Урок-игра в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Главная цель урока - это развитие личности учащегося. Научить ребенка мыслить творчески, сохранить любознательность. Одной из эффективных форм обучения является игровая деятельность учащихся. Она способствует формированию их интеллектуального, творческого потенциала. Игра учит работать в команде, развивает личность ребенка, создает комфортные условия для обучения. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа имени Кыдат Тебековой

Формирование функциональной

(читательской) грамотности на уроках

русской литературы в 5 классе по теме «Нравственные уроки рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Выполнила: Якоякова Чейнеш Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная

школа имени Кыдат Тебековой

Тема: «Нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». (5 класс)

Цель: формирование читательской компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Формирование техники чтения, приемов понимания и анализа текста.
  2. Введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей.
  3. Развитие устной и письменной речи, творческих способностей.
  4. Воспитывать духовно – нравственную личность, умеющую сострадать.

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Оборудование: раздаточный материал, репродукции картин А.Киселев «Горный пейзаж (Кавказские вершины)» (1880), А.Мещерского «Кавказ» (1873), слайдовая презентация.

Ведущая педагогическая методология: формирование читательской грамотности.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: творческий, исследовательский, проблемный, информационный, объяснительно – иллюстративный (наглядный), групповой.

Универсальные учебные действия (УУД).

  1. Личностные УУД: развивать умение высказывать свое отношение к героям, к поднятой проблеме, оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией; формировать мотивацию к чтению.
  2. Регулятивные УУД: формулировать тему, проблему и цели урока.
  3. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; слушать других; корректировать свою точку зрения.
  4. Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; находить нужную информацию из текста; уметь истолковывать прочитанное.

Планируемые результаты.

Предметные: знать содержание произведений, главных персонажей, различие и сходство в сюжетах, уметь рассуждать, углубленное восприятие и понимание текста.

Личностные результаты: оценивать поступки людей и соотносить их с принятыми нравственными принципами.

Межпредметные связи: география, история, русская литература и алтайская литература.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

#1054;рганизационный

Момент.

- Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу:

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу!

- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.

Пожелание добра друг другу:

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу!

Личностные: самоопределение, самооценка готовности к уроку

#1052;обилизационный

этап. Стадия вызова.

Работа с эпиграфом.

Цель:учить предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию.

#1057;тадия осмысления (реализация смысла)

4. Работа по картине.

Цель: формирование умения работать с графической информацией.

#1056;абота с текстами во время чтения.

Цель: учить углубленно воспринимать и понимать текст.

#1056;абота с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации; развивать навык анализа художественного произведения.

#1043;рупповое исследование.

Цель:развивать поисковую активность, умение исключать лишнее

#1056;ефлексия (размышление)

#1044;омашнее задание.

Эпиграф: «На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку».

С.Маршак

(Слайд 1)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Правильно. Каждое слово в тексте имеет большое значение. Поэтому, правильное восприятие текста зависит от понимания каждого его слова, каждое слово в произведении не бывает случайным.

- Начнем с разбора названия произведения.

«Кавказский пленник»

Кавказский – Кавказ

- Где происходит действие?

Задание для 1 группы. Используя карту, подготовить ответы на вопросы:

- Что вы знаете о Кавказе? Где находится?

- Ваше представление о Кавказе, сложившееся по ходу чтения произведения?

(Слайд 2)

(Распечатки карт находятся также и у учащихся)

Задание для 2 группы.

- На какие части делится? Какую площадь занимает?

Примерно где происходит событие в рассказе?

(Слайд 3)

Задание для 3 группы.

- Какие народы проживают?

- Какие народности Кавказа встречаются в тексте? (Слайд 4)

- Многие художники восхищались красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением этого края.

- Картина А.Киселева «Горный пейзаж (Кавказские вершины)»

(Слайд 5)

(Слайд 6)А.Мещерский «Кавказ»

- Что вы можете сказать об увиденном? Ваши впечатления?

- Кавказ чем-то похож на наш Алтай?

- У знаменитых русских писателей А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова есть замечательные стихи о красоте природы Кавказа.

В Кавказ был влюблен М.Ю.Лермонтов.

- Перед вами строки (отрывки) стихотворений этих поэтов:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

(Измаил-Бей)

КАВКАЗ

А.С.Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первые грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

- А теперь найдите описание природы Кавказа в рассказе Л.Толстого.

- Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и у Л.Толстого?

- На крутых горных дорогах, ущельях горцы устраивали засады, брали русских солдат, офицеров в плен. Так случилось и с героями рассказа – Жилиным и Костылиным. Событие происходит в 19 веке. Сам автор говорит: «На Кавказе тогда война была». Это не так уж важно для самого писателя.

