Рабочая программа по функциональной грамотности
рабочая программа (5 класс)

Базалей Людмила Вячеславовна

Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Модуль "Читательская грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 105 имени М.И. Рунт»

городского округа Самара

Программа курса

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(5-9 классы)

Модуль: Читательская грамотность

Программа составлена Базалей Л.В, учителем начальных классов

МБОУ Школы № 105 г.о. Самара

г. Самара

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком

смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека

  • современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий   уровень   функциональной   грамотности   подрастающего

поколения        затрудняет        их        адаптацию        и        социализацию        в        социуме.

  1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность).


Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

Финансовая

научная

5 класс

находит и

находит и

находит и

находит и

Уровень

извлекает

извлекает

извлекает

извлекает

узнавания и

информацию из

математическую

информацию о

финансовую

понимания

различных

информацию в

естественнонауч-

информацию в

текстов

различном

ных явлениях в

различном

контексте

различном

контексте

контексте

6 класс

применяет

применяет

объясняет и

применяет

Уровень

извлеченную из

математические

описывает

финансовые

понимания и

текста

знания для

естественнонауч-

знания для

применения

информацию для

решения разного

ные явления на

решения

решения разного

рода проблем

основе

разного рода

рода проблем

имеющихся

проблем

научных знаний

7 класс

анализирует и

формулирует

распознает и

анализирует

Уровень

интегрирует

математическую

исследует личные,

информацию в

анализа и

информацию,

проблему на

местные,

финансовом

синтеза

полученную из

основе анализа

национальные,

контексте

текста

ситуации

глобальные

естественнонауч-

ные проблемы в

различном

контексте

8 класс

оценивает

интерпретирует и

интерпретирует и

оценивает

Уровень

форму и

оценивает

оценивает

финансовые

оценки

содержание

математические

личные, местные,

проблемы в

(рефлексии)

текста в рамках

данные в

национальные,

различном

в рамках

предметного

контексте лично

глобальные

контексте

предметного

содержания

значимой

естественнонауч-

содержания

ситуации

ные проблемы в

различном

контексте в

рамках

предметного

содержания

  1. PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html

  1. Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.

9 класс

оценивает

интерпретирует и

интерпретирует и

оценивает

Уровень

форму и

оценивает

оценивает, делает

финансовые

оценки

содержание

математические

выводы и строит

проблемы,

(рефлексии) в

текста в рамках

результаты в

прогнозы о

делает выводы,

рамках

метапредмет-

контексте

личных, местных,

строит

метапред-

ного содержания

национальной или

национальных,

прогнозы,

метного

глобальной

глобальных

предлагает

содержания

ситуации

естественнонауч-

пути решения

ных проблемах в

различном

контексте в

рамках

метапредметного

содержания

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

Финансовая

научная

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны


Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс-комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.

Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:

  • 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

  • 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;

  • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.

1 четверть – модуль «читательская грамотность».

Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти

  • любом порядке, например:

2 четверть – модуль «математическая грамотность»,

3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,

4 четверть – модуль «финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

  • 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

  • 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

  • 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

  • 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

  • 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

  • соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу

  • форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего

Теория

Прак-

Формы деятельности

часов,

тика

1/2 часа

в неделю

1.

Определение основной темы в фольклорном

Беседа, конкурс.

произведении. Пословицы, поговорки как

1/2

0/0,5

1/1,5

источник информации.

2.

Сопоставление содержания текстов

1/2

0/0,5

1/1,5

Работа в парах. Ролевая игра.

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль

2/2

0,5/0,5

1,5/1,5

Беседа, дискуссия в формате

текста или его частей?

свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное

0/2

0/0,5

0/1,5

Круглый стол.

и техническое).

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

0/2

0/1

0/1

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры

1/2

0/1

1/1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

задач.

7.

Работа со сплошным текстом.

1/2

0

1/2

Ролевая игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8/16

0,5/4

7,5/12

  1. класс

Тема занятия

Всего

Теория

Прак-

Формы деятельности

часов,

тика

1/2 часа

в неделю

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа, конкурс.

произведении

2.

Древнерусская

летопись

как

источник

0/2

0/1

0/1

Круглый стол, ролевая игра.

