Отличие лирики декадентов от лирики символистов.
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Вхожу я в темные храмы» и Д.Мережковского «Голубое небо».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Декаденты Я действительности нашей не вижу Я не знаю нашего века... В.Брюсов Пришедшие в литературу в период глубокого кризиса поэзии, “старшие символисты ” проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта, резко отрицали окружающую действительность, говорили миру “нет”, несли упаднические настроения одиночества, печали, тоски. В.Брюсов К.Бальмонт З.Гиппиус Ф.Сологуб
Символисты “ Младшие ” символисты предлагали читателю красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты, настроения мистического восторга, постижения необычайного, неземного. А.Блок В.Иванов А.Белый
Сравнительный анализ стихотворений Дми́трий Серге́евич Мережко́вский ( августа 1886, Санкт-Петербург — декабрь 1941, Париж ) Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (ноябрь 1880, Санкт-Петербург— август 1921, Петроград)
«Вхожу я в темные храмы» Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902
«Голубое небо» Я людям чужд и мало верю Я добродетели земной: Иною мерой жизнь я мерю, Иной, бесцельной красотой. Я верю только в голубую Недосягаемую твердь. Всегда единую, простую И непонятную, как смерть. О, небо, дай мне быть прекрасным, К земле сходящим с высоты, И лучезарным, и бесстрастным, И всеобъемлющим, как ты.
Стихотворение А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы» - молитва, обращенная к Владычице Вселенной, Вечной Жене, святой, мистический восторг и трепет перед прекрасным идеалом женщины. Это одно из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, истинный шедевр символизма. Вхожу я в темные храмы Совершаю бедный обряд Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Первые строки стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Великолепно показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный - цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, превосходен, лучезарен. Ее появление приносит в лирическую душу героя радость и успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. В воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком.
отрицания земного бытия, стремления к высокому, красивому искусству. Земная жизнь лишь сон, тень. Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность творца обретает полную свободу, самодостаточность и личностное совершенство Я людям чужд и мало верю Я добродетели земной: Иною мерой жизнь я мерю, Иной, бесцельной красотой. Стихотворение Д.Мережковского «Голубое небо» наполнено мотивом одиночества, столь самоценного для автора,
Стихотворение автора-обращение к бездонной голубой дали, неистовый порыв автора к лучезарному, прекрасному небу. В произведении «Голубое небо» слышны ноты отчужденности, стремления к возвышенности и красоте Голубое небо – символ недосягаемого величия и красоты, единения и свободы поэта – творца, приближения его к Мировой Душе. основан на двоемирии, характерном для мировоззрения символистов О, небо, дай мне быть прекрасным, К земле сходящим с высоты, И лучезарным, и бесстрастным, И всеобъемлющим, как ты.
Система художественно-изобразительных средств стихотворений Обилие изобразительных выразительных средств в полном объеме раскрывает внутреннее состояние лирического героя в стихотворении «Вхожу я в темные храмы». Эпитеты темные(храмы), бедный(обряд), красных(лампад), озаренный(образ), величавой(Жены), ласковы(свечи) Церковная лексика (храм, лампада, риза, отрадно) Олицетворения (глядит образ; бегут улыбки, сказки и сны) Обращения (Прекрасная Дама, Вечная Жена, Святая) Лексический повтор усилительного "как" О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Восклицательные предложения О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!
Красив и разнообразен поэтический язык стихотворения «Голубое небо» Эпитеты ( бесцельной(красотой), недосягаемую(твердь), прекрасным, лучезарным, бесстрастным, всеобъемлющим) Сравнение (как смерть, как ты) Обращение (О, небо…) Анафора Иною мерой жизнь я мерю, Иной, бесцельной красотой. Антитеза (добродетель земная - голубая недосягаемая твердь)
Заключение Стихотворения «Вхожу я в темные храмы» и «Голубое небо» несут в себе идею «двоемирия». И А.А.Блок, и Д.С.Мережковский воплотили принцип абсолютной свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, "земного" мира есть вечный мир духовных сущностей, высшей красоты, идеала и гармонии, уловить и отразить который и призвано искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 11-го класса по символизму и символистам (Брюсов, Бальмонт, Белый)
ТОЛЬКО ДЛЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ!На первой страниц тест для учеников, на второй - для учителя (там вписаны/выделены жирным шрифтом верные ответы)....
Лирика поэтов – символистов
Цель урока: показать яркую индивидуальность К.Д.Бальмонта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью по...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....
План-конспект на тему «Три царства литературы: Эпос, Лирика и Драма. Учимся отличать жанры»
План-конспект составлен с учетом возрастных особенностей учащихся....


