Урок литературы в 5 классе по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".Язык сказки.Писательское мастерство поэта.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

На этом уроке обучающиеся проанализируют язык сказки, оценят писательское мстерство А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство поэта.

Тип урока: Урок углублённой работы с текстом.

Цели урока:

  • Образовательная: Проанализировать язык сказки, выявить особенности писательского мастерства А.С. Пушкина (использование повторов, постоянных эпитетов, сравнений, народных оборотов).
  • Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
  • Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, чуткость к художественному слову, интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учащиеся углублят знание текста сказки; научатся видеть и анализировать художественные особенности произведения.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать, строить логические рассуждения.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе.
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Личностные: Формирование эмоционального отклика на художественное произведение, осознание красоты и богатства русского языка.

Оборудование:

  • Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
  • Портрет А.С. Пушкина.
  • Иллюстрации к сказке разных художников.
  • Мультимедийная презентация (слайды с ключевыми цитатами, терминами, вопросами).
  • Раздаточный материал (карточки для групповой работы).
  • Аудиозапись фрагмента сказки в исполнении мастеров художественного слова (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствие. Создание рабочей атмосферы.

II. Мотивация. Создание проблемной ситуации. (3-5 мин.)

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали замечательную сказку Пушкина. Скажите, она похожа на народную сказку? (Да, сюжет знакомый, есть добрые и злые герои, волшебство, чудесное спасение).

– А в чём, по-вашему, её отличие? Что делает её особенной, пушкинской?
(Ученики высказывают предположения: она в стихах, очень красивая, музыкальная).

– Вы абсолютно правы! Секрет этой красоты и музыкальности – в удивительном языке, которым она написана. Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и попробуем разгадать секреты писательского мастерства Александра Сергеевича Пушкина. Мы заглянем в его «творческую лабораторию» и узнаем, какими волшебными красками он рисует свои сказочные картины.

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Блиц-викторина по содержанию сказки:

  • Какой подарок получила молодая царевна от королевича Елисея? (Яблочко).
  • Сколько богатырей было в лесной терем? (Семь).
  • Кто был верным спутником королевича Елисея? (Солнце, Месяц, Ветер).
  • Какое волшебное свойство было у зеркальца? (Говорить правду о красоте).

IV. Изучение нового материала. Работа по теме урока. (25 мин.)

Учитель: Давайте откроем наши «исследовательские лаборатории» и начнём изучать язык сказки.

1. «Сундук с народной мудростью» (Работа с чертами народной сказки)

Учитель: Пушкин не скрывал, что брал за основу народные сказки. Какие народные черты мы находим в его тексте?

Работа в парах. Найдите в тексте примеры и зачитайте их.

  • Троекратные повторы: (Три раза царица обращается к зеркальцу, три раза королевич Елисей обращается к силам природы).
  • Постоянные эпитеты: (Красная девица, белоснежная кожа, буйные ветры, ясны очи, гроб хрустальный).
  • Сказочные зачины и концовки: («Сват приехал, царь дал слово...», «Я там был, мёд, пиво пил...»).
  • Просторечия и народные обороты: («Инда очи разболелись...», «Ждет-пождет с утра до ночи...»).

Вывод: Пушкин использует структуру и язык народной сказки как прочную основу.

2. «Палитра поэта» (Работа с изобразительно-выразительными средствами)

Учитель: Но Пушкин – поэт. Он не просто пересказывает, а украшает народную основу яркими поэтическими красками.

Класс делится на 3 группы («лаборатории»). Каждая группа получает карточку-задание.

Карточка для группы 1: «Мастера сравнений»
Найдите в тексте сравнения. Как они помогают нам представить героев и события?

  • Примеры: «Белолица, черноброва...И к ней он жадно припал, И тихо царевна ожила...»
  • Задание: Найдите описание царевны, входящей в терем богатырей. Какие сравнения использует автор? («...в светлицу входит, / Поклонилась первым гостьям, / В пояс белому поклонилась; / Облилась молоком / Становится румяней...»).