информации о реалиях времени.

3.

Сопоставление

содержания

художественных

Работа в парах,

текстов.   Определение   авторской

позиции   в

1/2

0/1

1/1

игра в формате КВН.

художественных текстах.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,

2/2

0,5/0,5

1,5/1,5

Квест, круглый стол.

содержащуюся в тексте?

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

0/2

0/0,5

0/1,5

Круглый стол, дискуссия.

отчет, репортаж)

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

задачи.

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1/2

0/0

1/2

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8/16

0,5/4,5

7,5/11,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

Теория

Прак-

Формы деятельности

часов,

тика

1/2 часа

в неделю

1.

Определение   основной   темы   и   идеи   в

лирическом  произведении.  Поэтический  текст

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа, конкурс.

как источник информации.

2.

Сопоставление

содержания

текстов

публицистического

стиля.

Общественная

0/2

0/1

0/1

Работа в парах.

ситуация в текстах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать

Беседа, круглый стол,

текстовую информацию с учётом цели

1/2

0/0,5

1/1,5

ролевая игра.

дальнейшего использования?

4.

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме,

0/2

0/0,5

0/1,5

Квест, дискуссия, круглый стол.

толкование, определение).

5.

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для

1/2

0/0

1/2

Деловая игра.

анализа.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест, круглый стол.

задачи.

7.

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики

2/2

0

2/2

Деловая игра.

и диаграммы.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8/16

0/3,5

8/12,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Формы деятельности

часов,

1/2 часа

в неделю

1.

Определение   основной   темы   и   идеи   в

драматическом произведении. Учебный текст как

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа, конкурс.

источник информации.

2.

Сопоставление содержания текстов официально-

0/2

0/1

0/1

Работа в парах.

делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа, круглый стол.

текста в изменённой ситуации?

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к

0/2

0/0,5

0/1,5

Квест, дискуссия.

выполнению работы, правила, уставы, законы)

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1/2

0/0

1/2

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест, круглый стол.

задачи.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,

2/2

0

2/2

Деловая игра.

договоры (рубежная аттестация).

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8/16

0/3,5

8/12,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Формы деятельности

часов,

1/2 часа

в неделю

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и внетекстовые знания. Электронный текст

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа, конкурс.

как источник информации.

2.

Сопоставление  содержания

текстов  научного

0/2

0/1

0/1

Работа в парах, дискуссия.

стиля. Образовательные ситуации в текстах.

3.

Работа  с  текстом:  как  критически  оценивать

степень  достоверности  содержащейся  в  тексте

2/2

0,5/0,5

1,5/1,5

Квест, круглый стол.

информации?

4.

Типы

текстов:

текст-аргументация

0/2

0/0,5

0/1,5

Деловая игра, круглый стол.

(комментарий, научное обоснование).

5.

Составление плана на основе исходного текста.

0/2

0/0,5

0/1,5

Работа в группах, соревнование в

формате КВН.

6.

Типы

задач  на  грамотность.  Аналитические

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест, круглый стол.

(конструирующие) задачи.

7.

Работа со смешанным текстом.

2/2

0/0

2/2

Деловая игра.

Составные тексты (рубежная аттестация).

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8/16

0,5/4

7,5/12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

Рабочая программа ВД "функциональная грамотность " 10 класс

программа  предназначена для развития потребности в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприят...

Рабочая программа по функциональной грамотности для 8 класса

Актуальность.     Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в     конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в о...

Рабочая программа по функциональной грамоте 7 класс

В программе представлена нормативная база. Отражены все направления по вункциональной грамоте. Представлено тематическое планирования сучетом реализации программы 34 часа в год 1 раз внеделю....

Внеурочное занятие по программе "Основы функциональной грамотности"

Разработка внеурочного занятия по формированию функциональной грамотности, включающая задания на читательскую и математическую грамотности....

Рабочая программа по функциональной деятельности

Программа в соответствии с новыми ФГОС...

Рабочий лист по функциональной грамотности

Внеклассное мероприятие по развитию функциональной грамотности по направлению математической грамотности«Здоровье»для учащихся 5 класса...