты деятельности, уточнить дальнейшие направления учебной деятельности по изучению заявленного материала.

Высказывают собственную точку зрения, приводят примеры, синтезируют сведения, полученные из разных источников.

Определяют границы творческого замысла по составлению ментальной карты в качестве обобщения материалов.

Корректирует деятельность учеников

Стр. 6-14, читать

Формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей деятельности.

Анализируют собственную работу на уроке.

Организует работу по рефлексии.

Развитие навыков адекватно оценивать свою работу,  анализировать, строить речевое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе

В статье подробно освещается методика усвоения жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе, - создание  произведений, написанных   учащимися на...

Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».

Театрализованный урок литературы в 6 классе  «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1.      Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Урок по литературе в 6 классе «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Цели урока:1    выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.2    закрепить содержание рома...

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»...

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Нравственные проблемы в житии, их историческая обусловленность и вневременной смысл. Особенности лексики и художеств

познакомить детей с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, дать представление о жанре летописи, воинской повести, житие,  рассказать о «Повести временных лет»,...