Конспект урока "Жанры древнерусской литературы"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 2. Жанры древнерусской литературы
Нам предстоит узнать много нового о литературе древних веков, об авторах древнерусских текстов, о литературных героях.
Мы научимся различать жанры литературы Древней Руси. Научимся определять черты характера и духовный облик литературных персонажей.
Мы сможем определять идейное содержание произведений, различать произведения разных жанров, создавать собственные произведения, подражая древнерусским авторам.
Мотивационный модуль
Что такое древнерусская литература?
- Период русской литературы с XI по XVII век.
- Устное словесное творчество народа.
- Церковная литература.
Основное содержание урока:
Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Русская литература – одна из самых древних литератур Европы. Она наполнена патриотическим пафосом служения русской земле, государству, родине.
Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.
Академик Д. С. ЛИХАЧЕВ предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века.
Как отмечает Д. С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.
В основе всех текстов – система религиозных представлений о мире: Бог – Творец всего.
Главный интерес – жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного начала. Внешнее, предметное отступает на - второй план.
Возникновение древнерусской литературы относится к X веку, когда с принятием на Руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.
Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения).
Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.
В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
В древнерусской литературе соблюдался особый этикет:
Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые жанры.
В летописях летописцы писали о русской истории:
– о возникновении Руси;
– о борьбе с внешними врагами;
– о борьбе князей за престол. Периоды развития древнерусской литературы
Период | События | Главная идея | Литературные памятники |
XI-первая треть XII в. | Появление христианства на Руси, период ученичества. | Превосходство христианства над язычеством. | «Повесть временных лет»,«Слово о Законе и Благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучения Владимира Мономаха». |
Вторая треть XII-пер.тр. XIII в. | Появление областных литературных центров. | Развитие литературы. | «Слово о полку Игореве»,Киево-Печерский патерик, «Моление» Даниила Заточника» |
Вторая треть XIII-конец XIV в. | Монголо-татарское нашествие. | Героическая, вера в национальное возрождение, прославление подвига русских воинов. | «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». |
конец XIV-XV в. | Подъём национального самосознания. | Идея собирания земель, формирование нравственного идеала. | Жития святых, написанных Епифанием Премудрым. |
конец XV-XVI в. | Образование Московского централизован-ного государства. | Появление общерусской литературы, новых жанров, развитие публицистики. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хождение за три моря» А.Никитина, «Домострой»,«Великие «Четьи Минеи». |
XVII век | Смутное время. | 1. до 60-х г. -разрушение старого метода письма. 2. после 60-х г. - внимание к человеку, появление автобиографичности. Литература делится на демократическую и официальную | «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аваакума». |
Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Ученые предполагают, что летописание на Руси возникло в XI веке, во время правления Ярослава Мудрого.
Объединение летописных сводов было предпринято монахом Нестором. НЕСТОР – самый известный из русских летописцев, монах Киево-Печерского монастыря, живший в к. XI – н. XII.
Его главный труд – летописный свод «Повесть временных лет», включающий рассказ о начале Русской земли, городов, языка, княжеского рода и о событиях прошлых и современных летописцу лет.
Одно из классических произведений древнерусской литературы - «Поучение» Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет».
Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси.
Мономах с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).
"Поучение" Владимира Мономаха сохранилось в единственном списке - оно механически включено в текст Лаврентьевской летописи 1377 года в испорченном виде (само поучение было написано примерно в 1116). Поучение состоит
из 3-х частей.
«Поучения» имеют трехчастную структуру:
а) вступление (смиренная просьба автора не посмеяться над пишущим);
б) назидательная часть:
– хвала Богу за все
– изложение наставления;
в) концовка.
Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела.
Вехой в развитии древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве": для него характерны особый лиризм и своеобразная ритмическая структура текста. Это величайший памятник древней русской литературы. Оно написано в связи с неудачным походом на половцев новгород - северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. Событие это относится к концу апреля и началу мая 1185 г. Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема "Слова".
Любимым жанром авторов того времени было житие́.
Житие́ – это описание жизни святого. Житие́ — (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. В качестве идеала древнерусская литература выдвигала Иисуса Христа. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
Каковы канонические черты жития? “Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно.
В "Житии Александра Невского" утверждается идея сильной власти, способной объединить русских людей против угнетателей, и надежда на возрождение былого могущества Руси. Житие Александра Невского было написано, видимо, церковным человеком в конце XIII или в самом начале XIV в., быть может, на основе светской биографической повести, возникшей, нужно думать, вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.).
Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.
«Повесть о битве на реке Калке»
«Повесть о разорении ханом Батыем Рязани»
«Сказание о Мамаевом побоище»
Хождение – это жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий — поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. — "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.Прошлое должно служить современности».
Д.С.Лихачев
Разбор задания тренировочного модуля
Множественный выбор |
Произведения древнерусской литературы – это… (отметь лишнее): |
А. – «Повесть временных лет». Б. – «Горе от ума». В. – «Слово о полку Игореве». Г. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Д. - «Евгений Онегин». |
Алгоритм выполнения задания
- Вспомните, в какой период создавалась древнерусская литература
- Сопоставьте, в какой период было написано каждое из произведений
- Выберите верный ответ
Разбор задания контрольного модуля
Одиночный выбор
Летопись — это…
- ….произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
- ….повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
3)….древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.
Алгоритм выполнения задания:
- Вспомните, что такое летопись
- Вспомните основные признаки летописи
- Сопоставьте и выберите правильный ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

