"Ось симметрии фигуры", урок математики в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Петропавловских Нина Витальевна

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией, развивать пространственное и конструктивное мыщление.

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.5 КБ
Файл презентация к уроку1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ось симметрии фигуры.(6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией, развивать пространственное и конструктивное мыщление.

Задачи:

образовательные: знакомство с понятием ось симметрии; развитие умения  находить оси симметрии в различных геометрических фигурах и предметах окружающей действительности; развитие умений применять знания теории на практике

развивающие:

  • развитие мышления учащихся, развитие математической речи;
  • развитие мотивационной сферы личности;
  • развитие исследовательских способностей.
  • развитие внимания, наблюдательности, мышления, интереса к предмету, математической речи, стремления к творчеству;

воспитательные:

  • воспитать аккуратность, ответственность за себя и товарищей, любовь к предмету;
  • воспитание настойчивости при решении проблемы;
  • способствование формированию сотруднических отношений в классе при решении проблемы.
  • развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и самоанализа учебной деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверт с набором геометрических моделей, школьные инструменты,  цветные карандаши, дидактический материал (бланки с тестом).

п урока: урок исследование.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая. индивидуальная.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

(Слайд 1) Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. (Платон )

– Сегодня на уроке мы попытаемся  разобраться в некоторых особенностях создания  прекрасного! А работать мы сегодня будем в группах.

Дети заранее распределились на 4 группы.

2. Этап  актуализация опорных знаний 

– Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. (Слайд 2) Что их объединяет?

– Напомните мне, пожалуйста, что же означает слово «симметрия».

- Какой вид симметрии мы уже рассмотрели?

- Определите, симметричны ли фигуры относительно прямой? (слайд 3)

- Они симметричны относительно оси.

 - «Симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

Мы рассмотрели осевую и зеркальную симметрию.

Симметричны только на 1 рисунке. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут.

3.Этап целеполагания.

- Ребята, симметричными могут быть не только 2 фигуры, в некоторых фигурах тоже можно провести ось симметрии. Говорят, что такие фигуры обладают осевой симметрией. (слайд 4)

- Как определить имеет ли фигура ось симметрии?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (слайд 5)

- Какую цель вы поставите перед собой.

- Сегодня на уроке будем   находить оси симметрии в различных геометрических фигурах и предметах окружающей действительности.

- Можно согнуть фигуру, если левая и правая части совпадут, то фигуры симметричны.

Научится определять ось симметрии фигур.

4. Этап открытия нового знания

- Сколько осей симметрии может иметь фигура.

Каждой группе выдается набор различных геометрических тел. Сейчас я буду называть геометрические фигуры, вы их должны найти и показать.

Ваша задача самостоятельно определить, сколько осей симметрии имеет каждая фигура, определить самую симметричную и самую несимметричную фигуру.

Проверим, что у нас получилось.

1 группа назовёт фигуры имеющие 1 ось симметрии (угол, равнобедренный треугольник, трапеция). (слайд 6)

2 группа назовёт фигуры, имеющие две оси симметрии (прямоугольник, ромб) (слайд 7)

3 группа назовёт фигуры имеющие более двух осей симметрии (равносторонний треугольник, квадрат, круг). (слайд 8)

Многоугольник у которого равны  все стороны и все углы называется правильным. Можно ли равносторонний треугольник и квадрат назвать правильными многоугольниками?

4 группа назовёт фигуры не имеющие осей  симметрии (разносторонний  треугольник, параллелограмм, неправильный многоугольник). (слайд 9)

Какая из данных фигур самая симметричная и самая несимметричная?

Находят и показывают фигуры.

Предполагают.

Находят оси симметрии у различных геометрических фигур (угол, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, разносторонний треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, параллелограмм, круг, неправильный  многоугольник)

Отчет групп. Выступает один представитель от группы. Остальные группы слушают, высказывают своё мнение, проверяют себя с опорой на слайд.

5. Этап первичного закрепления.

А сейчас следующее задание. (слайд 10) Используя перегибания листа, вырезать из листа бумаги фигуру, которая имеет:

  • одну ось симметрии;
  • две перпендикулярные оси симметрии;
  • четыре оси симметрии.