Карточка для группы 2: «Охотники за эпитетами»
Что такое эпитет? (Образное определение). Найдите самые яркие, «вкусные» эпитеты в сказке. Какое настроение они создают?

  • Примеры: «алое яблочко», «гробовая ночь», «крутая гора», «темный лес», «неописанная красота».
  • Задание: Сравните эпитеты, описывающие царевну и царицу. Какими он их показывает? (Царевна – «белоснежная, краснощекая», «тихомолком расцветая»; царица – «гневная», «полным колыша гневом»).

Карточка для группы 3: «Слушатели ритма и рифмы»
Прочитайте отрывок про Чернавку и царевну в лесу. Как ритм стиха помогает передать настроение? (Быстрый, отрывистый ритм – страх, погоня; плавный, мелодичный – умиротворение, красота).

  • Задание: Найдите строчки, которые звучат как песня или напев. Почему они так звучат? (Песня богатырей: «Что за девица? В живых...»; обращение Елисея к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч...»).

3. Выступление групп и коллективное обсуждение.

Учитель дополняет и обобщает:
– Обратите внимание на 
глаголы. Они очень динамичны! Царица не просто злится, а «вскочит, об пол зеркальце... и бьет его». Елисей не просто ищет, а «помолился... горько заплакал... помчался». Это делает картину живой.

V. Физкультминутка. (2 мин.)

«Сказочная зарядка».
– Представьте, что мы наряжаем елку, как герои сказки («И берутся впрямь за дело...»).
– Покажите, как царица злобно топнула ногой.
– А теперь – как кротко и вежливо вошла в терем царевна.

VI. Закрепление изученного материала. Творческая работа. (5-7 мин.)

Индивидуальная работа в тетрадях. Задание «Волшебная кисть».

Учитель: Вы – художники-иллюстраторы. Вам нужно проиллюстрировать один из эпизодов сказки. Но не рисовать, а «нарисовать» его словами, которые нашел для нас Пушкин.

Выберите один эпизод и выпишите из текста 3-4 слова или коротких словосочетания, которые помогают его «увидеть» (эпитеты, сравнения, глаголы).

  • Варианты эпизодов:
  1. Первое появление царевны.
  2. Царица перед зеркальцем.
  3. Встреча царевны с богатырями.
  4. Елисей у хрустального гроба.

Пример: Эпизод – «Царевна в тереме у богатырей».
Слова-краски: «тихомолком», «белая», «в пояс... поклонилась», «стала румяней».

VII. Рефлексия. Итог урока. (3 мин.)

  • Что нового мы узнали о языке пушкинской сказки?
  • Каким предстает перед нами А.С. Пушкин-мастер? (Волшебник слова, который умело сочетает народную основу и поэтическое совершенство).
  • Как вы думаете, почему именно эту сказку любят и читают уже почти 200 лет?

Итог учителя: Сказки Пушкина – это не просто история. Это настоящий праздник языка, где каждое слово на своём месте, каждый образ ярок и запоминается. Секрет мастерства Пушкина в его безграничной любви к русскому языку и народной культуре.

VIII. Домашнее задание. (2 мин.)

  1. Обязательное: Подготовить выразительное чтение наизусть любимого отрывка из сказки (15-20 строк).
  2. Творческое (на выбор):
  • Написать мини-сочинение «Каким я представляю себе... (одного из героев сказки)», используя в описании цитаты из текста.
  • Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду, стараясь передать те краски и настроение, которые подсказал текст Пушкина.
  • Придумать и записать 5-7 вопросов для викторины по языку и стилю «Сказки о мёртвой царевне...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Цель:        ·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...

Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками  при изучении  сказки А.С. Пушкина "Сказ...

Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Сравнительная характеристика героев."

Урок  литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о      мёртвой царевне и   о семи богатырях». Сравнительная...