- Что для автора важнее? Узнаете, прочитав тему нашего урока.

(Слайд 8)

Тема урока: «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Словарная работа.

(Слайд 9)

Нравственность – внутренние духовные качества; правила поведения.

Нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения.

- Нарушение этих правил приводит к отчуждению, к конфликтам, к войнам.

- Каковы же нравственные ценности, ради утверждения которых Л.Н. Толстой написал этот рассказ?

Дома вы должны были выписать в тетрадь положительные и отрицательные качества главных героев.

- Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Назовите, какие герои противопоставляются?

С какой целью?

(Слайд 10) Заполнить схему. Работа в группах.

Нравственный выбор

- Какая часть речи чаще используется при характеристике главных героев? Почему?

- Обратите внимание на фамилии героев. Что можете сказать?

- Перечислите основные черты характера двух героев.

Устное сравнение главных героев:

Жилин

Костылин

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

деятельный человек

раскис, упал духом

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей

великодушный

- Что помогло Жилину выжить?

- Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа для себя?

- Есть ли подобные произведения в алтайской литературе?

- Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

(Слайд 11)

«На все добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

На выбор учащихся.

#1053;аписать мини – сочинение.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Какое дело может быть добрым?

#1053;арисовать иллюстрацию к рассказу.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о содержании высказывания, называют ассоциации.

Формулируют цели и задачи.

Цель: узнать новое о писателе и его произведении.

Ставят учебные задачи:

- узнать о местонахождении Кавказа;

- познакомиться с жителями Кавказа;

-проанализировать произведение:

характеристика главных образов, выявление проблем текста;

- соотнести содержание произведения с эпиграфом и темой урока.

Обсуждают в группах, отвечают.

Готовятся отвечать.

Слушают ответы одноклассников, дополняют, вспоминают содержание прочитанного, кто может читал, слышал где-то дополнительно.

Предполагаемый ответ 1 группы:

Кавказ находится ______ части России, занимает__________ территорию..

Предполагаемый ответ 2 группы:

Кавказ находится между Черным, Азовским и Каспийским морями. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.

Предполагаемый ответ 3 группы:

Кавказцы – это горские народы.

Проживают чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы, татары…

Исповедуют мусульманскую религию.

В тексте встречаются словосочетания: молоденькая татарочка, татарский аул, старик – татарин …

Сравнивают картины художников, запоминают имена художников.

Высказывают свои впечатления о картине.

Слушают ответы сверстников, дополняют.

Учащиеся в группах читают тексты стихотворений выразительно. Находят описание природы Кавказа.

Слушают и дополняют ответы других групп.

Примерные ответы групп.

Например, глава 4.

«На полдни за сарай лощина, табун ходит…» до места «И так и думается ему, что это самое крепость русская».

Учащиеся приходят к выводу, что общее – все эти художники, поэты, писатели побывали на Кавказе.

Учащиеся делают вывод:

Важнее – как ведут себя герои рассказа во время этих военных действий. Какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации.

Проверка домашнего задания групп.

Слушают ответы товарищей, дополняют.

Примерные ответы.

Слушают ответы товарищей, сравнивают со своими ответами.

Добро

Зло

Любовь

Ненависть

Трудолюбие

Лень

Дружба

Предательство

Смелость

Трусость

Мир

Война

Милосердие

Эгоизм

Нравственность

Безнравственность

Противопоставляются следующие герои:

.Форма преобразования текста – схема.

Нравственный выбор

Жилин Костылин

Татары Русские

Дина Жители аула

Война Мирная жизнь

Ученики приходят к выводу:

При описании Жилина – глаголы, при описании Костылина – существительные, прилагательные.

Устные ответы групп.

Учащиеся приходят к выводу, что главному герою рассказа помогают выжить именно нравственные черты характера. Такие люди не падают духом, всегда идут вперед, помогают другим, нуждающимся в помощи.

Трудолюбивого, смелого человека уважают все.

Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения.

2. Самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к тексту.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Литература.

  1. Учебное пособие по развитию речи Л.Г.Смирновой «Культура русской речи». М.,Русское слово, 2007
  2. Интернет – ресурсы.
  3. Собственные ассоциации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Урок-игра "Умницы и умники" по рассказам А. П. Чехова

Литературная игра, развивающая мышление, сообразительность, быструю ориентацию по текстам....

Урок-игра "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"

Материалы для проведения урока-игры в 5 классе при изучении рассказа Тургенева И.С. "Муму"...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...