Методические рекомендации "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Методическая разработка применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Белова О.С.,

учитель математики МБОУ «Луховицкий лицей»

г.Луховицы Московской области

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики»

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому важна правильная организация учебной деятельности. Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала, методов и форм учебной деятельности  возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. Урок должен вызывать интерес к занятиям, формировать позитивную самооценку, мотивировать детей следить за своим здоровьем, благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей  успешности его проведения.

        По степени сложности среди школьных предметов математика занимает одно из первых мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся, и поэтому необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, В своей работе я  поставила перед  собой  следующие  цели:

  1. Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися.
  2. Создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных способностей.

Применение здоровьесберегающих технологий, состоит не только в проведении физкультминуток, соблюдения гигиенических требований.  Моя цель как учителя состоит в следующем:  научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся  творческой личности и подготовить  ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся  условиях общества и природной среды.В своей работе по внедрению здоровьесберегающих технологийприменяю «четыре правила учителя».

Первое правило «идти от детей». Важно научиться любить детей, какие они ест. Слышать их, уважать мнение каждого. Идти от того , что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не на «поводу» у них. Например:  выполнение домашнего задания – это как трудовая повинность для большей части учащихся, но если это преподнести в нетрадиционной форме, ребята сами становятся инициаторами .  ход урока выбирают дети например: (урок математики тема «Решение задач») на доске прикреплены карточки «Движение», «Работа», «Магазин» …. на которых написаны задачи на каждый вид , учитель задаёт вопрос: «С чего начать?» дети выбирают сами , что им интересно, ( работа идёт в трех группах). Продуктивный метод - применение методов сравнения и сопоставления при изучении новой темы. Например: при изучении темы: «Десятичные дроби» на доске написаны обыкновенные дроби и одна со знаменателем 10 . Вопрос «Какая дробь лишняя и почему ?» в процессе объяснения дети сами делают выводы и вводят определение и сами определяют тему урока. Данную методику можно применять привведение любой темы.

 «Идти от детей» - это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. А для этого надо постоянно изучать детей, получая новые знания о них от психолога, классного воспитателя.

Второе  правило «урок начинается с урока». Большое значение в продуктивности урока имеет правильно построенный организационный момент. Ведь это время, когда учитель устанавливает контакт с детьми. Что более органично включит всех ребят в работу? Чтобы ответить на данный вопрос, каким будет организационный момент и нужен ли он вообще, ответьте себе, что дает ваша задумка проведения оргмомента детям? Этап урока – потому, что «так надо», или потому, что это важно для детей, их эмоционального настроя, установления контакта? Любое задание, которое вы выбираете для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».

        Третье   правило «ошибка находка для учителя».  Урок порой непредсказуем, мы готовим много материала, а какой будет для детей актуальный? Учитель должен быть виртуозом. Он должен уметь перестраиваться на ходу, потому что чувствует каждого ученика, улавливает интересы класса. Главное – не боятся ошибок детей. Именно ошибка позволяет ученику остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получиться, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чем затруднение того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего он не понимал раньше. Ошибка – дело тонкое. Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Не надо говорить правильно или неправильно решена задача. Нужно  дождаться реакции детей. Пусть сначала они выскажут свою точку зрения. А уже потом можно принять, например сторону ученика, допустившего ошибку. В таком случае дети сами объясняют в чем ошибка. Главное, что в этой ситуации косвенное объяснение получает ученик, допустивший ошибку. В своей работе при формировании навыков я иногда допускаю ошибку сама.   Например:  при проведении самостоятельной работы, при проверке открывается доска с ответами и в одном ответе ошибка. Пусть не все учащиеся заметят ошибку, но кто то все равно заметит. Объяснит. Конечно можно написать сразу правильные ответы и дать детям их обосновать. При этом самому учителю надо выйти из обсуждения, предоставив его только детям. Эта ситуация показывает, что, к сожалению, очень часто мы нацелены лишь на правильный ответ, а не на осознание детьми материала. Но конечно уходит много времени на обсуждение, ведь нужно постараться выслушать всех детей. Но не следует забывать, что в обсуждении рождается истина, происходит понимание и осознание процесса учения. Но при использовании данного метода нужно учитывать, что не все дети адекватно реагируют на ошибку. Если мы хотим, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно на уроке, то надо создавать ситуацию успеха, повышать самооценку, а не уличать его в незнаниях. К сожалению, по данным психологов, у российских детей чаще заниженная самооценка.

Четвертое   правило «доверять силам детей»  При введении нового материала, конечно учителю гораздо легче объяснять все самому, а затем закреплять, чем ждать, пока дети самостоятельно придут к открытию. Но мне хотелось бы в своем выступлении процитировать слова Антуана де Сент-Экзюпери «Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия . Любовь к познанию – вот главное мерило». Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. Но безусловно в материале, который предлагаю детям  на уроках, соблюдена мера трудности, уровень, которой соответствует зоне ближайшего развития каждого ребёнка. Ученики, используя,  уже имеющееся знания, в новой ситуации сами выходят на открытие нового материала.

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т.  Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал  полезен для проведения МО,семинаров, ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики(презентация)

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики....

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...