Конспект урока п литературы в 11 классе на тему "Любовная лирика Маяковского"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
В конспекте урока представлены названия стихотворений поэта о любви, их адресаты, комментарий и анализ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: «“Любовь – это сердце всего”: уникальность любовной лирики В.В. Маяковского»
Цель: Раскрыть своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского, показав, как в ней сочетаются гиперболичность, трагедийность, самоотдача и общественный пафос.
Задачи:
Образовательные: Проанализировать ключевые любовные произведения Маяковского («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах»), выявить их художественные особенности.
Развивающие: Развивать навыки анализа поэтического текста, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Формировать критическое мышление и культуру речи.
Воспитательные: Способствовать формированию представлений о сложности и многогранности любовного чувства, о ценности искренности и самоотдачи в отношениях.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать основные мотивы и образы любовной лирики Маяковского; уметь анализировать стихотворения с учётом их художественного своеобразия.
Метапредметные: Умение работать с текстом, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: Осознание любви как мощной, преображающей силы, способной на самоотречение.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Тексты стихотворений В. Маяковского («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», отрывки из поэмы «Облако в штанах»), мультимедийная презентация, аудиозаписи или видео с исполнением стихов Маяковским (или актёрами), раздаточный материал (таблицы для анализа).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, создание рабочей атмосферы.
II. Мотивация и целеполагание (5 мин.)
Слово учителя:
– Ребята, когда мы говорим «любовная лирика», у нас возникают определённые ассоциации: нежность, тишина, интимность, образы роз, соловьёв, лунных ночей. Это мир Пушкина, Фета, Блока. А теперь представьте, что о любви говорит голос, привыкший «орать» с революционных площадей, поэт-«агитатор, горлан, главарь». Возможно ли это? Не противоречит ли это самой сути лирики?
Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём».
– Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Сформулируйте тему и цели нашего занятия.
(Ученики высказывают предположения, учитель корректирует и записывает тему на доске).
III. Актуализация знаний (5 мин.)
Блиц-опрос:
С каким художественным направлением прежде всего связан ранний Маяковский? (Футуризм).
Назовите ключевые черты футуристической поэтики (эпатаж, неологизмы, гипербола, урбанизм, разрыв с традицией).
Каким мы знаем Маяковского-поэта в целом? (Громкий, плакатный, революционный, трагический).
– Сегодня мы откроем другого Маяковского – ранимого, страстного, беззащитного в своей любви.
IV. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Вводная лекция учителя (с элементами беседы)
Любовь для Маяковского – не уютное чувство, а катастрофа, революция, «огромное чувство», которое ломает человека. Его любовная лирика автобиографична. Ключевые адресаты: Мария Денисова (поэма «Облако в штанах»), Лиля Брик (центральный образ), Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.
2. Работа в группах с текстами
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает текст и задание для анализа.
Группа 1: Поэма «Облакo в штанах» (тетраптих, 1915)
Задание: Проанализируйте отрывок (часть 3, где герой ждёт Марию). Какими средствами Маяковский передаёт мучительное ожидание и боль неразделённой любви?
Ключевые вопросы для анализа:
Найдите примеры гиперболы («Вошёл в комнату, дверями хлопнув. // Вошёл – и шалеет от дверного хлопка»).
Как урбанистические образы помогают передать состояние героя? («Слышу: тихо, // как больной с кровати, // спрыгнул нерв»).
Как меняется масштаб времени? («Двенадцать пробило. // Словно падая с креста, // упал последний, двенадцатый час»).
Вывод группы: Любовь здесь – это боль, надрыв, ожидание как пытка. Чувство доведено до крайней степени напряжения.
Группа 2: Стихотворение «Лиличка!» (1916)
Задание: Докажите, что это стихотворение – одновременно и отчаянная мольба, и прощание.
Ключевые вопросы для анализа:
Каков лирический сюжет стихотворения? (Сиюминутная сцена: просьба не уходить, которая перерастает в трагедию).
Найдите метафоры и сравнения, описывающие состояние лирического героя. («…а дым табачный // Воздух выел. Комната – // глава в крученыховском аде»; «Зверин сердце моё простыло»).
Как проявляется самоуничижение и жертвенность героя? («Вспомни – // за этим окном // впервые // руки твои, исступлённый, гладил»; «Дай простелить последнюю нежность // твоей уходящей походкой»).
Вывод группы: Любовь – это абсолютная самоотдача, готовность к жертве. Герой не борется, а страдает, его сила оборачивается беспомощностью.
Группа 3: «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928)
Задание: Как в этом стихотворении соединяется личное чувство с общественным, гражданским?
Ключевые вопросы для анализа:
Каким вы видите образ возлюбленной? («В парижский туман уходишь всё же» – независимая, гордая).
Найдите строчки, где личное «я» сменяется на коллективное «мы». («Я не сам, а я // ревную за Советскую Россию»).
В чём заключается вызов и уверенность лирического героя? («Придётся // и мне // тебя в Париже // искать»). Какова роль финала? («…дойдёт // и до солнца // моя непрожитая радость»).
Вывод группы: Любовь здесь – это не только интимное чувство, но и поединок, утверждение своей правоты, веры в будущее. Личное и общественное неразделимы.
3. Выступление групп и обобщение (заполнение общей таблицы на доске)
Стихотворение | Образ возлюбленной | Состояние лирического героя | Ключевые художественные средства | Доминирующее настроение |
«Облако в штанах» | Причина страдания | Отчаяние, боль, надрыв | Гипербола, урбанистические метафоры, дисгармония | Трагедия, катастрофа |
«Лиличка!» | Уходящая, объект обожания | Жертвенность, мольба, самоуничижение | Рваный ритм, «лесенка», пронзительные метафоры | Отчаянная нежность, безысходность |
«Письмо Т. Яковлевой» | Равная соперница | Уверенность, вызов, ревность за идею | Соединение интимного и гражданского, неологизмы | Страсть, пафос, вера в будущее |
V. Закрепление. Решение проблемной задачи (5 мин.)
Вопрос классу:
– Так в чём же уникальность любовной лирики Маяковского? Подтвердите тезисы примерами.
Масштаб чувства: Любовь – это не интимная история, а космическое, «планетарное» событие.
Трагедийность: Любовь почти всегда связана с болью, разлукой, неразделённостью.
Гиперболизация: Чувства и образы доведены до крайней степени интенсивности.
Слияние личного и общественного: Любовь неотделима от жизненной и творческой позиции поэта.
Новаторство формы: Рваный ритм, «лесенка», неологизмы, грубые и нежные метафоры бок о бок.
VI. Рефлексия (2 мин.)
– Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а), что...
Самым неожиданным для меня было...
Мне захотелось перечитать...
VII. Домашнее задание (1 мин.)
На выбор:
#1040;налитическое: Написать мини-сочинение на тему: «“Маяковским разрешается элементарная великая лирика” (О. Мандельштам): в чём сила любовной лирики Маяковского?»
#1058;ворческое: Написать собственное стихотворение или эссе в стиле Маяковского на тему любви, используя гиперболы, неологизмы и урбанистические образы.
#1048;сследовательское: Подготовить сообщение об одном из любовных адресатов Маяковского (Лиля Брик, Татьяна Яковлева) и их отражении в его поэзии.
Итог урока: Любовная лирика Маяковского, при всей её внешней грубости и экстравагантности, оказывается удивительно искренней и трагичной. Это лирика огромного, не знающего меры сердца, которое любит, страдает и верит, не отделяя свою любовь от своей судьбы поэта и гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.
Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...

«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.
Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...