При выполнении этого задания соблюдай те правила ТБ при работе с ножницами.

Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Симметрично практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты. 
– Приведите примеры предметов имеющих осевую симметрию.

- А мы с вами обладаем симметрией?

(слайд 11)

Красота человеческого тела обусловлена пропорциональностью и симметрией. Строение внутренних органов – не симметрично. Однако человеческая фигура может быть асимметричной. Одним из таких примеров является сколиоз – искривление позвоночника, приобретенное в том числе неправильной осанкой. Одна из главных причин – неправильная поза во время учебных занятий, из за которой возникает неравномерная нагрузка на позвоночник и мышцы. Предотвратим это заболевание – проведем физкультминутку.

Выполняют задание.

Слушаем, как выполнялось задание.

Лучшие фигуры каждой группы вывешиваем на доске.

Называют по очереди.

6. Физкультминутка (слайд 12)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою тори кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

7. Осмысление учебного материала.

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии. (Слайд 13)
Весь алфавит разделен на 4 группы, как вы думаете, по каким критериям я это сделала?
Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии, В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную. А буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии.
 В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях: 

шалаш, казак, радар,

Алла, Анна, кок, поп. 

Могут быть  палиндромическими

 и предложения.

Написаны тысячи таких предложений. 

А роза упала на лапу Азора.

Я иду с мечем судия.

Составьте слова, имеющие вертикальную ось симметрии и вертикальную.

Высказывают предположения.

Проверяют свои предположения по слайду.

Воспринимают информацию.

Составляют слова, озвучивают их.

8. Самостоятельная работа.

Тест.

 Часть  урока вы работали в группе. Пришло время проверить, как каждый из вас усвоил новый материал. Займите, пожалуйста, свои места. Сейчас вам будет предложен тест. Подпишите в тетрадях вариант. Ответы на вопросы пишем в тетради. (слайд 15)

 А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по готовым ответам, поставьте оценку в соответствии с критериями. ( слайд 16)

Встаньте те, кто выполнил работу на пять.
поднимите руку те кто, кто выполнил работу на четыре. Поднимите руку те, кто выполнил на три. Кто не справился с работой. Какое из заданий показалось самым сложным.

Работа с учебником. ( при наличии времени)

С. 578, № 578: Среди фигур, изображенных на рисунке, найдите симметричные. Перерисуйте их в тетрадь и проведите оси симметрии.  

Осуществляется фронтальная проверка.

- под какими номерами изображены симметричные фигуры.

- сколько осей симметрии у ромба?

- сколько осей симметрии у трапеции?

- сколько осей симметрии у вогнутого четырёхугольника?

С. 153, № 587(практическая ситуация – восстановить симметричное панно)

 

Работают самостоятельно. Осуществляют взаимоконтроль.

Вариант 1

                                                         

1) Б     2) Г     3) Б     4) А      5) В     

           

Вариант 2

1) Б,В      2) Б      3) Б     4) Г     5) Г

Оценивание выполненной работы по соответствующим критериям:

«5» – 5 заданий; 
«4» – 4 задания;  
«3» – 3 задания;  
«2» – менее трёх заданий.

Осуществляют самопроверку.

- 1,2, 4

- у ромба 2 оси;

- у трапеции 1 ось;

 - у четырёхугольника 1 ось.

Проверку осуществляет учитель.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

– Подходит к концу наш урок, но знакомство с симметрией продолжается. На протяжении всего урока мы выполняли разнообразные задания. 
– С каким понятием вы сегодня познакомились?

- Определите, является ли прямая осью симметрии фигуры.(слайд 17)

- Какая фигура лишняя? (слайд 18)
– Какие цели мы ставили на урок?

Мы выполнили поставленные цели?

- Какое задание вам показалось самым трудным?
– Какое задание вам показалось самым интересным?

- Что нового «открыли» вы для себя на уроке?

-Как вы думаете,  над чем,  каждому из вас следует потрудиться?

Ось симметрии фигуры.

Рис. 1,2 – нет; рис. 3,4 – да.

Фигура № 3 – нет оси симметрии.

Научится определять ось симметрии фигур.

Да.

10. Домашнее задание.

Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать.

Дж. Родари (слайд 19)

Записывают в дневники.

П. 7.2, № 586

Попытайтесь придумать палиндромы.

Придумайте рисунок, иллюстрирующий осевую симметрию и изобразите его на отдельном листе.

11. Заключение.

 – Ребята, спасибо вам за работу! Без помощи и поддержке друг друга мы не смогли бы достичь цели. Я очень довольна вашей работой на уроке.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон

Слайд 4

Примеры симметричных фигур

Слайд 5

Тема урока: «Ось симметрия фигуры».

Слайд 6

Фигуры, обладающие одной осью симметрии Равнобедренная трапеция Равнобедренный треугольник Угол

Слайд 7

Фигуры, обладающие двумя осями симметрии Прямоугольник Ромб

Слайд 8

Фигуры, имеющие более двух осей симметрии Равносторонний треугольник Квадрат Круг

Слайд 9

Фигуры, не обладающие осевой симметрией Произвольный треугольник Параллелограмм Неправильный многоугольник

Слайд 10

Используя перегибания листа, вырезать из листа бумаги фигуру, которая имеет: одну ось симметрии; две перпендикулярные оси симметрии; четыре оси симметрии. При выполнении этого задания соблюдайте правила ТБ при работе с ножницами.

Слайд 11

Симметрия человека Красота человеческого тела обусловлена пропорциональностью и симметрией . Однако человеческая фигура может быть ассиметричной.

Слайд 12

Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою тори кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.

Слайд 13

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии. Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. А; Д; Л ; М; П; Т; Ф; Ш. В; Е; З; К; С; Э; Ю. Ж; Н; О; Х. Вертикальная ось симметрии: Горизонтальная ось симметрии: И вертикальные и горизонтальные оси симметрии: Нет ни вертикальной, ни горизонтальной оси:

Слайд 14

В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы , которые можно читать одинаково в двух направлениях: шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп. Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений. А роза упала на лапу Азора . Я иду с мечем судия. (Г. Р. Державин.)

Слайд 15

15 Тест

Слайд 16

Вариант-1 1) Б; 2) Г ; 3) Б; 4) А ; 5) В. Вариант-2 1) Б,В ; 2) Б ; 3) Б; 4) Г; 5) Г. «5» - 5 заданий; «4» - 4 задания; «3» - 3 задания; «2» - менее трёх заданий.

Слайд 17

Является ли прямая осью симметрии данных фигур? Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Слайд 18

Какая фигура лишняя? Фигура № 3;

Слайд 19

3. Придумайте рисунок, иллюстрирующий осевую симметрию и изобразите его на отдельном листе. Домашнее задание Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Дж. Родари П. 7.2, № 586 2. Попытайтесь придумать палиндромы.

Слайд 20

Спасибо за урок! “Принцип симметрии охватывает все новые и новые области…” Вернадский В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 2 класс ( программа Перспектива), тема "Пересечение геометрических фигур"

Презентация к уроку математики 2 класс,  2 четверть .Урок разработан полностью : Урок  математики во 2А  классе,  20 ноября  2012 Программа «Перспектива» (Деятельнос...

Урок математики, 3 класс, тема:" Геометрические фигуры"

Материал для использования на уроках по математике в начальной школе....

Презентация к уроку математики 6 класса на тему "Осевая симметрия"

Презентация к уроку математики 6 класса на тему "Осевая симметрия", которая поможет обучающимся более наглядно изучить тему. Используется учебник математике И.И.Зубаревой....

Конспект урока математики 6 класс на тему "Осевая симметрия."

Приведен конспект урокана тему "Осевая симметрия" . Это первый урок на данную тему. Содержит один из вариантов преодавания данной темы...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Площадь фигур"

Представлен конспект урока, отвечающий требованиям ФГОС. Представлена подробгая технологическая карта. Урок сопровождается презентацией. На уроке учащиеся выполняют исследовательскую работу...

Урок математики 7 класс адаптивной школы "Симметрия"

Разработка современного урока математики в адаптивной школе  по теме Симметрия", 7 класс....

Технологическая карта к уроку математики 6 класс по теме: "Осевая и центральная симметрии"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС...