Конспект урока п литературы в 11 классе на тему "Любовная лирика Маяковского"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

В конспекте урока представлены названия стихотворений поэта о любви, их адресаты, комментарий и анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: «“Любовь – это сердце всего”: уникальность любовной лирики В.В. Маяковского»

Цель: Раскрыть своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского, показав, как в ней сочетаются гиперболичность, трагедийность, самоотдача и общественный пафос.

Задачи:

Образовательные: Проанализировать ключевые любовные произведения Маяковского («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах»), выявить их художественные особенности.

Развивающие: Развивать навыки анализа поэтического текста, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Формировать критическое мышление и культуру речи.

Воспитательные: Способствовать формированию представлений о сложности и многогранности любовного чувства, о ценности искренности и самоотдачи в отношениях.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать основные мотивы и образы любовной лирики Маяковского; уметь анализировать стихотворения с учётом их художественного своеобразия.

Метапредметные: Умение работать с текстом, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Осознание любви как мощной, преображающей силы, способной на самоотречение.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Тексты стихотворений В. Маяковского («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», отрывки из поэмы «Облако в штанах»), мультимедийная презентация, аудиозаписи или видео с исполнением стихов Маяковским (или актёрами), раздаточный материал (таблицы для анализа).

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, создание рабочей атмосферы.

II. Мотивация и целеполагание (5 мин.)

Слово учителя:

– Ребята, когда мы говорим «любовная лирика», у нас возникают определённые ассоциации: нежность, тишина, интимность, образы роз, соловьёв, лунных ночей. Это мир Пушкина, Фета, Блока. А теперь представьте, что о любви говорит голос, привыкший «орать» с революционных площадей, поэт-«агитатор, горлан, главарь». Возможно ли это? Не противоречит ли это самой сути лирики?

Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём».

– Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Сформулируйте тему и цели нашего занятия.

(Ученики высказывают предположения, учитель корректирует и записывает тему на доске).

III. Актуализация знаний (5 мин.)

Блиц-опрос:

С каким художественным направлением прежде всего связан ранний Маяковский? (Футуризм).

Назовите ключевые черты футуристической поэтики (эпатаж, неологизмы, гипербола, урбанизм, разрыв с традицией).

Каким мы знаем Маяковского-поэта в целом? (Громкий, плакатный, революционный, трагический).

– Сегодня мы откроем другого Маяковского – ранимого, страстного, беззащитного в своей любви.

IV. Изучение нового материала (25 мин.)

1. Вводная лекция учителя (с элементами беседы)

Любовь для Маяковского – не уютное чувство, а катастрофа, революция, «огромное чувство», которое ломает человека. Его любовная лирика автобиографична. Ключевые адресаты: Мария Денисова (поэма «Облако в штанах»), Лиля Брик (центральный образ), Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.

2. Работа в группах с текстами

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает текст и задание для анализа.

Группа 1: Поэма «Облакo в штанах» (тетраптих, 1915)

Задание: Проанализируйте отрывок (часть 3, где герой ждёт Марию). Какими средствами Маяковский передаёт мучительное ожидание и боль неразделённой любви?

Ключевые вопросы для анализа:

Найдите примеры гиперболы («Вошёл в комнату, дверями хлопнув. // Вошёл – и шалеет от дверного хлопка»).

Как урбанистические образы помогают передать состояние героя? («Слышу: тихо, // как больной с кровати, // спрыгнул нерв»).

Как меняется масштаб времени? («Двенадцать пробило. // Словно падая с креста, // упал последний, двенадцатый час»).

Вывод группы: Любовь здесь – это боль, надрыв, ожидание как пытка. Чувство доведено до крайней степени напряжения.

Группа 2: Стихотворение «Лиличка!» (1916)

Задание: Докажите, что это стихотворение – одновременно и отчаянная мольба, и прощание.

Ключевые вопросы для анализа:

Каков лирический сюжет стихотворения? (Сиюминутная сцена: просьба не уходить, которая перерастает в трагедию).

Найдите метафоры и сравнения, описывающие состояние лирического героя. («…а дым табачный // Воздух выел. Комната – // глава в крученыховском аде»; «Зверин сердце моё простыло»).

Как проявляется самоуничижение и жертвенность героя? («Вспомни – // за этим окном // впервые // руки твои, исступлённый, гладил»; «Дай простелить последнюю нежность // твоей уходящей походкой»).

Вывод группы: Любовь – это абсолютная самоотдача, готовность к жертве. Герой не борется, а страдает, его сила оборачивается беспомощностью.

Группа 3: «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928)

Задание: Как в этом стихотворении соединяется личное чувство с общественным, гражданским?

Ключевые вопросы для анализа:

Каким вы видите образ возлюбленной? («В парижский туман уходишь всё же» – независимая, гордая).

Найдите строчки, где личное «я» сменяется на коллективное «мы». («Я не сам, а я // ревную за Советскую Россию»).

В чём заключается вызов и уверенность лирического героя? («Придётся // и мне // тебя в Париже // искать»). Какова роль финала? («…дойдёт // и до солнца // моя непрожитая радость»).

Вывод группы: Любовь здесь – это не только интимное чувство, но и поединок, утверждение своей правоты, веры в будущее. Личное и общественное неразделимы.

3. Выступление групп и обобщение (заполнение общей таблицы на доске)

Стихотворение

Образ возлюбленной

Состояние лирического героя

Ключевые художественные средства

Доминирующее настроение

«Облако в штанах»

Причина страдания

Отчаяние, боль, надрыв

Гипербола, урбанистические метафоры, дисгармония

Трагедия, катастрофа

«Лиличка!»

Уходящая, объект обожания

Жертвенность, мольба, самоуничижение

Рваный ритм, «лесенка», пронзительные метафоры

Отчаянная нежность, безысходность

«Письмо Т. Яковлевой»

Равная соперница

Уверенность, вызов, ревность за идею

Соединение интимного и гражданского, неологизмы

Страсть, пафос, вера в будущее

V. Закрепление. Решение проблемной задачи (5 мин.)

Вопрос классу:

– Так в чём же уникальность любовной лирики Маяковского? Подтвердите тезисы примерами.

Масштаб чувства: Любовь – это не интимная история, а космическое, «планетарное» событие.

Трагедийность: Любовь почти всегда связана с болью, разлукой, неразделённостью.

Гиперболизация: Чувства и образы доведены до крайней степени интенсивности.

Слияние личного и общественного: Любовь неотделима от жизненной и творческой позиции поэта.

Новаторство формы: Рваный ритм, «лесенка», неологизмы, грубые и нежные метафоры бок о бок.

VI. Рефлексия (2 мин.)

– Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а), что...

Самым неожиданным для меня было...

Мне захотелось перечитать...

VII. Домашнее задание (1 мин.)

На выбор:

#1040;налитическое: Написать мини-сочинение на тему: «“Маяковским разрешается элементарная великая лирика” (О. Мандельштам): в чём сила любовной лирики Маяковского?»

#1058;ворческое: Написать собственное стихотворение или эссе в стиле Маяковского на тему любви, используя гиперболы, неологизмы и урбанистические образы.

#1048;сследовательское: Подготовить сообщение об одном из любовных адресатов Маяковского (Лиля Брик, Татьяна Яковлева) и их отражении в его поэзии.

Итог урока: Любовная лирика Маяковского, при всей её внешней грубости и экстравагантности, оказывается удивительно искренней и трагичной. Это лирика огромного, не знающего меры сердца, которое любит, страдает и верит, не отделяя свою любовь от своей судьбы поэта и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...

«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.

Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...