Урок литературы в 5 классе по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".Язык сказки.Писательское мастерство поэта.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
На этом уроке обучающиеся проанализируют язык сказки, оценят писательское мстерство А.С.Пушкина
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство поэта.
Тип урока: Урок углублённой работы с текстом.
Цели урока:
- Образовательная: Проанализировать язык сказки, выявить особенности писательского мастерства А.С. Пушкина (использование повторов, постоянных эпитетов, сравнений, народных оборотов).
- Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
- Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, чуткость к художественному слову, интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Планируемые результаты:
- Предметные: Учащиеся углублят знание текста сказки; научатся видеть и анализировать художественные особенности произведения.
- Метапредметные:
- Познавательные: анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать, строить логические рассуждения.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе.
- Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Личностные: Формирование эмоционального отклика на художественное произведение, осознание красоты и богатства русского языка.
Оборудование:
- Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
- Портрет А.С. Пушкина.
- Иллюстрации к сказке разных художников.
- Мультимедийная презентация (слайды с ключевыми цитатами, терминами, вопросами).
- Раздаточный материал (карточки для групповой работы).
- Аудиозапись фрагмента сказки в исполнении мастеров художественного слова (по возможности).
Ход урока
I. Организационный момент. (1-2 мин.)
Приветствие. Создание рабочей атмосферы.
II. Мотивация. Создание проблемной ситуации. (3-5 мин.)
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали замечательную сказку Пушкина. Скажите, она похожа на народную сказку? (Да, сюжет знакомый, есть добрые и злые герои, волшебство, чудесное спасение).
– А в чём, по-вашему, её отличие? Что делает её особенной, пушкинской?
(Ученики высказывают предположения: она в стихах, очень красивая, музыкальная).
– Вы абсолютно правы! Секрет этой красоты и музыкальности – в удивительном языке, которым она написана. Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и попробуем разгадать секреты писательского мастерства Александра Сергеевича Пушкина. Мы заглянем в его «творческую лабораторию» и узнаем, какими волшебными красками он рисует свои сказочные картины.
III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
Блиц-викторина по содержанию сказки:
- Какой подарок получила молодая царевна от королевича Елисея? (Яблочко).
- Сколько богатырей было в лесной терем? (Семь).
- Кто был верным спутником королевича Елисея? (Солнце, Месяц, Ветер).
- Какое волшебное свойство было у зеркальца? (Говорить правду о красоте).
IV. Изучение нового материала. Работа по теме урока. (25 мин.)
Учитель: Давайте откроем наши «исследовательские лаборатории» и начнём изучать язык сказки.
1. «Сундук с народной мудростью» (Работа с чертами народной сказки)
Учитель: Пушкин не скрывал, что брал за основу народные сказки. Какие народные черты мы находим в его тексте?
Работа в парах. Найдите в тексте примеры и зачитайте их.
- Троекратные повторы: (Три раза царица обращается к зеркальцу, три раза королевич Елисей обращается к силам природы).
- Постоянные эпитеты: (Красная девица, белоснежная кожа, буйные ветры, ясны очи, гроб хрустальный).
- Сказочные зачины и концовки: («Сват приехал, царь дал слово...», «Я там был, мёд, пиво пил...»).
- Просторечия и народные обороты: («Инда очи разболелись...», «Ждет-пождет с утра до ночи...»).
Вывод: Пушкин использует структуру и язык народной сказки как прочную основу.
2. «Палитра поэта» (Работа с изобразительно-выразительными средствами)
Учитель: Но Пушкин – поэт. Он не просто пересказывает, а украшает народную основу яркими поэтическими красками.
Класс делится на 3 группы («лаборатории»). Каждая группа получает карточку-задание.
