Таблица "Средства выразительности речи"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 10, 11 класс)
Таблица систематизирует основные средства выразительности русской речи. Полезна для изучения литературы, анализа художественных произведений и подготовки к экзаменам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковые средства выразительности
Термин | Определение | Пример |
Тропы | ||
Эпитет | Художественное определение (прилагательное или причастие) | Блестящее выступление, золотые руки |
Сравнение | Уподобление одного явления или предмета другому. Выражается с помощью союзов «как», «будто», «словно», «точно», «чем» или творительного падежа. | Глаза, как океаны. Папироса Борменталя упала падучей звездою. Вода недвижнее стекла. (союз опущен) |
Метафора | Перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего признака (то, чего не может быть) | Лес рук. Голова кипит. Костёр рябины красной. |
Олицетворение | Наделение неодушевлённых предметов свойствами живого | Небо нахмурилось. Солнце улыбнулось. |
Гипербола | Преувеличение | Сто лет не виделись. |
Лито́та | Преуменьшение | Мальчик с пальчик |
Метони́мия (всегда маркируется) | Замена одного названия другим по смежности | Я съел три тарелки. Эй! Борода, как проехать отсюда к Плюшкину? |
Лексические средства | ||
Антонимы (контекстные) | Противоположные по значению слова | Я глупая, а ты умён. |
Синонимы (контекстные) | Близкие по значению слова | Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… |
Диалектизм | Слово, употребляющееся в определённой местности | Буряк (куб. свёкла) Замолаживать (новг. пасмурнеть) |
Жаргонизм | Отличное от языковой нормы слово определённой социальной группы | Предки (мол. родители) Пришить (вор. убить) |
Профессиона-лизм | Слово, употребляющееся в определённой профессиональной среде | Скальпель, корма |
Термин | Слов, обозначающее специальное понятие в науке | Гипотенуза, индукция, стратификация, плеоназм |
Просторечная лексика (просторечия) | Слова, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости | Башка (голова), втемяшивать (укрепить в сознании) |
Разговорная лексика | Слова, которые употребляются в повседневной речи | Жвачка, картошка |
Заимствованное слово | Слово, пришедшее в русский язык из другого языка | Латте, спичрайтер, клининговый |
Фразеологизм | Устойчивое сочетание слов | Ткнуть пальцем в небо, ахиллесова пята |
Книжная лексика | Слова, употребляющиеся преимущественно на письме | Адресат, адресант, гипотеза, ге́незис |
Синтаксические средства и приёмы | ||
Анафора | Единоначатие, повторение начального слова или нескольких слов | Вот тропа огибает большой валун. Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. Вот цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля. |
Эпифора | Повторение слов в концах предложений | |
Антитеза | Противопоставление | Полюбил богатый—бедную, Полюбил ученый—глупую. |
Градация | Последовательное нагнетание или ослабление образов | Не жалею, не зову, не плачу… |
Инверсия | Нарушение порядка слов | Говорю тебе я правду |
Лексический повтор | Повторение одного и того же слова | Это ещё не сказка. Сказка только начинается. |
Риторический вопрос, или восклицание, или обращение | Вопрос, восклицание или обращение, не требующие ответа | Что дурно? Что хорошо? Что за люди! Здравствуй, солнце! |
Парцелляция | Членение предложения (разделение одного на несколько) | Я! Говорю! Хватит! |
Ряды однородных членов | 3а именами Саврасова, Левитана, Серова скрывается вечная в искусстве радость жизни. | |
Вопросно-ответная форма | Часть текста в виде риторических вопросов и ответов на них | Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться. |
Синтаксический параллелизм | Похожее построение предложений или частей предложения. | Летал сокол по небу. Гулял молодец по свету. |
Многосоюзие | Повторение союзов | И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют... |
Бессоюзие | Отсутствие союзов | Швед, русский — колет, рубит, режет. |
Фонетические приёмы | ||
Ассонанс (всегда маркируется) | Повторение гласных | Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом! |
Аллитерация (всегда маркируется) | Повторение согласных | Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...
Средства выразительности речи
Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Урок русского языка в 10 классе...

