Таблица "Средства выразительности речи"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 10, 11 класс)

Аванесов Арам Самвелович

Таблица систематизирует основные средства выразительности русской речи. Полезна для изучения литературы, анализа художественных произведений и подготовки к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa._sredstva_vyrazitelnosti.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Языковые средства выразительности

Термин

Определение

Пример

Тропы

Эпитет

Художественное определение (прилагательное или причастие)

Блестящее выступление, золотые руки

Сравнение

Уподобление одного явления или предмета другому. Выражается с помощью союзов «как», «будто», «словно», «точно», «чем» или творительного падежа.

Глаза, как океаны.

Папироса Борменталя упала падучей звездою.

Вода недвижнее стекла. (союз опущен)

Метафора

Перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего признака (то, чего не может быть)

Лес рук. Голова кипит.

Костёр рябины красной.

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов свойствами живого

Небо нахмурилось.

Солнце улыбнулось.

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись.

Лито́та

Преуменьшение

Мальчик с пальчик

Метони́мия (всегда маркируется)

Замена одного названия другим по смежности

Я съел три тарелки.

Эй! Борода, как проехать отсюда к Плюшкину?

Лексические средства

Антонимы (контекстные)

Противоположные по значению слова

Я глупая, а ты умён.

Синонимы (контекстные)

Близкие по значению слова

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога…

Диалектизм

Слово, употребляющееся в определённой местности

Буряк (куб. свёкла)

Замолаживать (новг. пасмурнеть)

Жаргонизм

Отличное от языковой нормы слово определённой социальной группы

Предки (мол. родители)

Пришить (вор. убить)

Профессиона-лизм

Слово, употребляющееся в определённой профессиональной среде

Скальпель, корма

Термин

Слов, обозначающее специальное понятие в науке

Гипотенуза, индукция, стратификация, плеоназм

Просторечная лексика (просторечия)

Слова, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости

Башка (голова), втемяшивать (укрепить в сознании)

Разговорная лексика

Слова, которые употребляются в повседневной речи

Жвачка, картошка

Заимствованное слово

Слово, пришедшее в русский язык из другого языка

Латте, спичрайтер, клининговый

Фразеологизм

Устойчивое сочетание слов

Ткнуть пальцем в небо, ахиллесова пята

Книжная лексика

Слова, употребляющиеся преимущественно на письме

Адресат, адресант, гипотеза, ге́незис

Синтаксические средства и приёмы

Анафора

Единоначатие, повторение начального слова или нескольких слов

Вот тропа огибает большой валун. Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. Вот цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

Эпифора

Повторение слов в концах предложений

Антитеза

Противопоставление

Полюбил богатый—бедную, Полюбил ученый—глупую.

Градация

Последовательное нагнетание или ослабление образов

Не жалею, не зову, не плачу…

Инверсия

Нарушение порядка слов

Говорю тебе я правду

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова

Это ещё не сказка. Сказка только начинается.

Риторический вопрос, или восклицание, или обращение

Вопрос, восклицание или обращение, не требующие ответа

Что дурно? Что хорошо?

Что за люди!

Здравствуй, солнце!

Парцелляция

Членение предложения (разделение одного на несколько)

Я! Говорю! Хватит!

Ряды однородных членов

3а именами Саврасова, Левитана, Серова скрывается вечная в искусстве радость жизни. 

Вопросно-ответная форма

Часть текста в виде риторических вопросов и ответов на них

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться.

Синтаксический параллелизм

Похожее построение предложений или частей предложения.

Летал сокол по небу. Гулял молодец по свету.

Многосоюзие

Повторение союзов

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят, и о берег бьют...

Бессоюзие

Отсутствие союзов

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Фонетические приёмы

Ассонанс (всегда маркируется)

Повторение гласных

Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом!

Аллитерация (всегда маркируется)

Повторение согласных

Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...