Карточка для группы 1: «Мастера сравнений»
Найдите в тексте сравнения. Как они помогают нам представить героев и события?
- Примеры: «Белолица, черноброва..., И к ней он жадно припал, И тихо царевна ожила...»
- Задание: Найдите описание царевны, входящей в терем богатырей. Какие сравнения использует автор? («...в светлицу входит, / Поклонилась первым гостьям, / В пояс белому поклонилась; / Облилась молоком / Становится румяней...»).
Карточка для группы 2: «Охотники за эпитетами»
Что такое эпитет? (Образное определение). Найдите самые яркие, «вкусные» эпитеты в сказке. Какое настроение они создают?
- Примеры: «алое яблочко», «гробовая ночь», «крутая гора», «темный лес», «неописанная красота».
- Задание: Сравните эпитеты, описывающие царевну и царицу. Какими он их показывает? (Царевна – «белоснежная, краснощекая», «тихомолком расцветая»; царица – «гневная», «полным колыша гневом»).
Карточка для группы 3: «Слушатели ритма и рифмы»
Прочитайте отрывок про Чернавку и царевну в лесу. Как ритм стиха помогает передать настроение? (Быстрый, отрывистый ритм – страх, погоня; плавный, мелодичный – умиротворение, красота).
- Задание: Найдите строчки, которые звучат как песня или напев. Почему они так звучат? (Песня богатырей: «Что за девица? В живых...»; обращение Елисея к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч...»).
3. Выступление групп и коллективное обсуждение.
Учитель дополняет и обобщает:
– Обратите внимание на глаголы. Они очень динамичны! Царица не просто злится, а «вскочит, об пол зеркальце... и бьет его». Елисей не просто ищет, а «помолился... горько заплакал... помчался». Это делает картину живой.
V. Физкультминутка. (2 мин.)
«Сказочная зарядка».
– Представьте, что мы наряжаем елку, как герои сказки («И берутся впрямь за дело...»).
– Покажите, как царица злобно топнула ногой.
– А теперь – как кротко и вежливо вошла в терем царевна.
VI. Закрепление изученного материала. Творческая работа. (5-7 мин.)
Индивидуальная работа в тетрадях. Задание «Волшебная кисть».
Учитель: Вы – художники-иллюстраторы. Вам нужно проиллюстрировать один из эпизодов сказки. Но не рисовать, а «нарисовать» его словами, которые нашел для нас Пушкин.
Выберите один эпизод и выпишите из текста 3-4 слова или коротких словосочетания, которые помогают его «увидеть» (эпитеты, сравнения, глаголы).
- Варианты эпизодов:
- Первое появление царевны.
- Царица перед зеркальцем.
- Встреча царевны с богатырями.
- Елисей у хрустального гроба.
Пример: Эпизод – «Царевна в тереме у богатырей».
Слова-краски: «тихомолком», «белая», «в пояс... поклонилась», «стала румяней».
VII. Рефлексия. Итог урока. (3 мин.)
- Что нового мы узнали о языке пушкинской сказки?
- Каким предстает перед нами А.С. Пушкин-мастер? (Волшебник слова, который умело сочетает народную основу и поэтическое совершенство).
- Как вы думаете, почему именно эту сказку любят и читают уже почти 200 лет?
Итог учителя: Сказки Пушкина – это не просто история. Это настоящий праздник языка, где каждое слово на своём месте, каждый образ ярок и запоминается. Секрет мастерства Пушкина в его безграничной любви к русскому языку и народной культуре.
VIII. Домашнее задание. (2 мин.)
- Обязательное: Подготовить выразительное чтение наизусть любимого отрывка из сказки (15-20 строк).
- Творческое (на выбор):
- Написать мини-сочинение «Каким я представляю себе... (одного из героев сказки)», используя в описании цитаты из текста.
- Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду, стараясь передать те краски и настроение, которые подсказал текст Пушкина.
- Придумать и записать 5-7 вопросов для викторины по языку и стилю «Сказки о мёртвой царевне...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»
Цель: · выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...

Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...

Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками при изучении сказки А.С. Пушкина "Сказ...

Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Сравнительная характеристика героев."
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная...
