Рабочая программа по функциональной грамотности (читательской)
рабочая программа по литературе (6 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ Ширинская СШ № 18
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Ширинская СШ №18 ________________________ Щерба Н.А. Приказ № 218 от «29» августа 2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность: читательская грамотность»
для обучающихся 5-6 классов
с. Шира
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Функциональная грамотность: читательская грамотность» для 5-6 классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и является составной частью Основной образовательной программы ООО МБОУ Ширинская СШ №18 .Программа устанавливает требования к результатам освоения программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
В рамках цифровой трансформации образовательного процесса и развития открытой цифровой образовательной среды школы при реализации программы учитываются: • реалии цифровой экономики, требования межпредметности (в связи с быстрой интеграцией научных областей) и готовности к жизни в технологически насыщенной среде (распространение «интеллектуальных» инструментов, средств виртуальной реальности Интернета); • возможности использования информационных источников различного типа, разрешенных законодательством РФ, в том числе ЦОР - цифровых, моделей, схем, видео и аудио материалов (), а также открытых образовательных ресурсов — ООР, охватывающих самый широкий спектр образовательных продуктов (в том числе рисунки и учебные карты, методические материалы, учебники, аудио- и видеоресурсы, мультимедийные и другие материалы, которые предназначены для использования в образовательном процессе); • интегрирование информационной среды образовательной организации через объединение педагогического потенциала цифровых образовательных ресурсов для самообучения, сетевых сообществ для управления учебным процессом; • возможности образовательных онлайн-сервисов ( платформ дистанционного обучения РЭШ, ЯКласс, Учи.ру и др.) и использование на уроках и при выполнении домашнего задания комплекса цифровых инструментов (в том числе с использованием технологий виртуальной реальности), включающий учебные компьютерные среды, симуляторы и тренажеры, виртуальные лаборатории и обучающие игры, облачные технологии google, yandex, учебно-наглядные пособия, оборудование и материалы для проведения лабораторных и практических работ; • использование возможностей современного представления информации в мультимедийном формате, обучение составлению презентаций и видеороликов по определённым темам программы; • реализация проектной деятельности на уроках, формирование цифровой грамотности учащихся.
Место учебного предмета «Функциональная грамотность: читательская грамотность» в учебном плане
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов.
Общая характеристика учебного предмета «Функциональная грамотность: читательская грамотность»
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. «Читательская грамотность» в рамках предмета «Функциональная грамотность: читательская грамотность» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках учебного предмета предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Содержание учебного предмета «Функциональная грамотность: читательская грамотность»
5 класс
№ | Тема | Кол- во часов | ЭОР |
1 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | PISA/1-ex |
2 | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) | 2 | PISA/1-ex |
3 | Учимся читать учебный текст. Практикум. | 1 | Открытые задания PISA |
4 | Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 2 | Открытые задания PISA |
5 | Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 2 | Открытые задания PISA |
6 | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | Открытые задания PISA |
7 | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 1 | Открытые задания PISA |
8 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с эпиграфом и заглавием) | 1 | Открытые задания PISA |
9 | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 2 | Открытые задания PISA |
10 | Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию | 2 | Открытые задания PISA |
11 | Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России). Практикум | 2 | |
12 | Работаем над проектом (Школьная жизнь). Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
13 | Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) | 2 | Открытые задания PISA |
14 | Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) | 2 | Открытые задания PISA |
15 | Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста) Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
16 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | Открытые задания PISA |
17 | По страницам биографий (Великие люди нашей страны).Практикум. | 2 | Открытые задания PISA |
18 | Мир моего города (Человек и технический прогресс). Практикум. | 2 | Открытые задания PISA |
19 | Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
20 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы | 2 | Открытые задания PISA |
Итого | 34 |
6 класс
№ | Тема | Кол- во часов | ЭОР |
1 | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | PISA/1-ex |
2 | Диалог с текстом (Вопросы к тексту) | 2 | PISA/1-ex |
3 | Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | Открытые задания PISA |
4 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 2 | Открытые задания PISA |
5 | Читаем, различая факты и мнения. Пратикум | 2 | Открытые задания PISA |
6 | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | Открытые задания PISA |
7 | Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) | 1 | Открытые задания PISA |
8 | Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле). Практикум | 2 | |
9 | Когда текст прочитан (Оценка информации) | 2 | Открытые задания PISA |
10 | Открываем тайны планеты (Изучение планеты) Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
11 | Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 2 | Открытые задания PISA |
12 | Открываем мир науки (Человек и природа) Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
13 | Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) | 2 | Открытые задания PISA |
14 | По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны). Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
15 | Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) | 1 | Открытые задания PISA |
16 | Наши поступки (межличностные взаимодействия) .Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
17 | В мире текстов: от этикетки до повести. (Прогнозирование содержания) | 1 | Открытые задания PISA |
18 | Человек и книга. Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
19 | Будущее (Человек и технический прогресс). Практикум | 2 | Открытые задания PISA |
20 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы | 2 | Открытые задания PISA |
Итого | 34 |
Планируемые результаты учебного предмета «Функциональная грамотность: читательская грамотность»
Программа направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • осознание ценности самостоятельности и инициативы; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; • проявление интереса к способам познания; • стремление к самоизменению; • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; • приобретение опыта успешного межличностного общения; • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую • деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; •
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: • овладение универсальными учебными познавательными действиями; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; • овладение универсальными регулятивными действиями.
Универсальные учебные познавательные действия базовые логические действия: • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта; • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных • ситуациях; • ориентироваться в различных подходах принятия решений • (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать свое право на ошибку и такое же право другого; • принимать себя и других, не осуждая; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, • авторскую позицию, учитывая художественные особенности • произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в • целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по функциональной грамотности
Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Модуль "Читательская грамотность"...

Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....

Рабочая программа ВД "функциональная грамотность " 10 класс
программа предназначена для развития потребности в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприят...

Рабочая программа по функциональной грамотности для 8 класса
Актуальность. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в о...

Диагностическая работа по функциональной грамотности (читательская грамотность) в 6 классе
Работа расчитана на 20 мин, на примере несплошного текста...
Рабочая программа по Функциональной грамотности для 7-8 классов
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью осн...
Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» для учащихся 8 классов
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологически...
