Марина Цветаева: Меж Вечностью и Мигом, Сто тридцать летящих лет…
методическая разработка по литературе (11 класс)

Бадмаева Аюна Бадма-Дашиевна

Литературная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

"Марина Цветаева: Меж Вечностью и Мигом, Сто тридцать летящих лет…"

(Звучит тихая, пронзительная мелодия, словно отголоски трагической судьбы. Свет приглушен, в центре – портрет Марины Цветаевой.)

Ученик 1:  Добрый вечер, друзья, почитатели поэзии, странники по словесным лабиринтам! Сегодня мы собрались здесь, в тиши этой литературной гостиной, чтобы преклонить головы перед гением Марины Цветаевой, женщины, чей голос, словно колокол, звучит в наших душах даже спустя столетие. 130 лет – это не просто дата, это веха, отделяющая нас от эпохи, в которой жила и творила эта мятущаяся душа. Но гений Цветаевой вне времени. Он – в каждой строчке, в каждом слове, в каждом вздохе, запечатленном на бумаге.

Ученик 2:Наша встреча – это не урок истории, не сухой перечень фактов биографии. Мы постараемся прикоснуться к ткани её стихотворений, почувствовать пульс её времени, уловить отголоски её страстей. Мы будем говорить о любви и ненависти, о верности и предательстве, о жизни и смерти – о тех вечных темах, которые Цветаева воплотила в своих стихах с такой беспощадной откровенностью.

Ученик 1:Марина Цветаева – это феномен русской поэзии. Она не вписывалась ни в какие рамки, не признавала авторитетов, не следовала моде. Она была сама себе закон. Её стихи – это крик души, вырвавшийся наружу, это вызов обществу, это протест против серости и обыденности. Её язык – резкий, угловатый, не всегда привычный – поражает своей мощью и выразительностью.

Ученик 2:Именно эта неуступчивость, эта непохожесть на других и сделала Цветаеву великой. Она не боялась быть собой, не боялась говорить то, что думает, не боялась идти против течения. И за эту смелость она заплатила дорогую цену. Её жизнь была полна испытаний, потерь и разочарований. Но она не сломалась, не предала своего гения.

(Один из учеников читает стихотворение Цветаевой: "Я знаю, правда! Век – уже не тот…")

Ученик 1:Звучит правдиво, до боли знакомо, не правда ли? Ведь в этих строках – вся Цветаева. Стремление к истине, неприятие лжи, готовность идти на жертвы ради своих идеалов. Она была максималисткой во всем – в любви, в творчестве, в жизни. Это и делало её такой яркой, такой притягательной, такой незабываемой.

Но Цветаева – это не только трагедия и надрыв. Это еще и любовь. Любовь всепоглощающая, страстная, самоотверженная. Любовь, которая дарит крылья и толкает в бездну. Любовь, которая освещает жизнь и отравляет её.

(Один из учеников читает отрывок из письма Цветаевой к Борису Пастернаку, посвященного их духовному родству и любви.)

Ученик 2:Истинная любовь – это всегда жертва, всегда готовность отдать себя без остатка. Цветаева это знала, как никто другой. Она любила своих близких, своих друзей, своих читателей. Она любила жизнь во всех её проявлениях, даже в самых трагических. И эта любовь наполняла её стихи светом и теплом.

Ученик 1:Но есть в поэзии Цветаевой и темная сторона – тема одиночества. Одиночества гения, окруженного толпой, но не понятого ею. Одиночества женщины, ищущей свою половинку в этом мире, но не находящей её. Одиночества человека, потерявшего родину и скитающегося по чужим странам.

(Звучит отрывок из песни на стихи Цветаевой, передающий чувство тоски и безысходности.)

Ученик 2:Цветаева, как никто другой, знала, что такое тоска по родине. Она прожила долгие годы в эмиграции, но никогда не забывала о России. Она мечтала вернуться, но обстоятельства сложились так, что её мечта не сбылась. И эта тоска, эта боль, эта нестерпимая печаль пронизывают многие её стихи.

Ученик 1:Трагическая судьба Цветаевой – это урок для всех нас. Урок того, что гений не всегда бывает счастливым. Урок того, что жизнь может быть жестокой и несправедливой. Урок того, что нужно ценить каждый миг, каждый день, каждую встречу.

(Один из учеников подходит к портрету Цветаевой и молча смотрит на него.)

Ученик 2:Сегодня, в день 130-летия со дня рождения Марины Цветаевой, мы склоняем головы перед её талантом, перед её трагической судьбой, перед её вечным гением. И мы надеемся, что её стихи будут продолжать звучать в наших сердцах, вдохновлять нас на творчество, помогать нам жить и любить.

(В заключение звучит музыка)

Ученик 1:Предлагаем вам, дорогие гости, поделиться своими размышлениями о творчестве Марины Цветаевой. Может быть, кто-то захочет прочитать своё любимое стихотворение, поделиться своим личным переживанием, связанным с её поэзией? (Предоставить слово нескольким желающим.)

Ученик 2:И в завершении нашей встречи – небольшая викторина, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой. Победитель получит в подарок сборник её стихов. (Провести викторину.)

Спасибо всем за участие! До новых встреч в нашей литературной гостиной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....

Урок - портрет"Знакомьтесь, Марина Цветаева".

Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине....

презентация"Марина Цветаева"

Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой...

презентация"Марина Цветаева"

Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой...

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"

Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состо...